Как создавали «энергетическое сердце» Тимано-Печоры
История Усинска: от первых фонтанов «легкой» нефти до обновления городской среды.
(
21 ноября 2024 20:02 , ИА "Девон" )
В этом году в Республике Коми отметили 40-летие города Усинск. Это один из важнейших нефтедобывающих и перерабатывающих центров России. Об истории этих краев рассказывается в статье на портале
«Нефтянка» (автор - Григорий ВОЛЧЕК). Информагентство «Девон» приводит этот материал с некоторыми сокращениями.
С ЧЕГО НАЧАЛСЯ ГОРОД НА УСЕ.
История города началась с охотничьего становья под названием Болбан-Бож. На языке коми это название мифического идола. Поселение находилось на правом берегу реки Уса, близ ее впадения в Печору.
Гидроним имеет древнее финно-угорское происхождение и часто встречается в топонимике российского севера. Предположительно, он означает «приток». На языке коми Усинск называется Ускар – «город на Усе».
Город расположен на северо-востоке Республики Коми, в Предуралье. Он находится в 90 км к югу от Северного полярного круга и в 760 км от Сыктывкара, республиканской столицы. Климат здесь близкий к субарктическому, с большой температурной амплитудой.
Еще одна особенность здешнего климата — частые и резкие перепады температуры в течение дня. За нескольких часов температура может измениться на 20 и более градусов. Снежный покров сохраняется 220 дней в году, с октября по май.
К этому можно добавить гидрологическую специфику Усы — сложные ледовые условия и сильно заболоченную пойму. Она обладает торфяным покровом толщиной до 5 метров. Усинское болото — самый крупный торфяник Европы.
Усинск – типичный «нефтяной» город. Впервые геологи из экспедиции треста «Печоранефтегазразведка» появились здесь в октябре 1960 года. Тогда они начали бурение глубокой опорной скважины №1 на Усинской структуре. Спустя ровно два года буровая бригада мастера Михаила КОЛБАСЮКА получила на этой скважине с глубины 2958 метров приток легкой нефти. Так было открыто Усинское месторождение.
В июле 1964 года сюда высадился дополнительный десант геологов. Через полгода для проведения параметрического и поисково-разведочного бурения на Усинском месторождении в Болбан-Боже была создана отдельная нефтеразведочная экспедиция в составе более 400 сотрудников.
ПЕРВЫЙ ФОНТАН.
Сразу же, помимо бурения, началось создание инженерной и социальной инфраструктуры. Была проложена 200-километровая зимняя автодорога до города Печора. Также построена речная пристань и аэродром, принимавший самолеты АН-2 и вертолеты.
В жилом поселке Парма вагончики-балки активно заменялись на более комфортабельные дома в сборно-щитовом и деревянном (брусовом) исполнении. Появились школа, детский сад, клуб с кинозалом, продовольственный склад, магазин, рабочие столовые.
Обустраивались солидно, с перспективой. Все понимали масштаб месторождения и то, что нефтяники обосновались здесь всерьез и надолго. Спиртное в поселок не завозили – здесь действовал «сухой закон».
В 1967 году из разведочной скважины №7, пробуренной бригадой Валериана РАЯ, из песчаников среднего девона с глубины около 3,1 тыс. метров ударил мощный фонтан легкой нефти дебитом более 600 кубометров в сутки.
Результаты бурения этой и последующих скважин подтвердили оптимистические прогнозы. Геологи уверенно обозначили объем начальных извлекаемых запасов нефти — 350 млн тонн.
ФОРПОСТ ТИМАНО-ПЕЧОРЫ.
Поскольку это произошло еще до открытия западносибирского гиганта на Самотлоре, столь крупные запасы произвели сильное впечатление на отраслевое руководство. Обустройство месторождения и возведение поселка Усинск пошли ускоренными темпами. Дополнительным драйвером стал приезд в 1969 году в Коми АССР союзного министра нефтяной промышленности Валентина ШАШИНА.
«Усинск станет мощной комплексной базой, форпостом для освоения всего огромного пространства северного края — Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции», - говорил Шашин.
Теперь за дело взялись с настоящим «большевистским размахом». Тем более, что план социально-экономического развития территории предполагал создание на Усе города с населением 100 тыс. человек. В марте 1970 года в Усинск прибыла первая крупная партия строительной техники. Начали комплектоваться базы материально-технического снабжения.
К масштабным работам привлекли сразу три строительно-монтажных треста. «Северпромстрой» и «Коминефтеспецстрой» сосредоточились на обустройстве промысла, а «Усинскстрой» — на строительстве жилья и объектов соцкультбыта.
Для увеличения эксплуатационного бурения «Коминефть» сформировала Усинский трест буровых работ в составе нескольких управлений буровых работ и вышкомонтажного управления.
Для строительства автодорог с твердым покрытием были привлечен трест «Пермдорстрой» из соседней Пермской области. Параллельно велась прокладка высоковольтной линии электропередачи «Печора – Усинск» и 109-километровой железнодорожной магистрали «Сыня — Усинск». В ее составе – самый длинный на европейском севере России мост. Протяженность перехода через Усу - 1,3 км.
УДАРНЫЕ СТРОЙКИ КОММУНИЗМА.
Важнейшую роль в развитии этих мест сыграло правительственное решение, принятое в апреле 1970 года, в дни празднования столетнего юбилея Владимира ЛЕНИНА. В соответствии с этим решением значительные силы строительно-монтажных и специализированных трестов, сооружавших первую очередь магистрального газопровода «Сияние Севера» (Вуктыл — Ухта — Торжок), переключились на прокладку нефтепровода Уса — Ухта — Ярославль.
