Архив новостей

Ноябрь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Что мешает многолетнему проекту ТАИФа по глубокой нефтепереработке


(7 августа 2020 12:26 , ИА "Девон" ) Почему Ростехнадзор не дает добро на ввод в эксплуатацию комплекса глубокой переработки тяжелых остатков (КГПТО ) на ТАИФ-НК в Нижнекамске, об этом говорится в статье «БИЗНЕС Online» «Неподъемный КГПТО: почему ТАИФ не может запустить комплекс за 110 миллиардов?» (Ксения Соколова, Дмитрий Исламов, Алексей Брусницын). Информагентство «Девон» приводит основные моменты из этой публикации.

В 2011 году ТАИФ из 6 вариантов технологии остановился на самом неожиданном и спорном — Veba Combi Cracker (VCC).
«Ее экономическая эффективность в 2–2,5 раза превосходит все известные технологии по генерации прибыли при переработке нефти. Общая прибыльность НПЗ вырастет в 1,7–2 раза», — строили планы в компании.
Глубина переработки нефти должна была повыситься с 73,5% до 95% (позже сообщалось уже и о 98,5%), а окупить затраты на установку планировалось за три с половиной года со дня запуска, то есть как раз примерно в 2020-м.

СУТЬ И НЕОЖИДАННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ

В основе VCC лежит технология, которую применяли в Германии во время войны: они научились получать топливо из угля. Затем ноу-хау продолжила развивать компания Veba, которая примерно 35 лет назад построила в Германии пилотную установку, но после почти 20 лет испытаний последняя была закрыта, поскольку при низких ценах на нефть оказалась нерентабельной.

Принцип технологии VCC разъяснили в российском союзе химиков. «Суть процесса в комбинировании стандартного газофазного гидрокрекинга, процесс которого реализован на многих НПЗ, с процессом жидкофазного гидрирования тяжелых нефтепродуктов в присутствии специальной добавки. Данная добавка позволяет выводить из процесса металлы, которые являются ядами, для дальнейших ступеней гидрокрекинга», — рассказала первый вице-президент российского союза химиков Мария ИВАНОВА.

В реакторе тяжелые нефтепродукты соединяются с водородом, а на выходе получаются синтетические нефтепродукты. Выход неразложимых остатков — менее 5% вместо 25% при традиционном способе, но и они могут служить ценным сырьем для металлургии. Проблема, однако, в том, что все это происходит, при температуре до 500°C и сумасшедшем переменном давлении — от 0 до 220 атмосфер. Для сравнения: давление в стандартном баллоне с пропаном, согласно ГОСТу, не должно превышать 16 атмосфер.

Для ведения процесса в таких условиях потребовалось изготовить уникальное по своей массе и габаритам оборудование — реактор, общая транспортная масса которого составляет 1,3 тыс. т, длина — 36,6 м, внутренний диаметр — 5,2 м, говорят в союзе химиков. Также в составе КГПТО построили и крупнейшую в Европе установку переработки природного газа в водород.
Но выяснилось, что в том виде, как она проектировалось, установка работать не может — судя по всему, не хватает прочности. Это косвенно признал Альберт ШИГАБУТДИНОВ, тогда гендиректор, а ныне председатель совета директоров ТАИФа:
«Состав суспензии, которая получается на первом этапе переработки, оказался по сравнению с теоретическими расчетами более сложным и еще к тому же более агрессивным… Это повлекло очень много вопросов, связанных с конструкцией установок, оборудованием и составом металлов, из которых они изготовлены. Пришлось очень глубоко уйти в гидродинамику, термодинамику, конструкторскую деятельность, материаловедение, металловедение».

ПУТЬ ПРОЕКТА

Компанию вместе с патентом выкупила англо-американская корпорация BP, которая в 2009 году тоже возвела опытную установку в США. Тем не менее сама она тиражировать VCC не стала, а в 2008–2009 годах провела тендер среди инжиниринговых организаций на право проектировать, продавать, распространять и создавать установки с ее использованием. Победителем оказалась американская компания Kellogg Brown & Root (KBR).
Именно у нее ТАИФ в конце 2011 года приобрел лицензию, а в 2012-м партнеры подписали соглашение о проектировании базовой установки.

Бывший гендиректор ТАИФ-НК Александр Бабынин продвигал тоже инновационную, но все же проверенную на множестве работающих установок технологию UOP Uniflex от компании UOP, входящей в корпорацию Honeywell. Он был категорически против выбора в пользу VCC и в 2011 году покинул ТАИФ. Сейчас Бабынин возглавляет ООО «Инко-ТЭК» из орбиты «Татнефти».

По сей день ТАИФ остается почти единственным коммерческим эксплуатантом VCC. Между тем изначально сообщалось, что  технологию купили и две китайские структуры — Shaanzi Yang Chang Petroleum и госхолдинг BPEC. Потенциально намерения применять технологию якобы высказывали еще 30 организаций, в том числе группа Reliance, эксплуатирующая крупнейший НПЗ в Индии.
В 2015 году открылся небольшой завод в КНР, однако у него возникли трудности и он перешел на другое сырье.

