Апрель 1990 года в Уфе: народный гнев на волне фенольного разлива
(
11 июня 2020 07:07 , ИА "Девон" )
В этом году исполнилось тридцать лет крупной аварии на уфимском заводе «Химпром». О том, как было, рассказывается в статье «Фенольная катастрофа и народный протест», опубликованной на канале «Уфа: история, экскурсии, находки» в
«Яндекс Дзен» . ИА Девон приводит этот материал (орфография и стилистика сохранена).
В один прекрасный весенний день 1990 года случился обычный паводок. К несчастью, ещё зимой на «Химпроме» тихо и незаметно протекла цистерна с фенолом — кристально белым, как снег. Когда настоящий снег начал таять, фенольная вода потекла сначала в реку Чернушку, затем Шугуровку, а оттуда и в Уфимку, пока не достигла Южного водозабора Уфы.
Подозревали ли уфимцы что-то неладное всю неделю, пока пили отравленную воду? Ведь предельно допустимая концентрация фенола в водопроводной воде была превышена в целых 30 раз. Говорят, вода пахла чем-то вроде карболки, но ведь никаких предупреждений о катастрофе не было. Более того, некоторое время чиновники убеждали горожан, что пить воду можно, нужно лишь кипятить её. Поэтому люди просто попадали в больницы со странными симптомами отравления, а остальные, в том числе беременные женщины, продолжали пить водопроводную воду.
Пока, наконец, государство не забило тревогу и не запретило пить воду из-под крана, а также использовать для её готовки и в быту. Предусмотрительные родители отсылали своих детей к родственникам в другие города. Младенцам повезло меньше — они страдали от нейродермита, аллергии и других болезней, полученных от отравления их матерей. От фенола в южной части города пострадали две трети уфимцев, хотя диагноз «отравление фенолом» врачам ставить всё же запретили.
Апокалиптическая картина того времени: горожане выстраиваются в очередь за чистой водой с бидончиками, вёдрами и полиэтиленовыми мешочками. На каждого жителя полагалось 14–16 литров питьевой воды в день, а продажа безалкогольных и молочных напитков была увеличена в несколько раз. Тогда-то ещё пронзительнее зазвучала картина известного уфимского художника Сергея Краснова, тогдашнего пророка, открывшего общественности глаза на проблему экологии средствами искусства. В своей картине он за несколько лет до фенольной трагедии в Уфе изобразил воду в полиэтиленовом мешочке…
На этом, однако, история не закончилась. Той же весной по городу прокатилось несколько «фенольных» многотысячных демонстраций. Ещё насквозь советские тогда люди проявили неожиданную смелость. По улице Ленина они несли транспаранты и скандировали «Долой ОБКОМ!». На перекрёстке Ленина — Чернышевского демонстрацию остановила милиция, и почти все разошлись. Студенческая демонстрация, начавшись на площадке перед Белым домом, двинулась к Горсовету. Первоначально была идея выстроить живую «зелёную цепочку» по всему проспекту, но в итоге люди просто пошли колонной. Однако исправить ситуацию никакие протесты уже не могли.
Историк Владимир Захаров вспоминает: «Апрель 1990 года в Уфе: народный гнев на волне фенольного разлива. На такое событие меня официально отпустила учительница с урока обществоведения. К митингу на Советской площади, увы, опоздал, но захватил демонстрацию по ул. Ленина».
«Лишь в 1993 году в Уфе открылся Институт прикладной экологии и природопользования Министерства по чрезвычайным ситуациям и экологической безопасности республики и кафедра экологии на биофаке БашГУ, - пишет он. - Началось изучение загрязнения объектов природной среды в рамках республиканской программы «Диоксин».
«Со времени экологической катастрофы прошло уже больше двадцати лет, - добавляет он. - Нас пугали, что через пару десятков лет то отравление неизбежно даст о себе знать. Иностранные специалисты предлагали полностью сменить водопроводную систему — невозможно вытравить фенол из труб до конца. Как сказалась на нас та катастрофа? Стало ли за двадцать лет больных больше?.. Было бы сейчас могил меньше?».
Справка ИА Девон
Завод «Уфахимпром» производил гербициды, хлорорганические соединения, эпоксидные смолы, химические реактивы. В ноябре 1989 года на предприятии разлился фенол. Несколько сотен тонн опасного для жизни человека вещества вместе с паводковыми водами попало в реку Шугуровку. Был заражен водозабор, а в реке Уфа концентрация диоксина достигала 128 тыс. ПДК. Более половины уфимцев на год лишились питьевой воды из кранов. Город охватили протесты, в которых участвовало до 45 тыс. чел.
Кроме того, в августе 1990 года взорвался один из цехов по производству фенола на «Синтезспирте», который находился в нескольких километрах от «Уфахимпрома». Предприятие было полностью уничтожено сильнейшими взрывами, пострадало множество ликвидаторов аварии – работников «Синтезспирта».
В 2004 году «Уфахимпром» был закрыт, в 2010 году признан банкротом. Сегодня на территории закрытого предприятия хранится большое количество токсичных химических отходов, среди которых – диоксин.
Местные ученые заявляют, что территория ОАО «Уфахимпром» загрязнена диоксином настолько, что там нельзя находиться. Над загрязненным участком предлагалось построить саркофаг, «как в Чернобыле».
При этом площадку арендуют 20 компаний, среди которых «Башнефть», «Уфаоргсинтез», «Химпласт», «Химспецпром». Однако многие организации работают на заводе самовольно. Из-за того, что использование территории завода не ограничено, загрязненный грунт и мусор распространяются в город. «Уфахимпрому» требуется полная перестройка и модернизация очистных сооружений, заявляют местные власти.
В июле 2019 года предстоящей рекультивации зараженной территории «Уфахимпрома» рассказал врио главы Башкирии Радий Хабиров. По его словам, этим готова заняться французская компания SUEZ.
На проект санации «Уфахимпрома», стоимость которого в 2016 году власти Уфы оценивали в 2 млрд руб., планируется привлечь федеральные средства. «Если мы проведем все мероприятия, там освобождается шикарная территория под индустриальный парк. Пока у нас очень неплохо идет»,
заявлял Хабиров.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Башкирия ТЭК, история, вода