«Нефтяное наступление» под Альметьевском
(
28 апреля 2020 15:14 , ИА "Девон" )
Ровно 70 лет назад, 28 апреля 1950 года постановлением Совета министров СССР «О мероприятиях по ускорению развития добычи нефти в Татарской АССР» было решено организовать объединение «Татнефть». Его начальником был назначен А.Т.Шмарев. Вначале управление «Татнефти» было расположено в Бугульме.
ПЕРВАЯ КОМАНДИРОВКА
В истории нефтедобывающей отрасли Татарстана и нефтяной столицы -- Альметьевска 50-е годы прошлого века были бурными, переломными. К 1950 году в республике уже открыли три крупных нефтяных месторождения: Ромашкинское, Миннибаевское и Бавлинское. По ориентировочным подсчетам, промышленные запасы нефти в них составляли 430 миллионов тонн. Разрабатывать их нужно было срочно – в чистом поле, без инфраструктуры, стройндустрии и жилья. Всё это создавалось в спешном порядке.
Очевидцем событий тех лет был писатель, поэт, публицист Адиб (Әдип) МАЛИКОВ, который посвятил им ряд своих литературных и публицистических произведений. Интересными являются его зарисовки из книги мемуаров на татарском языке «Гомер мизгелләре» («Мгновения жизни», издано «Рухиятом»). ИА Девон приводит впервые на русском языке некоторые интересные моменты из этого произведения с редакционными примечаниями.
БОЛЬШОЕ НАСТУПЛЕНИЕ
Летом 1950 года Адиб Маликов, 29-летний студент московского Литературного института имени Горького, поехал в творческую командировку. Всех, закончивших первый курс, отправляли в такие командировки, при этом место ее прохождения они выбирали сами. И выбрал Адиб места, где в Татарстане поднималась нефтяная отрасль. Командировочное удостоверение было подписано самим Александром Фадеевым, тогдашним руководителем Союза писателей СССР.
Сошел с поезда на станции Бугульма и сразу направился на республиканское совещание нефтяников, которое проходило в городском Доме культуры.
…Объединение «Татнефть» в том году было только создано, и проблем было немало. Ораторы с трибуны выступали не по бумажке, а говорили от души, и эмоции, бывало, переливали через край. В завершение выступил начальник объединения Алексей Шмарев. Крупный, похожий на цыгана, с черными кудрявыми волосами -- таким его запомнил Адиб.
- Открытие в 1948 году Ромашкинского месторождения нефти стало событием для всей страны, -- сказал Алексей Тихонович. -- Начинается большое наступление к недрам девона. Направляемую со всех концов в Бугульму технику не успеваем разгружать…
ПЕРВЫЙ ДЕСАНТ
В зале, с краешку, сидел, поблескивая очками, приехавший из Казани писатель Ибрагим Гази и что-то записывал в блокнот. Мастер коротких рассказов и автор эпохальной трилогии «Незабываемые годы», он в тот момент работал над книгой о нефтяниках Татарстана «Гади кешеләр» («Обыкновенные люди»). Закончил он ее в 1954 году. В варианте на русском языке она называлась «За городом, за Казанью»…
-- Начинается новая эра Татарстана! -- сказал Ибрагим абый Адибу. - Хочу с недельку побывать в буровой бригаде, узнать, как нефтяники открывают окно во дворец древнего девона.
Он и познакомил молодого коллегу с первым секретарем Альметьевского райкома КПСС Кутдусом Хайрутдиновичем Хайрутдиновым, который оказался открытым, дружелюбным человеком. Одетый просто, он приехал на совещание, сам управляя вездеходом с брезентовым кузовом.
У Адиба командировка была рассчитана на две недели, но не было никакого плана работы. Воспользовавшись таким случаем, он поехал с Хайрутдиновым в Альметьево, тогда еще мало кому известное село. По пути первый секретарь, умело управлявший машиной, кое-что рассказал о последних событиях...
