Архив новостей

Октябрь2020

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
2829301234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Как в Омске создавали шинную и нефтехимическую отрасли

(23 июля 2020 15:45 , ИА "Девон" )
Народным комиссариатом машиностроения 1 июня 1938 года был издан приказ о строительстве в Омске шинного завода. Но рождение отрасли затянулось почти на четыре года. Об этом пишет Игорь СПИРИДОНОВ в статье «Всё начиналось с резины и сажи», опубликованной в издании «Вечерний Омск». Информагентство «Девон» приводит этот материал с некоторыми сокращениями.

«ОВЕЧКИ», ЛОШАДИ И БЫКИ ЗАВОДА

Перед войной в стране было лишь два шинных завода – в Ленинграде и Ярославле. В Омске к осени 1941-го успели возвести только стены главного корпуса. Завод не имел полного комплекта оборудования, необходимого для пуска хотя бы одной линии, основных материалов, квалифицированных кадров.

С начала ноября 41-го в Омск стали прибывать эшелоны с людьми и оборудованием Ярославского и Ленинградского шинных заводов. Под открытым небом велся монтаж тяжелых и громоздких станков, возводились цеха. Одновременно строились необходимые для выпуска шин производства – кордная фабрика и сажевый завод.

«Роль котельных выполняли четыре паровоза серии «ОВ», или «овечки», - вспоминал Павел ПРИХОДЬКО, в 14 лет пришедший на завод в 1941 г.

«Корд, сажу по заводу перевозили на тележках, а к нему доставляли на лошадях, - рассказывал он. - На заводе с самого начала войны имелась конная база – около полусотни лошадей, для которых специально сеяли овес и заготавливали сено».

«Компанию им составляли быки, - добавлял ветеран. - На весь завод славился бык Борька, возивший тележки со шлаком. Котельщики его звали уважительно, по имени-отчеству: Борис Иванович. Он 10 лет проработал, был удивительно дисциплинирован, отлично понимал свои «должностные обязанности». Он словно по часам, знал, когда пора начинать и заканчивать работу».

Торжественный для завода день настал 24 февраля 1942 года, когда из цехов Омского шинного вышла первая покрышка для полуторки.

«Я для этой покрышки раскраивал корд, - вспоминал закройщик первой покрышки Петр ФИЛАТОВ. - Резательная машина была незнакомой конструкции, как ни старались, наладить ее в тот день так и не смогли. Натер мелом нитку, натянул и резко отпустил – на корде остался четкий след. С помощью закатчицы разрезал корд ножницами – и дело пошло».

Через месяц на фронт в прицепленном к воинскому эшелону вагоне ушли 500 первых омских шин. В годы войны омичи выпускали пять типоразмеров шин, в том числе авиационных, и гусеничные катки для танков, а через 10 лет – уже 14 наименований. В 1953 году они освоили производство велошин.

ПОСЛЕВОЕННЫЙ РАСЦВЕТ

Завод разрастался, к концу 1950-х его мощности возросли вдвое, а в начале 1960-х началась масштабная реконструкция производства. На предприятии освоили выпуск металлокордных и бескамерных шин. Были построены цеха вулканизации и радиальных шин, новый корпус заводской лаборатории и другие производственные корпуса.

В 1964 году директором завода стал Петр БУДЕРКИН, который проработал на этом посту 30 лет. При нем реконструкция пошла по всем направлениям, причем без остановки производства. Выпуск радиальных шин удвоился. Омичи стали делать их модификации для КамАЗов, автобусов «Икарус», троллейбусов «Шкода». Всего при Будеркине на «Омскшине» освоено более 400 наименований шин со ставкой на выпуск продукции для большегрузов.

В 1979 году завод стал производственным объединением «Омскшина». В его состав которого, кроме головного предприятия, вошли заводы крупногабаритных шин и шин немассовых размеров. В конце 80-х омская продукция экспортировалась в 35 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Омичи «обували» КамАЗы и «Уралы», минские самосвалы и большегрузы ЗИЛа, междугородные автобусы и сельхозмашины.

