Архив новостей

Март2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Золотой век потребления нефти: от мотора Карла Бенца до электромобилей 2040-х

Скоро ли «черное золото» повторит судьбу угля и дров?

(20 декабря 2019 14:39 , ИА "Девон" )
Мировой спрос на нефть растет уже полтора столетия. Мир живет по формуле, в которой уровень развития страны напрямую связан с объемом потребления нефти. Основной вопрос состоит в том, когда эта ситуация сможет измениться. Об этом говорится в статье Мировая жажда», опубликованной в издании «Сибирская нефть». Информ-Девон приводит ее с незначительными сокращениями.

ЗАРОЖДЕНИЕ НЕФТЯНКИ
Началом истории нефтяной промышленности принято считать 1859 год, когда в американском штате Пенсильвания была пробурена первая скважина. Но в качестве точки отсчета для глобальной отрасли следовало бы считать 1886 год, когда Карл Бенц получил патент на первый в мире автомобиль. Его движение обеспечивал модернизированный для работы на  бензине четырехтактный двигатель Отто, запатентованный десятилетием ранее.

Была открыта уникальная теплотворная способность жидкого углеводородного топлива на единицу объема. Вытекающие из этого компактность, автономность, экономичность транспорта с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) на многие десятилетия вперед обеспечили  нефти международный рынок огромного объема.

Двигатели совершенствовались, а сфера применения нефти расширялась все больше. Востребованным продуктом стал не только бензин, но и более тяжелые фракции. Мазут ранее сливался в водоемы возле перерабатывающих заводов как ненужный отход производства. Затем его начали использовать как топливо для паровозов, пароходов, паровых машин. Постепенно он вытеснил из транспортной сферы дрова, а затем и уголь.

В Первую мировую войну бензин стал продуктом первой необходимости для активно моторизировавшихся армий. Контроль поставок нефти приобрел военно-стратегическое значение. Если в 1914 году нефтяным отоплением котлов были оснащены 364 судна, то в 1922-м — больше 2,5 млн. На момент начала войны французская армия располагала лишь сотней грузовиков, четыре года спустя их было уже около 70 тыс.

Благодаря оптимизационным изобретениям Генри Форда автомобили стали производиться быстро и дешево. В 1920 году по миру ездило около 9 млн автомобилей, через пять лет — уже около 20 млн, еще через два года — почти 30 млн. Кроме того, именно появление бензинового мотора дало старт развитию авиации. В 1930-х сферы применения нефти пополнились нефтехимией. Именно тогда началось внедрение в промышленное производство такого важного материала, как полиэтилен. 

ЗОЛОТОЙ ВЕК НЕФТИ
Между Первой и Второй мировыми войнами потребление нефтепродуктов увеличилось почти в шесть раз. А мировая несправедливость в распределении запасов нефти на планете стала еще более заметной. Лишь два центра потребления нефти обладали запасами, необходимыми для обеспечения внутренних потребностей, — США и СССР. Франция и Великобритания вели борьбу за черное золото в других регионах мира, в первую очередь на Ближнем Востоке.

Активно милитаризировавшаяся Германия развивала производство синтетического топлива и создавала стратегические запасы, в первую очередь за счет советской, венгерской и румынской нефти. Вторая мировая война сделала нефть настоящей кровью победы. С попытками получить доступ к важнейшим источникам сырья были связаны крупнейшие военные операции. Гитлеровская Германия рвалась на Кавказ и на Ближний Восток, Япония — в Индонезию и Бирму. Все с одной лишь целью — получить доступ к нефтяным месторождениям. То, что СССР и союзникам удалось оставить вражеские армии на голодном топливном пайке, во многом предопределило исход войны. За семь лет Второй мировой Германия и Италия израсходовали 52,7 млн тонн нефти и нефтепродуктов, США – почти 1,5 млрд тонн.

Золотой эрой потребления нефти стал промежуток с 1950 по 1970 год. Высокие темпы восстановления послевоенной Европы были поддержаны дешевой ближневосточной нефтью. У Советского Союза для этого была собственная база. Быстрый процесс индустриализации в Восточной Азии сделал этот регион еще одним мощным мировым центром потребления нефти. При этом лидеры роста — Япония, Тайвань, Южная Корея — собственными углеводородными ресурсами не располагали.

В 1970-х нефть обеспечивала 50% мирового спроса на энергоресурсы, что сделало нефтяной рынок источником особого влияния на мировую экономику. Между тем, у рынка сменился рулевой: в США при растущем потреблении добыча достигла пика в 1970 году и начала снижаться. Влияние на управление мировым нефтяным рынком приобрела ОПЕК.