Первый участок магистрали длиной 409 км – от головных сооружений Усинска до Ухтинского НПЗ – был пущен 23 августа 1973 года. Соответственно, месторождение де-факто было введено в эксплуатацию.
Через год была сдана первая очередь нефтепровода Ухта – Ярославль. Усинская нефть в количестве более 1,5 млн тонн в год стала поступать в центр страны. Она шла для переработки на заводе «Ярославнефтеоргсинтез», а также на экспорт. Начался процесс интенсивного возврата инвестиций.
Успехи нефтяников обуславливали ускорение промышленного и социального развития территории. 17 января 1975 года строительство рабочего поселка Усинск, а также освоение Усинского и соседнего Возейского месторождения, были объявлены Всесоюзными ударными комсомольскими стройками.
Через месяц был образован Усинский район. Еще через пару недель Усинск посетил председатель советского правительства Aлексей КОСЫГИН вместе с союзными министрами, «легендами отрасли» — Валентином Шашиным (нефть), Сабитом ОРУДЖЕВЫМ (газ) и Борисом ЩЕРБИНОЙ (нефтегазстрой). По итогам визита столь представительной делегации были приняты необходимые управленческие решения, вскоре давшие ощутимый эффект.
В частности, был утвержден генеральный план развития города, разработанный институтом «ПечорНИПИнефть» объединения «Коминефть». Был возведен завод крупнопанельного домостроения. Он позволил перевести строительство жилья и объектов соцкультбыта на индустриальные рельсы.
В течение следующих пяти лет ударными темпами были построены три школы на 3,5 тыс. учащихся, несколько детских садов, два десятка многоэтажных жилых домов и общежитий, больница с поликлиникой, районный дом культуры и ряд других объектов.
Особое значение имело создание Усинского аэропорта. Его взлетно-посадочная полоса длиной 2,5 км с бетонным покрытием позволила организовать круглогодичное регулярное сообщение с Москвой, Ленинградом, Сыктывкаром и Ухтой, а также с Бугульмой, Волгоградом, Ивано-Франковском, Краснодаром, Куйбышевом (ныне Самара), Львовом, Минском, Полтавой и Харьковом. Оттуда прилетали десятки тысяч вахтовиков.
Характерный для того времени дефицит продуктов питания Усинска почти не коснулся. Продовольственные товары в широком ассортименте исправно завозились с Большой земли.
Выручало и «самообеспечение». В составе «Коминефти» работали пять крупных сельскохозяйственных предприятий, включая большую птицефабрику. Это было самое масштабное сельскохозяйственное производство в системе Миннефтепрома СССР.
ПИК ДОБЫЧИ.
Нефтяники тоже держали высокий темп. Ежегодно росла добыча на Усинском месторождении. В 1976 году было запущено Возейское месторождение. В 1980 году начал работу Усинский газоперерабатывающий завод. Он доводил попутный нефтяной газ (ПНГ) до топливной кондиции для поставки на Печорскую ГРЭС, «энергетическое сердце Тимано-Печоры».
Собственное энергохозяйство нефтяников позволило «оживить» горячим паром пермо-карбоновую залежь трудноизвлекаемой битуминозной нефти.
По итогам 1981 года Усинское и Возейское месторождения одновременно достигли пика годовой добычи нефти – соответственно 8,8 млн тонн и 4,4 млн тонн. Они составляли суммарно почти три четверти всей добычи «Коминефти». Затем начался спад – примерно по 100 тыс. тонн нефти в год.
20 июля 1984 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР Усинск стал городом республиканского подчинения. В настоящее время в Усинске живет более 30 тыс. человек.
Усинск отличается от других малых российских городов не только отсутствием аварийного и ветхого жилья, уровнем благоустройства территории и благосостояния граждан. Он выделяется насыщенной образовательной средой. Здесь работают 7 школ, 3 средних учебных заведения и вуз — филиал Ухтинского государственного технического университета.
Усинск – не только «нефтяная столица» Тимано-Печоры, но и главный индустриальный узел Коми. Усинский район обеспечивает более 70% всего промышленного производства республики.
В настоящее время Усинское месторождение дает в год 2,6 млн тонн нефти и 0,25 млрд кубометров попутного газа. Фонд скважин огромный – более 1800 единиц. Их глубина очень разная – от 1100 до 3400 метров.
У месторождения, несмотря на значительное истощение извлекаемых запасов, есть перспективы развития. Для этого на промысле ведется уплотняющее бурение, строительство и обновление трубопроводов и дюкерных переходов через водоемы. Идет также расширение и реконструкция установок подготовки нефти «Уса» и «Уса – тяжелая нефть».
В начале сентября в Республике Коми вместе с Днем нефтяника отметили 40-летие Усинска, сообщало ИА «Девон». К праздникам обновили местные достопримечательности и памятные места. Значительный объем работ провели при поддержке ЛУКОЙЛа.
Основные объекты открыли у обновленного городского Дворца культуры и в районе ЖК «Лукошко». Возле жилого комплекса появилось новое место для прогулок с элементами подсветки. Кроме того, уральские художники нарисовали семь муралов на многоэтажках.
Преобразился и аэропорт Усинска. Кроме ремонта участка взлетно-посадочной полосы, здесь обновили памятный вертолет Ми-4 и другие объекты. В соседней Ухте также совместили профессиональный праздник и юбилей (95-летие города).
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: история, Коми, строительство, Транспорт, трубопроводы, Добыча, Социалка