Тем временем «Татнефть» на ТАНЕКО 2016 году запустила установку замедленного коксования нефтяных остатков. Процесс идет при нагревании без доступа кислорода, температура внутри установки достигает 300–500 °C. На выходе получается 75% дистиллятов, из которых можно получить моторное топливо, а остальное — кокс, который дальше утилизируют на ТЭЦ. «Когда мы строили ТАНЕКО, была четкая концепция — никаких экспериментов. И с первого раза все запустили. Есть такая пословица: лучшее — враг хорошего», — вспоминает первый гендиректор ТАНЕКО Хамза Багманов.

ТРУДНОСТИ НА СТРОЙПЛОЩАДКЕ

В конце 2012 года начались строительно-монтажные работы. Обычный срок строительства таких объектов, как КГПТО, — три года. Ростехнадзор выдвигал претензии, что работы запущены без разрешения на строительство. Об этом сказано в материалах татарстанского арбитража от 2013-го, когда ведомство дважды судилось с ТАИФ-НК.

В 2014 году генподрядчиком стало ООО «Гемонт», казанская «дочка» турецкой организации Gemont Endustri Tesisleri İmalat ve Montaj A.Ş. В феврале 2016-го турецкие строители устроили на объекте организованную забастовку — из-за падения рубля их зарплата в лирах упала на 60%.

2 ноября 2016 года в компрессорной одного из цехов КГПТО прогремел взрыв с возгоранием, госпитализированы пятеро работников предприятия. «Толстый металл оказался разорван, как ромашка, поднялся столб пламени», — вспоминает участник тех событий. Глава федерального Ростехнадзора Алексей Алешин сообщил, что аварию спровоцировала ошибка производителя оборудования.

«Мы планировали приступить к пусконаладочным мероприятиям еще в четвертом квартале 2016 года, однако, к сожалению, наши планы под корень срезала корейская компания (KHE) — поставщик уникального оборудования, для изготовления которого требовался особый подход, — сказал тогда Шигабутдинов. - Произведены со скрытым браком блоки воздушного холодильника секции высокого давления, в результате чего мы вынуждены были в авральном режиме срочно найти и заказать вне очереди блоки у французской компании Hamon».

Местное управление Ростехнадзора предъявило претензии и работникам самого ТАИФ-НК: проверяют лишь наличие документов к поставляемой технике, но не ведется их анализ. Сертификат соответствия к корейскому аппарату воздушного охлаждения оказался, как сказано в докладе Ростехнадзора, «подложным». «Если бы работники проявили бóльшую бдительность, то поставки на строительную площадку некачественного аппарата можно было избежать», — говорилось в докладе.

После этого пожары, менее резонансные, случались на КГПТО еще в 2018 и 2019 годах.

НЕПРИСТУПНЫЙ ГУДРОН

После завершения строительно-монтажных работ многочисленные попытки запустить установку на гудроне не увенчались стабильным успехом, поэтому, чтобы установка не стояла без дела, ее начали загружать вакуумным газойлем — сырьем, которое по проекту должно было получаться на самой установке VCC из тяжелых остатков с последующей доочисткой на финальной стадии.
С 2018-го благодаря КГПТО весь объем производимого на ТАИФ-НК вакуумного газойля перерабатывается с получением дизельного топлива, нафты и керосина.
«Перерабатывать газойль на КГТПО — все равно что купить мощный дорогой суперкар и использовать его как машину для гольфа, катаясь со скоростью 20 км/час», —высказал свое мнение один из участников рынка.
Гудрон же, как можно предположить, по-прежнему идет на старую установку висбрекинга с выделением неликвидного мазута. Этот мазут затаривается на складах, а потом, если нет спроса, время от времени сжигается в печах ТЭЦ-1.

«Есть попытки перехода на переработку гудрона, но результаты пока спорные», — сказал руководитель исполкома Нижнекамска, бывший начальник нижнекамского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора Айрат САЛАВАТОВ. – Гудрон сегодня перерабатывается на другой установке». По переработке на КГПТО гудрона  положительных результатов проведенных пусконаладочных испытаний Ростехнадзору не было представлено, отметил он.

ЧТО НЕ НРАВИТСЯ РОСТЕХНАДЗОРУ

Для таких сложных технологических и особо опасных объектов (ОПО) существует четкий регламент. Во-первых, должны быть устранены все замечания Ростехнадзора. Во-вторых, если в процессе строительства в проектную документацию вносились серьезные изменения, она должна заново пройти экологическую экспертизу и получить положительное заключение Главгосэкспертизы. В-третьих, только после этого компания сможет получить от Ростехнадзора главный документ — ЗОС (заключение о соответствии всем промышленным нормам, в том числе соответствии проектной документации). Наконец, в-четвертых, имея на руках экспертизы и ЗОС, ТАИФ-НК сможет подать заявление в исполком Нижнекамского района на получение акта о вводе в эксплуатацию.

