Мега-газопроводы СССР и шуховские нефтепроводы в Баку
(
5 сентября 2022 06:23 , ИА "Девон" )
На днях Россия прекратила транзит газа в Европу через трубопровод «Северный поток». А в начале августа «Транснефть» ограничила поставки нефти через трубопровод «Дружба». В обоих случаях поводом стали санкции. Все это, вместе с грядущим отказом Евросоюза от российских углеводородов, ставит под вопрос развитие трубопроводных маршрутов на запад. Однако когда-то это направление было перспективным. О том, как в Советском Союзе строили гигантские нефтяные и газопроводы, заложившие основу отрасли, пишет издание
«Нефтянка». Информагентство «Девон» приводит подборку из этих материалов.
ЛЕНД-ЛИЗ ДЛЯ ГАЗОПРОВОДА
Многие эксперты считают днем рождения отечественной газовой промышленности в ее современном понимании 11 июля 1946 года. В этот день, спустя всего год после Победы, вступил в строй первый в Советском Союзе и второй в мире «сверхдальний» магистральный газопровод Саратов — Москва.
Решение о строительстве газопровода было принято еще во время войны. Основное оборудование и материалы для него — тонкостенные бесшовные трубы, газоперекачивающие агрегаты, компрессоры, газопоршневые электростанции — были получены из США по ленд-лизу. Кроме того, был заключен дополнительный контракт по поставкам — Pipeline Agreement, подписанный уже после войны, в октябре 1945 года (об этом ИА «Девон»
писало здесь).
Строили трассу заключенные, приписанные к Главному управлению аэродромного строительства НКВД, одному из строительных подразделений ГУЛага. Протяженность газопровода, оснащенного шестью компрессорными станциями, составила 843 км, диаметр трубы — 325 мм. Рабочее давление в 5,5 Мпа обеспечивали 24 дожимных компрессорных агрегата производства американской компании Cooper Bessemer. Это оборудование безупречно отработало более полувека.
Благодаря поданному по магистрали природному газу с Елшанского и Курдюмского месторождений Саратовской области началась массовая газификация энергосистемы Москвы. На газ были переведены котлы двух крупных московских электростанций. А в конечной точке трубы — подмосковном поселке Развилка — со временем был создан существующий и поныне кластер из нескольких крупных газпромовских организаций.
Итак, советская газовая промышленность начиналась в середине 1940-х годов с освоения небольших по нынешним меркам месторождений Поволжья, Прикарпатья и Коми АССР. В 1950 году «газовая география» расширилась. В Харьковской области на Украине было открыто на тот момент крупнейшее в Европе Шебелинское месторождение с начальными извлекаемыми запасами 650 млрд кубометров газа. Пока осваивалась Шебелинка, в Москву через Киев и Брянск пришел газ из западно-украинской Дашавы.
В 1956 году было создано Главное управление газовой промышленности (Главгаз), подчиненное напрямую Совету Министров СССР — по сути, прообраз самостоятельного министерства. Возглавил Главгаз легендарный человек Алексей Кортунов, которого можно по праву назвать «отцом советской газовой промышленности». Отраслью он руководил 15 лет. Во время войны Кортунов, блестящий инженер-строитель, командовал полком. Он стал Героем Советского Союза, а после войны успешно строил нефтепромысловые объекты и трубопроводы.
КАК ГАЗИФИЦИРОВАЛИ МОСКВУ
В том же году было завершено строительство крупнейшего в Европе двухниточного магистрального газопровода Ставрополь-Москва. Сырьевой базой для него стало открытое в 1951 году Северо-Ставропольское-Пелагиадинское месторождение с извлекаемыми запасами более 220 млрд кубометров газа. На открытие магистрали в подмосковный поселок Коммунарка приехал Хрущев, щедро одаривший руководителей отрасли и передовиков производства высокими правительственными наградами.
Через год, в 1957 году, была проложена третья нитка газопровода, подача газа увеличилась до 20 млн кубометров в сутки. Москва стала крупнейшим потребителем газа в мире. Это дало мощный толчок развитию московской промышленности и социальной сферы, а также существенно улучшило экологию мегаполиса. В 1959 году ставропольский газ пришел в северную столицу СССР по трубопроводу Серпухов — Ленинград.
Одновременно шло освоение открытого в 1956 году крупнейшего в Средней Азии Газлинского месторождения в Бухарской области Узбекистана. Запасы Газли — около полтриллиона кубометров газа — позволили поставить вопрос о газификации промышленных районов восточной части страны. Для этого в 1961 году началось строительство уникального для своего времени газопровода «Бухара — Урал» общей протяженностью почти 4,5 тыс. км и диаметром 1020 мм.
В 1963 году был создан Государственный комитет по газовой промышленности. Через два года, при раннем Брежневе, его преобразовали в министерство — Мингазпром. Первым газовым министром стал все тот же Кортунов. На этом эксперименты с организационной структурой отраслевого штаба газовиков прекратились почти на четверть века.
В 1966 году был построен мега-газопровод «Бухара — Урал». В том же году советские геологи сделали промысловикам беспрецедентные «подарки», одновременно открыв два уникальных газовых месторождения — крупнейшее в Европе и мире — Оренбургское и Уренгойское. Начальные извлекаемые запасы Оренбургского газоконденсатного месторождения, протянувшегося на 120 км по левобережью реки Урал, составили 2 трлн кубометров газа и 120 млн тонн газового конденсата.