Весной 1949 года в Альметьеве появился первый «десант» -- разведчики-геофизики и инженеры московского проектного института. Хайрутдинов лично их встречал и размещал по квартирам. На краю возле мордово-мокшанской деревни Тихоновка соорудили жилища наподобие китайских фанз, на берегу Зая разбили палаточный городок. В одной из палаток пекли хлеб.
Приезжие обходили окрестности, засеянные горохом, овсом и картофелем, и набрасывали контуры будущего города. Было решено, что в его границы войдут Тихоновка и Бигашево, расположенные друг от друга примерно в десяти километрах.
ВСЁ ЭТО НАПОМИНАЛО ФРОНТ
Через год Маликов перевелся на заочную учебу в Литинституте и вместе с молодой женой Сажидой Сулеймановой в 1951 году отправился работать в Мензелинск собкором республиканской газеты «Яшь Сталинчы». Но судьба в 1955 году снова привела его в Альметьевск (уже город) -- и навсегда.
Село Альметьево стояло на месте, но вместо колхозных посевов вокруг -- сплошные котлованы и траншеи. От гула моторов закладывало уши. Чтобы быстрее выкачивать дешевую нефть, государство не жалело техники. Все это напомнило Адибу фронт. Все делалось под лозунгом «Даешь Родине нефть!».
Город представлял собой сплошную стройку. Центр города только возводился, начали закладываться фундаменты двух-трехэтажных домов на улице Ленина, которые за неимением кирпича строились из камня Чупай-горы. Уже стояли сборно-щитовые «финские» домики и длинные бараки. Повсюду высились башенные краны. Стройка не затихала и ночью.
В строительстве города участвовала, можно сказать, вся страна. Среди каменщиков было много бигашевских женщин.
Была закончена пока единственная улица -- Маяковского, протянувшаяся на два километра в сторону Зая. По обе стороны с комом земли посажены рослые липы и акации. По асфальтированной дороге катались на велосипедах мальчишки, изредка проезжали легковые машины. Грузовики сюда не пускали. В верхней части улицы в «финских» домиках поселилось «начальство». На небольших участках у них были посажены картошка, клубника…
«ТЕПЕРЬ ЕВРОПУ СВЕТОМ ОЗАРЯЙ!»
…В архитектурном отделе Маликов ознакомился с проектом города. Будущую центральную улицу по традиции назвали улицей Ленина. На ней запланированы два кинотеатра, Дом культуры, вечерний нефтяной институт, объединение «Татнефть», городские учреждения.
Праздничные демонстрации тогда проходили перед клубом имени Горького, напротив которого на будущей улице Тельмана была специально выстроена дощатая трибуна. За ним -- огороженный железным забором из острых пик молодой парк с тонкими березками и молодыми дубками. Они клонили свои кроны от малейшего дуновения ветра. Клуб был тогда единственным украшением и очагом культуры города.
Судя по объявлениям у двери, здесь кипела жизнь: хор, различные кружки, духовой оркестр… «Первый оркестр» -- появится вскоре стихотворение Адиба Маликова…
У него возникла мысль, что в этом созидательном пылу где-то затерялись молодые творческие таланты. «Найти бы их, помочь им… Без этого ведь искры таланта могут и затухнуть…».
Предложение создать литературно-творческий кружок директор клуба имени Горького Мунира Шайхутдинова встретила с энтузиазмом. И у дверей появилось новое объявление: «15 сентября 1955 года состоится первое заседание татарского литературно-творческого кружка».
Впоследствии из него вырастет литературное объединение, на базе которого затем создадут Альметьевское отделение Союза писателей Татарстана -- единственное в стране, расположенное не в областном центре. Это было уникальное явление -- в бывшем захолустье с нуля создана крупная писательская организация, а ее члены воспели и прославили нефтяной край на всю страну.
В свое время было широко известно стихотворение Адиба Маликова, где есть такие строки (в переводе Михаила Луконина):
На карте не было тебя не без причины,
Альметьевск мой, любимый край.
Кто мог тебя заметить при лучине?
Теперь Европу светом озаряй!
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: история, Татнефть, Альметьевск, Маликов Адиб