У ТАИФ-НК процесс застопорился уже на первой стадии — замечаниях Ростехнадзора. Проверка прошла 2 апреля и показала: претензии остаются. ТАИФ предъявил Ростехнадзору иск в татарстанском арбитраже, требуя признать проверку успешно пройденной, а замечания — устраненными.

«Большая редкость, чтобы с Ростехнадзором кто-то по этой причине судился, — считает Багманов. —В целом такие объекты редко с первого раза проходят итоговую проверку, обычно дело ограничивается предписаниями. Если спор дошел до суда, значит, там замечания принципиального характера».

ТАИФ оспаривает предписание, где содержится всего одна претензия: испытания установки в 2017 году проведены «не в полном объеме». В частности, не были достигнуты проектные значения по переработке основного сырья — гудрона — и не получена пробная партия керосина. Срок исполнения предписания — до 10 сентября.

Есть еще одно предписание, тоже составленное 2 апреля, где содержится длинный список претензий к установке, которые издание сводит к следующим пунктам:

1. Ведомство не устраивает сам факт работы установки VCC уже на протяжении трех лет без ЗОС и разрешения на ввод в эксплуатацию. О том, что установка активно функционирует, свидетельствуют показания расходомеров. Кроме того, согласно данным проверки, объект не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов, а у сети газопотребления нет необходимой лицензии.

2. Многочисленные изменения в конструкции по сравнению с проектной документацией не прошли экспертизу безопасности, т. е. не получили положительного заключения Главгосэкспертизы. В акте эти изменения подробно перечисляются: заменены марка стали в отдельных несущих конструкциях, различные насосы (и их отдельные элементы), изменены трассировка трубопроводов, упомянутые выше теплообменные аппараты и т. д.

3. «Не исключена возможность нарушения герметичности системы», — считают проверяющие. При этом для установки VCC подобное принципиально важно. В материалах проверки объясняется, что температура сырья в реакторе колеблется от 464 до 472 °C. Причем вакуумный газойль самовоспламеняется уже при 350 °C, потому любой контакт с кислородом чреват пожаром, что, по данным донесений МЧС, и произошло в ноябре 2019 года. Чтобы убедиться в безопасности всех сосудов, трубопроводов и соединений, опять же нужны новые испытания.

«УЧИТЫВАЯ УНИКАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА»

Срок исполнения требований — 31 августа, однако в Главгосэкспертизе сообщили, что ведомство повторную экспертизу итоговой проектной документации КГПТО не проводило и не проводит.
На протяжении 2016–2018 годов ведомство утвердило только четыре отдельных объекта: в 2015-м — блок измельчения и транспортировки свежей добавки, в 2016-м — коллектор водовода речной (технической) воды от НК ТЭЦ (ПТК-1) до площадки КГПТО, а также строительство кабельно-воздушных линий КВЛ 110кВ, в 2018-м — трансформаторная подстанция товарно-сырьевого парка.
«Последней проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы, является объект „Строительство новой печи для нагрева вакуумного газойля в цехе №01 КГПТО“. Дата выдачи заключения — 8 мая 2020 года. На данный момент (начало июля 2020 года — прим. ред.) в казанский филиал Главгосэкспертизы России заявлений на проведение экспертизы проектной документации по объектам комплекса больше не поступало», — отметили в ведомстве.

«Учитывая уникальность проекта и возникавшие осложнения в процессе строительства, было бы правильно, чтобы ТАИФ проинформировал общественность о тех дополнительных мерах обеспечения промышленной и экологической безопасности, которые приняты на КГПТО», — подытоживает Багманов.

Справка ИА Девон
В 2019 году «ТАИФ-НК» переработал 8,3 млн тонн нефти и произвел 5,2 млн тонн светлых нефтепродуктов — дизельного топлива, прямогонного бензина, автомобильного бензина, авиакеросина и технического керосина, сжиженных углеводородных газов (СУГ). Выработано 3 млн тонн темных нефтепродуктов. Весь прямогонный бензин (1,6 млн тонн) и СУГ с «ТАИФ-НК» направляются на «Нижнекамскнефтехим» (группа «ТАИФ»).
Уровень загрузки первичных мощностей АО «ТАИФ-НК» по сырью в минувшем году составил 99,8%. Для сравнения: среднероссийский показатель -  88,6%.
Выручка-нетто в 2019 году упала на 9,2% - до 207 млрд рублей. Она снизилась из-за падения биржевых цен на продукцию нефтепереработки.


Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: ТАИФ-НК, КГПТО, глубокая нефтепереработка, история

 

к следующей новости раздела

11 августа 2020

Как в СССР создавалось новое космическое топливо

к предыдущей новости раздела

3 августа 2020

Баженовская свита может оказаться обширнее, чем предполагалось

к следующей новости главной ленты

7 августа 2020

«РуссНефть» без разрешения использовала нефтепровод в лесах Югры

к предыдущей новости главной ленты

7 августа 2020

В Астрахани испытывают спроектированный в Украине универсальный танкер