«Дом Мазута» в Казани из империи Ротшильдов станет памятником
В начале 20 века пароходы московской компании с нефтепродуктами курсировали от Каспия вверх по Волге.
(
19 марта 2024 16:04 , ИА "Девон" )
Дом общества «Мазут», построенный в Казани в 1840-х годах, предложено признать памятником истории и культуры регионального значения. Здание, некогда принадлежавшее крупным купцам-нефтепромышленникам, находится в аварийном состоянии. Об этом Информагентство «Девон» узнало из материалов Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия.
Бывшее «офисное» (конторское) здание, как предполагается, было построено в 1840 году неизвестным архитектором. Жилой дом в старинном районе Ново-татарской слободы, площадью более 430 кв.м., изначально принадлежал купцу и нефтепромышленнику Прокопию Полянину. Об этом говорится в акте государственной историко-культурной экспертизы здания.
Полянин также владел одним из старейших нефтеперерабатывающих заводов губернии, находившемся на окраине Ново-Татарской слободы. В этом районе раньше жили рабочие.
Во второй половине 19 века в Российской Империи начался бум нефтяной промышленности. В 1898 году в Москве было было учреждено нефтепромышленное и торговое общество «Мазут», торговавшее продуктами нефтеперегонки.
Его учредителями были знаменитые нефтепромышленники Ротшильды, а также Петербургский Международный Банк, общество «А. Дейч с сыновьями» и торговый дом нижегородских помещиков «Г.А. Поляк и сыновья».
Фактически общество контролировалось Парижским банкирским домом Ротшильдов. «Мазут» быстро стал одним из крупнейших нефтяных концернов России.
А нижегородский торговый дом «Поляк и сыновья» принадлежал богатой купеческой семье Поляков. Ее главой был купец первой гильдии и меценат Григорий (Гирш) Абрамович Поляк. Он родился в городе Слуцк, но занимался торговлей в Нижнем Новгороде. В 1870-х годах он был одним из организаторов пароходства на Волге.
Во многом благодаря контролю над речными путями торговый дом быстро расширял географию своей деятельности. «Мазут» имел мощную сбытовую сеть, свои танкеры и вагоны-цистерны, ремонтные мастерские в Ярославской губернии и другие сервисные структуры.
В начале 20 века пароходы с грузом нефти и нефтепродуктов курсировали от Каспия вверх по Волге. Торговое общество «Мазут» в те времена владело конторами и доходными домами в престижных районах Санкт-Петербурга, Москвы и Казани.
В столице Казанской губернии двухэтажный особняк находился неподалеку от Волги, на Большой Симбирской улице. Кроме дома, на этой территории числились керосиновые склады (баки). На аэрофотосъемке немецкого самолета-разведчика, сделанной в 1942 году, это хранилище обозначено как место потенциальной бомбардировки. Сегодня там стоят «хрущевки».
После Октябрьской революции конторское здание, как и все имущество капиталистов, было национализировано большевиками. Ново-Татарская слобода превратилась в промзону. На месте жилых кварталов там возвели фабрики. Среди них - комбинат Мехового объединения имени Хусаина Ямашева. Большую Симбирскую улицу переименовали в улицу Меховщиков.
Здание перестроили, добавив антресольный этаж. Долгое время его использовали как общежитие рабочих меховой фабрики. Однако в народе особняк продолжали называть Домом «Мазута».
Эксперты отмечают сохранность аутентичной объемно-пространственной композиции середины XIX в. Дом Мазута не является архитектурной доминантой и не имеет уникальных архитектурных решений и интерьера. Вместе с тем, он формирует архитектурный стиль квартала. Более того, это единственный сохранившийся объект в столице Татарстана, связанный с Ротшильдами.
Комментарий ИА «Девон»:
Развитие нефтяной отрасли Поволжья стало возможно лишь благодаря бакинской нефти. Так, в 1883 году была запущена Закавказская железная дорога. Она соединила бакинский нефтяной район с Батумским портом на Черном море.
Российские нефтепродукты получили наиболее короткий и дешевый путь к зарубежным рынкам. После этого на Россию обратили внимание крупнейшие мировые финансисты и нефтепромышленники.
В 1903 году общество «Мазут» подписало соглашение с «Бранобелем». Это соглашение, получившее название «Нобмазут», носило картельный характер. Это позволило объединению резко нарастить поставки топлива на внутреннем рынке.
В 1912 году Ротшильды ушли с российского рынка, продав все свои активы концерну Royal Dutch/Shell. Явных причин для этого не было, так как их бизнес шел весьма успешно. Вероятно, финансисты предчувствовали революцию в стране…
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Татарстан, история, Земля