Запасы приполярного Уренгоя, расположенного в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, были значительно больше и поначалу просто не укладывались в голове. Это 11 триллионов кубометров газа и 400 млн тонн газового конденсата. Протяженность месторождения с севера на юг составляет 220 км, а его площадь — более 6 тыс. кв. км! Было ясно, что освоение этого супергиганта полностью изменит облик советской газовой промышленности.
ШУХОВСКИЕ НЕФТЕПРОВОДЫ В БАКУ
Первый российский нефтепровод протяженностью 10 км и диаметром 3 дюйма (76 мм) был построен братьями Нобель в 1878 году на бакинских нефтепромыслах по проекту и под техническим руководством великого инженера Владимира Шухова. Трасса, пролегавшая от Балаханского месторождения до НПЗ в Черном городе, помимо трубопровода включала в себя первые в мире цилиндрические резервуары-нефтехранилища.
Вскоре на бакинских нефтепромыслах появились еще четыре шуховских нефтепровода, соединивших Балаханы, Сураханы и Зых.
Шухов, которого можно назвать одним из «отцов российской нефтяной промышленности», поучаствовал и в создании первого российского магистрального нефтепровода Баку – Батуми протяженностью 883 км. Его запустили в 1907 году.
О том, как в царской России осваивали бакинские месторождения нефти, читайте в
материалах, опубликованных «Информ-Девон».
После пуска Баку-Батуми последовала длинная, более чем 20-летняя, пауза. Следующая экспортная магистраль — Грозный — Туапсе длиной 618 км была построена уже при Советской власти — в 1928 году. Еще через 8 лет, в середине тридцатых годов, были сданы в эксплуатацию нефтепроводы Эмба — Орск длиной 709 км и Махачкала — Грозный длиной 190 км. Перед самой войной построили нефтепровод Малгобек — Грозный длиной ровно 100 км.
Список трубопроводных достижений советской нефтянки в предвоенный период весьма невелик. Во многом это связано с тем, что более 90% добычи в то время концентрировалось в достаточно компактных районах Северного Кавказа – на Кубани и в Чечне, и на обоих берегах Каспия — на Апшероне, Эмбе и Челекене.
Мощный импульс строительству магистральных нефтепроводов дало развитие Волго-Уральской нефтегазоносной провинции, контуры которой определились в годы войны. Первенцем новой нефтетранспортной системы стал магистральный трубопровод Туймазы — Уфа протяженностью 182 км, пущенный в сентябре 1947 года.
Вслед за этой магистралью появилась сеть трубопроводов, соединивших крупнейшие на тот момент нефтепромыслы и НПЗ Волго-Уральского региона — Туймазы, Бугуруслан, Шкапово, Бавлы, Карабаш, Ишимбай, Минибаево, Куйбышев, Саратов, Покровское, Сызрань. В начале 1950-х годов в связи с пуском в эксплуатацию гигантского Ромашкинского месторождения в Татарии появились трассы, транспортирующие ромашкинскую нефть в Карабаш и Альметьевск, а оттуда — в Куйбышев и Горький.
ВРЕМЯ СВЕРХДЛИННЫХ МАГИСТРАЛЕЙ
В 1954 году был построен очередной знаковый нефтетранспортный объект — Туймазы — Омск, длиной 1332 км и диаметром 530 мм. Параллельно был проложен магистральный продуктопровод Уфа — Омск. Тем самым волго-уральское топливо по кратчайшему маршруту пришло в Западную Сибирь, где тогда еще не было собственной минерально-сырьевой базы по углеводородам.
В 1955 году введен в эксплуатацию трубопровод Озек-Суат — Грозный протяженностью 144 км. Длина трассы невелика, но это был первый в СССР «горячий» нефтепровод, предназначенный для перекачки подогретой высоковязкой нефти. К 1956 году общая протяженность советских нефтепроводов перевалила за 10 тыс. км. За 5 лет было построено и введено в эксплуатацию больше трубопроводов, нежели за предыдущие полвека.
В 1957 году началось строительство транссибирской магистрали Туймазы — Иркутск огромной протяженностью — 3662 км — и диаметром 720 мм. А полтора года спустя было принято решение о строительстве магистрального
нефтепровода из СССР в Польшу, Чехословакию, Венгрию и ГДР общей протяженностью (со всеми ответвлениями) более 6 тыс. км. Ничего подобного на тот период в мире не было.
В начале 1960-х годов были построены небольшие по протяженности, но важные для отрасли и экономики страны нефтепроводы Горький — Рязань, Рязань — Москва, Каменный Лог — Пермь, Альметьевск — Пермь, Муханово — Куйбышев, Чекмагуш — Уфа, Калтасы — Уфа, Альметьевск — Орск, Кротовка — Куйбышев, Белек — Красноводск и ряд других.
В 1964 году сдан в эксплуатацию последний участок транссибирского нефтепровода Туймазы — Иркутск и завершено строительство продуктопровода Пенза — Брянск протяженностью 750 км. В том же богатом на события году началась промышленная эксплуатация первых нефтяных месторождений Западной Сибири — Шаима, Мегиона и Усть-Балыка. Продукция вывозилась танкерами по Оби на Омский НПЗ.
Одновременно ударными темпами строилась сопутствующая нефтетранспортная инфраструктура. В конце 1965 года был завершен первый западно-сибирский нефтепровод Шаим — Тюмень протяженностью 410 км. К тому времени общая протяженность трубопроводов в стране составила около 30 тыс. км. Было очевидно, что большая западно-сибирская нефть существенно увеличит этот показатель.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: история, трубопроводы, Газодобыча