Их шины шли во все уголки страны. К 1991 году мощность завода позволяла выпускать 5,7 млн автомотошин и 5,6 млн велошин. В объединении трудились 11,4 тысячи человек. Оно стало флагманом шинного производства страны.

«КАПРИЗНЫЙ» РЫНОК АВТОШИН

Однако с наступлением рынка омские шины не смогли выдержать конкуренцию с зарубежными аналогами. Продукция объединения стала нерентабельной, наступил спад производства, и в Омске начали искать выход из ситуации. Одним из удачных решений стало создание в 1995 году российско-словацкой компании «Матадор–Омскшина».

Но СП не улучшило ситуации на оставшейся в одиночестве «Омскшине». Это произошло только с вхождением в 1999 году в холдинг «СИБУР», что обеспечило омичам поставки сырья и сбыт продукции. Интеграция еще более усилилась с созданием холдинга «СИБУР–Русские шины». С 2005 года шинные предприятия Омска разделили функции.

СП «Матадор–Омскшина» сконцентрировалось на производстве шин легковых автомобилей. «Омскшина» сосредоточилась на выпуске шин для грузовых авто под брендом TyRex. Она выпускала порядка 50 типоразмеров и моделей шин радиальной и диагональной конструкций для автомобилей «Урал», КамАЗ, тракторов «Беларусь» и Т-40, автоприцепов, автобусов и троллейбусов.

В конце 2011 года «СИБУР–Русские шины» выкупил у компании Continental 50% доли в СП «Матадор–Омскшина». На следующий год был создан холдинг «Кордиант» , в который интегрировались оба омских шинных завода. В их модернизацию инвестированы миллиарды рублей. В 2012–2014 годах был запущен проект по увеличению на 1 миллион шин в год мощностей. Линии позволили выпускать 400 тысяч легкогрузовых и 600 тысяч легковых шин.

Однако рынок шин весьма капризен. В 2019 году их производство в России снизилось почти на 10%. По итогам года «Кордиант» замкнул тройку производителей шин на отечественном рынке, уступая «Нижнекамскшине» (Группа «Татнефть») и финской NokianTyres. Продукция этой троицы составила 46% потребления шин в стране.

НЕПРОСТАЯ САЖА

Одним из основных компонентов любой шины является технический углерод. В просторечии его называют сажей, и мало кто представляет сложность его молекулярной структуры, количество модификаций и тонкости производства. С вводом шинного завода возникла необходимость организации и выпуска техуглерода. В 1942 году в Омск было эвакуировано оборудование Ярославского и Кудиновского сажевых заводов. За рекордно короткие сроки в голой степи выросло крупное предприятие.

Первый омский техуглерод был получен 27 апреля 1944 года. До конца года завод выдал 695 тонн сажи, на следующий год – около четырех тысяч. Через три года он вышел на производственную мощность 10 тысяч тонн в год.

До 1970-х годов технический углерод производили в Омске старым, ламповым способом. Его качество не отвечало требованиям шинной промышленности, и государство выделило значительные средства на реконструкцию завода. Завод перешел на печной способ производства, к 1973 году его мощности возросли до 40 тыс. тонн.

С 1997 года велась масштабная реконструкция завода. Он за три года акцептировал на зарубежном рынке семь марок техуглерода и начал активно экспортировать свою продукцию. При этом сам завод неуклонно развивался, совершенствуя техническое оснащение, инфраструктуру, научную базу.

«Начало 90-х было очень тяжелым. Новое руководство подняло завод за счет выхода на международный рынок, - отмечает Александр РЯБОВ, начальник цеха № 11. -Потребовались гарантии качества продукции, сертификаты. Преобразился и сам завод. Когда я пришел на него в 1972 году, на территории на месте нынешнего сквера стоял грязный корпус. Сейчас здесь яблони, ели, ивы, клумбы с цветами, на деревьях птицы вьют гнезда».

