Архив новостей

Март2021

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Портреты героической эпохи

«Татнефть» второй раз провела конкурс среди профессиональных художников Татарстана

(14 сентября 2015 16:44 , ИА "Девон" )

 

О человеке труда
Первый конкурс состоялся в 2013 году и был посвящен 70-летию нефти республики. На этот раз он был приурочен к 70-летию Великой Победы.
- Благодаря нефтяникам в живописном искусстве заново открыта тема человека труда, - так оценила два года назад инициативу «Татнефти» заместитель председателя Госсовета Татарстана Римма Ратникова, - Компания, которая славится многими социальными, культурными и благотворительными проектами, организовала очень эффективный конкурс. Художники много лет чурались этой темы, а в итоге по-новому взглянули на нее.
В свою очередь и нефтяники, благодаря конкурсу, посмотрели на свой труд глазами художников, развил тогда эту мысль заместитель генерального директора «Татнефти» Рустам Мухамадеев. Он напомнил, что на заре становления нефтяной промышленности создавалось много картин, и отметил, что сейчас наблюдается возрождение интереса к этой теме.
Художники и в этот раз охотно откликнулись на приглашение участвовать в конкурсе. Он был организован «Татнефтью» для того, чтобы сохранить и укрепить память о Великой Отечественной войне. Акция была направлена и на поддержку талантливых художников, привлечение их к нефтяной тематике. Представленные на конкурс произведения отразили самоотверженный труд нефтяников-первопроходцев в военные годы, их вклад в Великую Победу. По мнению организаторов конкурса, художникам удалось отобразить не только героический подвиг советского народа на фронтах войны, но и передать атмосферу того непростого времени, несгибаемых духом людей, приближавших долгожданную Победу в тылу - на буровых и скважинах, заводах и колхозных полях.

Сохранить в памяти
Конкурс проходил в два этапа. Работы, прошедшие через первый тур, были представлены на выставке в Альметьевской картинной галерее. Оргкомитет конкурса возглавил генеральный директор ПАО «Татнефть» Наиль Маганов. В состав жюри вошли представители компании, Министерства культуры РТ, Студии военных художников имени М.Б. Грекова Министерства обороны РФ. Общий призовой фонд составил миллион рублей.
Лучшие работы выставлены в Национальной художественной галерее «Хазинэ» Казанского Кремля (выставка продлится до конца сентября). Здесь же 11 сентября состоялось и награждение призеров. См. фото.
Решением жюри победителями в номинации «Живопись» названы Николай Петров из Альметьевска (групповой портрет) и казанец Асхат Макраев (одиночный портрет). Автором лучшего сюжетно-тематического полотна, повествующего о зарождении нефтяной промышленности Татарстана в годы войны стал Альберт Тимиршин из Казани.
В номинации «Графика» первые места получили казанская художница Вера Карасева (жанровое полотно) и Радик Мингазов из Чистополя (графический портрет).
Победа в жанре декоративно-прикладного искусства досталась Юрию Некорыстнову из Заинска. Так же высоко была оценена работа лениногорского скульптора Агуники Тамамян.
- Это память, которую нужно сохранить у нас и у наших детей, - так отозвался об этих работах министр культуры Татарстана Айрат Сибагатуллин. Он высоко оценил вклад «Татнефти» в развитие культуры республики. Министр выразил благодарность компании за поддержку деятелей искусства, и в частности, за организацию конкурса по такой значимой теме.
- Целью этого конкурса было увековечение памяти героического труда нашего народа в тылу, - сказал на церемонии награждения заместитель генерального директора «Татнефти» Дамир Мухаметшин. – Невозможно пройти мимо этих картин без волнения. Глядя на эти портреты, мы видим лица людей той героической эпохи.

Очень сложная тема
- Подобные конкурсы среди художников не проводились лет тридцать – с тех пор, как исчез госзаказ на отображение человека труда, - говорила два года назад директор Государственного музея изобразительных искусств РТ Розалия Нургалеева. - Музей располагает хорошей коллекцией 50-80-х годов на эту тему, и  после длительного перерыва появилась целая серия новых работ.
И вот фонды пополняются очередной серией художественных произведений на эту тему.
- Война – это очень сложная тема, - сказала на этот раз Розалия Нургалеева. - Казалось бы, уже более ничего нового нельзя создать. Но в такое сложное время слово «война» снова звучит в разных странах мира. Мне кажется, что пришел момент, когда нужно еще раз раскрыть военную тему. Вспомнить людей, которые во время войны совершали в тылу подвиг.
Она отметила также такие темы, как интеллигенция во время войны (чистопольский художник Мингазов представил портреты Пастернака), одиночество матери, дети войны... Розалия Нургалеева выразила признательность «Татнефти» за реализацию идеи объединить художников вокруг такого проекта и назвала его очень успешным.

Долгая дорога к сюжету
Как создавались конкурсные произведения? Заинского мастера Юрия Некорыстнова вдохновила такая идея. Известно, что самоотверженный труд нефтяников обеспечил весомый вклад в Победу с помощью авиации, для которой из нефти производилось горючее. Поэтому он создал символичную скульптуру из металла (применена аргонная сварка), изображающую самолет, взмывающий из знаменитой нефтяной скважины №1 в Шугурово. Здесь изображена также первая бригада.
Показателен пример Веры Карасевой, графика которой «Пока мужчины на фронте» принесла ей победу. Вот что она рассказала об истории своей работы.
-Я, как все, через Союз художников узнала о том, что проводится конкурс на тему войны. Долго шла к сюжету. Начала изучать материалы и не могла сразу определиться, потому что кроме отдельных фотографий ничего не удалось найти. Мне помогла книга из библиотеки «Татнефти» под названием «Три миллиарда. История». Там очень подробно описано развитие этой отрасли, начиная с самых истоков.
- Меня поразило, как в то время работали женщины наравне с мужчинами, - с повлажневшими глазами продолжала Вера. - Особенно жутко было, когда они возвращались с работы: они не шли – бежали, потому что их преследовали волки. Если бы они замедлили шаг, то их дети просто бы не увидели своих матерей. Были и такие моменты, когда женщины в положении продолжали работать на вышках. Их оттуда сразу увозили в родильный дом потому, что им нельзя было останавливаться. Я считаю, что это - подвиг. И поэтому я выбрала для себя сюжет, когда женщина трудится наравне с мужчинами.
Вера нашла некоторые фотографии, показывающие обстановку, машины, одежду той поры... Труднее всего было найти изображение вышки того времени. В итоге всё же нашлось композиционное решение. И главное, молодая художница настолько прониклась темой, что трепетно рассказывая историю своей картины, с трудом сдерживала свои чувства…
В предыдущем конкурсе Вера Карасева также получила первое место в номинации «Графика». Родом она из города Волжска, что в Марий Эл. Закончила Казанское художественное училище, затем - Московский Государственный академический институт им. Сурикова. Сейчас она уже обучает молодежь - преподает в Казанском художественном училище им. Фешина. И хотя ее любимая тема – городской пейзаж, думается, что преемственность поколений не прервется и всё новые дарования будут приобщаться к героической истории нашей страны.

Анвар Маликов

 

Поиск по теме: благотворительность

 

к следующей новости раздела

22 сентября 2015

Почему Россия не вступает в ОПЕК

к предыдущей новости раздела

23 июля 2015

Нефтяша и ее друзья

к следующей новости главной ленты

15 сентября 2015

«Газпром нефть» благодаря новой технологии провела 11-стадийный ГРП

к предыдущей новости главной ленты

14 сентября 2015

ТАНЕКО произвел 100-тысячную тонну серы