Вскоре последовал первый кризис. Началось эмбарго на поставки нефти в страны, поддержавшие Израиль в арабо-израильской войне в 1973 году, в первую очередь в США. Это привело к росту цен на нефть с $2,90 до $11,65 за баррель. Затем исламская революция и падение добычи в Иране 1979 года вздернули их до $34. Все это привело к снижению экономической активности в развитых странах, запуску энергосберегающих программ и сокращению потребления нефти. Только с 1979 по 1981 год в США, Европе и Японии оно снизилось на 13%. Мощный импульс к развитию получила энергетика, не завязанная на жидкие углеводороды, — мирный атом и газ.

НЕЭЛАСТИЧНЫЙ СПРОС НА НЕФТЬ
Впрочем, развитие новых регионов добычи без роста спроса привело к затовариванию нефтяного рынка. В результате цены вновь обрушились до $10 за баррель. С тех пор мир постоянно балансирует между ростом спроса и предложения нефти. Удерживать этот баланс очень непросто. Одна из причин этого — низкая эластичность спроса на углеводородное сырье. В экономике эластичностью называют реакцию спроса или предложения на изменение цен. Если уменьшение цены на 1% приводит к повышению продаж менее чем на 1%, спрос неэластичен.

У нефти коэффициент эластичности гораздо ниже единицы. Это объясняется тем, что использование нефти в краткосрочной перспективе определяется факторами, меняющимися очень медленно. Транспорт не может моментально переключиться с одного вида топлива на другой. Разработка и реализация энергосберегающих программ и альтернативной энергетики, тоже дело небыстрое.

Как все это работает, мы видели совсем недавно. Дополнительные объемы нефти, пришедшие на рынок в результате сланцевой революции в 2014 году, обрушили цены. Это не привело к сопоставимому росту потребления, которое определялось уровнем развития мировой экономики. Остановить снижение цен можно было выводом с рынка лишнего объема сырья, и сделать это могла только ОПЕК.

Один из основных факторов эластичности спроса по цене — наличие товаров-заменителей. Пока равноценных заменителей нефти нет, баланс рынка будет поддерживаться только внутри системы «спрос — предложение». Даже несмотря на постепенное снижение доли нефти в структуре мирового энергопотребления, добыча и потребление жидких углеводородов растут вместе с мировой экономикой.
По данным BP, в 2018 году потребление нефти в мире достигло рекордных 99,8 млн баррелей в сутки. При этом 2018 год стал девятым годом роста спроса на нефть подряд, а темпы его составили 1,5% при среднегодовых 1,2% за десятилетие.

Спрос на нефть определяется как потребностями промышленности, так и тем, насколько заполнены нефтехранилища. Например, стратегические нефтяные резервы импортозависимой Японии обеспечивают нефтеперерабатывающую промышленность страны на 84 дня работы.
Кроме того, частные нефтеперерабатывающие компании обязаны иметь запас, достаточный для обеспечения нефтью и нефтепродуктами в течение 70 дней.
В Южной Корее действует система обязательного резервирования, рассчитанная на 107 дней потребления. 46% этого запаса является стратегическим запасом государства и 54% — коммерческим запасом частных компаний.

КРУПНЕЙШИЕ ПОТРЕБИТЕЛИ НЕФТИ
В рост добычи и мирового потребления нефти в 2018 году наибольший вклад (около 20%) внесли США. Им требовалось 20,5 млн баррелей в сутки — больше, чем какой-либо стране мира. Однако сразу за США следуют стремительно развивающиеся Китай и Индия. В 2018 году объем нефтепереработки в Китае вышел на рекордный уровень — 12,07 млн баррелей в сутки (603,57 млн тонн за год). Большую часть этой нефти (460 млн тонн, или около 71%) приходится импортировать из-за рубежа.

Собственные месторождения Поднебесной истощаются, а себестоимость добычи трудноизвлекаемой нефти достаточно высока. Даже несмотря на замедление роста китайской экономики, эти тенденции сохранятся в стратегической перспективе. По прогнозу национальной китайской нефтяной корпорации CNPC, объем переработки в стране продолжит расти, достигнув в 2019 году около 634 млн тонн. В то же время к 2020 году Китай планирует увеличить собственную годовую добычу лишь до 200 млн т.

В Международном энергетическом агентстве (МЭА) полагают, что к 2035 году Китаю придется импортировать уже 80% нефти от потребностей. И это несмотря на все усилия по развитию добычи на собственной территории и участие в зарубежных концессиях. Китайские компании добывают нефть и газ более чем в 40 странах мира. На Китай сегодня приходится порядка 13% мирового спроса на нефть.

Еще 15% потребляет объединенная Европа, но в 2018 году рост составил лишь 0,1%. Самые же высокие темпы роста потребления нефти в 2018 году показала Индия — 4,5%. В Китае потребление выросло на 3,5%, в США — на 2,7%. Индия сегодня — третий крупнейший потребитель нефти в мире после США и Китая (239,1 млн тонн в 2018 году). Спрос на нефть в Индии за последние десять лет вырос более чем на 60%. При этом она еще больше, чем Китай, страдает от все той же мировой несправедливости в распределении запасов нефти. Ее в этой большой и многонаселенной стране добывается совсем мало (менее 1% от мировой добычи).

