
Башкирия - локомотив нефтянки СССР в 1930-1940 годы
90 лет назад, в 1935 году, была образована «Башнефть». С этого времени Башкирская АССР стала одним из главных нефтяных регионов страны. Об этом говорится в статье «Второй Баку». Башкирская нефтянка в годы Великой Отечественной войны (Григорий ВОЛЧЕК) в издании «Нефтянка». Информагентство «Девон» приводит этот материал с некоторыми сокращениями.
«ВТОРОЙ БАКУ» НА МЕСТЕ ДЕРЕВЕНЬ.
16 мая 1932 года экспедиция под руководством геолога Алексея БЛОХИНА в районе деревни Ишимбаево Башкирской АССР обнаружила в рифогенных структурах первую башкирскую нефть. C глубины 680 метров ударил 40-метровый фонтан нефти c устойчивым суточным дебитом более 50 тонн. Ишимбайский район тут же был назван «Вторым Баку».
В 1933 году было принято решение о строительстве железной дороги Уфа – Ишимбаево. Уже через год новую железнодорожную ветку до Демы и Стерлитамака ввели в эксплуатацию.
Тогда же деревни Ишимбаево, Кусяпкулово, Буранчино, Ирек, Кызыл-Аул, Юрматы, Термень-Елга и Смакаево, входившие в периметр крупного и постоянно растущего нефтепромысла, объединились в рабочий поселок Ишимбай. Вскоре он получил статус города республиканского подчинения. Характерно, что первым председателем Ишимбайского горисполкома был избран буровой мастер Максим ПЛАТОНОВ.
В 1935 году в Ишимбае создали трест «Башнефть». Некоторое время он носил название «Ишимбайнефть». В том же году был запущен первый в Урало-Поволжье крупнотоннажный нефтеперерабатывающий завод.
А в 1937 году проложили нефтепровод Ишимбай – Уфа протяженностью 166 км и диаметром 305 мм. Это дало возможность построить в столице Башкирии крупнейший в стране НПЗ, использовавший крекинг-процессы.
Развивалась переработка и в самом Ишимбае, где появился газолиновый завод, утилизировавший попутный нефтяной газ (ПНГ). Ускоренными темпами открывались, разбуривались и обустраивались спутниковые месторождения — Буранчинское и Кусяпкуловское. Благодаря этому объем добычи нефти в регионе превысил 1 млн тонн в год.
Опыт, полученный в Ишимбае, позволил быстро освоить открытое в 1937 году на западе Башкирии крупное Туймазинское месторождение. Перед самой войной здесь, на правом берегу «пограничной» с Татарской АССР реки Ик возник рабочий поселок Октябрьский, вскоре ставший городом. Он появился на месте деревень Муллино, Туркменево, Старые Туймазы, Верхнее Заитово, Нарышево и Московка.
ИА «Девон»: ПЕРЕГНАТЬ БАКУ: КАК БАШКИРИЯ БРАЛА «СЕРЕБРО» ПО ДОБЫЧЕ НЕФТИ.
ЭВАКУАЦИЯ И СПАД ДОБЫЧИ.
В канун Великой Отечественной войны Башкирия стала центром и «локомотивом» развития нового нефтяного района СССР – Волго-Уральской нефтяной провинции.
Автономная республика, всего за 9 лет сформировавшая мощный нефтяной комплекс, давала более 80% всей нефти, добываемой между Волгой и Уралом. Добыча нефти в регионе в 1940 году достигла впечатляющей цифры - 1,5 млн тонн в год. Башкирия заняла третье место по этому показателю в стране после Азербайджана и Чечено-Ингушетии.
Уже в 1941 году добыча нефти начала снижаться, в том числе, из-за трудностей военного времени. Снизились поставки техники и оборудования. На фронт ушло большое число квалифицированных кадров. Спад начался и из-за объективных горно-геологических причин (естественного истощения запасов, снижения пластового давления).
В августе 1941 года из Баку и Туапсе в Башкирию были эвакуированы нефтесервисные предприятия. Из Москвы приехали Наркомат нефтяной промышленности, Московский нефтяной институт имени И.М. Губкина. Переехали также несколько профильных научных коллективов во главе с патриархами органического синтеза, академиками Николаем ЗЕЛИНСКИМ и Сергеем НАМЕТКИНЫМ.
Эвакуированный с Апшерона трест «Азнефтеразведка», переименованный в «Башнефтеразведку» и «прописавшийся» в Стерлитамаке, резко нарастил проходку разведочного бурения. Оно превышало показатели эксплуатационного бурения, что случается крайне редко.
Однако поисковые работы в 1941-1942 годов были безрезультатными. Выручили технологи, разработавшие и применившие термохимический метод воздействия на продуктивный пласт, существенно повысивший нефтеотдачу зрелых месторождений. Применение этой методики дало дополнительную добычу, но довоенные показатели все еще не были достигнуты.