Предприятие избавилось от энергетической зависимости, используя отходящий газ на заводской мини-ТЭС, мощность которой довели до 18 МВт. В 2005 году «Омсктехуглерод» приобрел Волгоградский завод техуглерода, который в конце 1980-х являлся крупнейшим в стране, но пришел в упадок. Омичи модернизировали завод на Волге, встроив его в структуру своей компании.

С 2010 года она освоила выпуск высокочистых марок техуглерода, предназначенных для использования в особо ответственных изделиях. В 2012 оду она начала открывать собственные логистические и дистрибьюторские центры за рубежом – в Канаде, Германии, Румынии, Турции. Продукцию омичей покупают такие мировые компании, как Michelin, Goodyear, Continental, Pirelli.

Омская продукция используется в авто- и авиастроении, сельском хозяйстве и добывающей промышленности, для производства полимерных труб и кабельной продукции, резинотехнических изделий, полимерной посуды и детских игрушек, печатных красок и тонеров.

КООПЕРАЦИЯ С НАУКОЙ

Совместно с Институтом проблем переработки углеводородов СО РАН «Омсктехуглеродом» создан научно-технологический центр углеродных материалов. Результатом такого сотрудничества стала разработка технологии производства новых марок техуглерода с нестандартными свойствами. Они нашли применение в производстве полимерной и лакокрасочной продукции.

Сотрудничество с «Омсктехуглеродом» позволило институту коммерциализировать разработанные в РАН технологии получения электропроводного технического углерода. Успешно продолжилась разработка новых марок техуглерода, говорит член-корреспондент РАН, директор ИППУ СО РАН с 2004 по 2014 год Владимир ЛИХОЛОБОВ.

Техуглерод имеет применение не только в шинной промышленности. Он может широко использоваться в технологиях генерации и запасания энергии. А именно в топливных элементах, аккумуляторах, суперконденсаторах, при получении твердых ракетных топлив, электропроводящих композиционных материалов, создании систем снижения заметности технических объектов.

Омские специалисты разработали и внедрили технологии получения углеродных сорбентов нового поколения, проявляющих биоспецифические свойства. Это важно для профилактики и лечения заболеваний, связанных с накоплением в организме токсических соединений.

«Омск Карбон Групп» – крупнейший производитель технического углерода в России, входит в десятку ведущих мировых производителей. Заводы в Омске и Волгограде позволяют выпускать в год 400 тысяч тонн техуглерода более чем 30 марок. В белорусском Могилеве компания строит еще один завод, который приблизит ее продукцию к европейским потребителям.

За 75 лет компания, выросшая из относительно небольшого сажевого завода, стала крупнейшим экспортером региона. В 2018 году она отгрузила техуглерод в 17 стран мира на $279 млн, заняв по этому показателю 86-е место среди всех российских экспортеров. На российском рынке техуглерода она занимают 43%.

Правительство Омской области совместно с ООО «Омсктехуглерод» прорабатывают открытие в регионе международного научно-образовательного центра в сфере функциональных углеродных материалов. Он позволит сформировать наукоемкий сектор реальной экономики, достичь кумулятивного эффекта для появления новых продуктов и технологий.

«Главная задача проекта, создаваемого в рамках научно-образовательного центра, – не только импортозамещение существующих технологий, - отмечает губернатор Омской области Александр БУРКОВ. – Главное - появление новых технологий мирового уровня, которые будут востребованы как внутри страны, так и далеко за пределами России».

Поиск по теме: автошины, Транспорт, история, Кризис, Волгоградская обл, СИБУР

 

к следующей новости раздела

3 августа 2020

Щитовой поселок у Зеленой горы

к предыдущей новости раздела

21 июля 2020

«Ики юз элли — уч юз»: как открывали «третий Баку»

к следующей новости главной ленты

23 июля 2020

«Тольяттикаучук» прорабатывает вопрос освоения галобутилкаучука

к предыдущей новости главной ленты

23 июля 2020

Бугульминский механический завод построит из суперсплава аппараты воздушного охлаждения для ТАНЕКО