Вероятнее всего, в ближайшие два десятилетия тенденции сохранятся. Развивающимся экономикам будет требоваться все больше нефти, а наиболее развитым — все меньше. А в целом же потребление жидких углеводородов в мире будет расти как минимум до 2035–2040 годов. Согласно базовому прогнозу МЭА, к 2040 году потребление нефти вырастет до 106,3 млн баррелей в сутки. Весь прирост обеспечат Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

В Европе и США спрос будет сокращаться за счет повышения топливной эффективности, электрификации транспорта и роста потребления газа. При этом основным потребителем, будет оставаться транспорт, в первую очередь автомобили. Они потребляют около 45 млн баррелей в день — это порядка 45% всего мирового спроса.

СПИСЫВАТЬ НЕФТЬ СО СЧЕТОВ РАНО
Распространение электромобилей и декарбонизация в целом — процессы реальные, но не очень быстрые. Доказательство этому приводит Манхэттенский институт. Сегодня углеводороды обеспечивают более 80% мировой энергии, в то время как на солнечную и ветроэнергетику приходится менее 2%. Чтобы заменить углеводородное топливо, объемы использования возобновляемой энергии в течение 20 лет должны увеличиться в 90 раз. Мировой нефтянке полвека понадобилось только для десятикратного роста.

Строительство одной нефтяной или газовой скважины примерно равно по стоимости строительству двух ветряных турбин. Турбины производят в час энергию, эквивалентную 0,7 барреля нефти. На месторождениях в Саудовской Аравии средний дебит скважин превышает 200 баррелей нефти в час. Технологическое развитие и повышение эффективности транспорта могут приводить и к росту спроса на энергию. С 1995 года потребление авиационного топлива на пассажиро-километр сократилось на 70%. Но объем воздушного движения вырос более чем в 10 раз, за счет чего использование авиатоплива в мире увеличилось более чем на 50%.

А увеличение в 100 раз количества электромобилей к 2040 году (до 400 млн) приведет к снижению мирового спроса на нефть всего на 5%. Но возможность таких темпов электромобилизации вызывает сомнения: машины без ДВС еще дороги и неэффективны. Поэтому в ОПЕК уверены, что автомобили продолжат играть ключевую роль в мировом спросе на нефть. К 2040 году они будут потреблять 48,4 млн баррелей в день.

Очевидно, что не будет сокращаться и объем производства нефтехимической продукции. А ведь нефтехимия — второй по величине потребитель черного золота. В целом, сложно делать предположения о том, что потребление нефти в ближайшие десятилетия начнет сокращаться, даже если развитие возобновляемой энергетики пойдет быстрее.

Ведь смена эпохи угля эпохой нефти не отменила использования устаревшего топлива — его потребление только выросло. Это относится даже к XXI веку: мировые мощности угольной генерации росли ежегодно до 2017 года. На угле сегодня производят более 40% мирового электричества. Что уж говорить о нефти, обладающей гораздо более широкой сферой использования.

Востребованность нефти определяется тем, какие продукты из нее можно получить и насколько эти продукты нужны на рынке именно сейчас. Так считает управляющий директор «Газпромнефть Трейдинг ГмбХ» Виталий Вяткин. Поэтому говорить о том, что тот или иной сорт нефти обладает более высоким качеством, было бы неправильно. В разные периоды на рынке может быть востребована нефть с разными характеристиками. За прошедшее десятилетие ценность тяжелых сортов нефти на рынке выросла, а легких — снизилась, отмечает он.

Структура потребления нефти в мире испытывает влияние разнонаправленных факторов. С одной стороны, возросло количество сложных НПЗ, обеспечивающих глубокую переработку тяжелой нефти, говорит Вяткин. В то же время сланцевая революция ведет к тому, что увеличение объема мировой добычи происходит в основном за счет легкой нефти. Ввиду торговых ограничений, сокращения доли тяжелой нефти в мировой добыче и развития собственной переработки в добывающих странах предложение тяжелых сортов сократилось. Это вызвало на них повышенный спрос, заключает он.

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: история, Транспорт, бензин автомобильный, Газпром нефть, Альтернативная энергия, Саудовская Аравия, США, Китай, МЭА, Япония, Кризис, Цена на нефть, ОПЕК, Мазут

 

к следующей новости раздела

15 января 2020

Отцы-основатели пермской школы геологии

к предыдущей новости раздела

20 декабря 2019

Кто в Советском Прикамье выиграл от соседства с нефтяниками

к следующей новости главной ленты

21 декабря 2019

Для юго-востока РТ «Татнефть» построит современные роддом и многопрофильный больничный стационар

к предыдущей новости главной ленты

20 декабря 2019

«Орскнефтеоргсинтез» объявил торги по комплексу замедленного коксования