В связи с наступлением немцев на Кавказе в октябре 1942 года Башкирия приняла вторую волну эвакуации. Из Баку, Грозного и Майкопа в автономную республику прибыли более 1 тыс. квалифицированных специалистов. Это дало новый импульс башкирской нефтянке.
ДЕВОНСКИЙ ПРОРЫВ.
Но реального прорыва пришлось ждать почти год. В сентябре 1943 года в окрестностях Ишимбая было открыто крупное Кинзебулатовское месторождение. Оно дало самый мощный в истории Башкирии нефтяной фонтан суточным дебитом 6 тыс. тонн. Это десять железнодорожных цистерн нефти в сутки!
Ровно через год была открыта нефть в глубоких девонских пластах в Туймазах. Там 26 сентября 1944 года скважина №100 с глубины 1740 м дала мощный фонтан с устойчивым суточным дебитом 250 тонн нефти. Месторождение, на тот момент вошедшее в пятерку самых крупных по запасам нефти месторождений мира, было немедленно введено в промышленную эксплуатацию.
Девонская нефть резко изменила облик башкирской нефтянки, показав блестящую перспективу ее развития. А Туймазинский нефтепромысел на 6 лет, до пуска легендарной «Ромашки» в соседней Татарской ССР, стал крупнейшим в стране.
Рост добычи сырья в республике повлек за собой и рост производства горючего на Уфимском и Ишимбайском НПЗ. В первую очередь, наиболее остро необходимы фронту были авиационные бензины Б-70 / Б-78 и дизельное топливо.
Всего за годы войны в Башкирии было добыто около 5 млн тонн нефти и произведено около 2,5 млн тонн нефтепродуктов. Это авиационный и автомобильный бензин, дизельное топливо, мазут и моторное масло).
«Информ-Девон»: В РОСНЕФТИ РАССКАЗАЛИ О РОЛИ НПЗ БАШКИРИИ В ГОДЫ ВОЙНЫ.
ПЕРВОПРОХОДЦЫ НЕДР БАШКИРИИ И СИБИРИ.
Выбрать наиболее достойных людей, символизирующих собой башкирскую нефтянку в годы войны, очень трудно. Однако наиболее яркими фигурами являются следующие.
К примеру, Алексей БЛОХИН (1897 – 1942) - кандидат геолого-минералогических наук (1937), автор около 30 научных трудов. В 1929 году он возглавил геологоразведочную экспедицию в Башкирии, через три года открывшую Ишимбаевское нефтяное месторождение.
Затем он работал заведующим кафедрой геологии Московского нефтяного института имени И.М. Губкина, помощником начальника объединения «Союзгеоразведка» и научным консультантом треста «Востокнефть». Одновременно Блохин трудился заместителем ответственного редактора журнала «Проблемы советской геологии».
С 1934 года — главный инженер и заместитель начальника Главного геолого-гидро-геодезического управления Наркомата тяжелой промышленности СССР. Позже Алексей Блохин стал заместителем директора по научной части Геологического института Академии наук СССР и научным руководителем Волго-Башкирской нефтяной экспедиции.
Андрей ТРОФИМУК (1911 – 1999), уроженец Западной Белоруссии, выпускник геологического факультета Казанского университета (КГУ). С 1933 года работал в Башкирии, где сделал быструю и блестящую карьеру.
Будучи главным геологом сначала треста «Ишимбайнефть», а с 1942 года – всего Башнефтекомбината, Трофимук внес решающий вклад в открытие крупных высокодебитных месторождений – Кинзебулатовского и Туймазинского.
В 1950 году он был назначен главным геологом Главнефтеразведки Миннефтепрома СССР. Сразу же он стал готовить несколько комплексных геологических экспедиций в Западную Сибирь.
Первая из них начала работу весной 1951 года и уже через два с половиной года выдала отличный результат. 21 сентября 1953 года в поселке Березово на северо-западе Ханты-Мансийского округа было открыто крупное газовое месторождение. Это оказалась первая в Западной Сибири промышленная залежь углеводородов.
В том же 1953 году Трофимук перешел на научную работу. Спустя 4 года он создал и возглавил Институт геологии и геофизики Сибирского отделения АН СССР (Новосибирск).
С того момента на протяжении более 30 лет Андрей Алексеевич бессменно обеспечивал научную поддержку развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. Этот огромный регион стал с середины 1970-х годов основной ресурсной базой советской экономики.
ИЗ СРЕДНЕЙ АЗИИ – В БАШНЕФТЬ.
Можно также отметить заслуги одного из первооткрывателей Туймазинского месторождения Евгения СТАРОБИНЦА. В 1929 году он участвовал в боях на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД). В 1934 году он окончил Московский нефтяной институт имени И.М. Губкина. После этого Старобинец работал геологом на Старогрозненском промысле «Грознефти».
В 1937 году его назначили старшим геологом треста «Средазнефть» (г. Коканд, Узбекская ССР). Там Евгений Старобинец изучал нефтегазовый потенциал хребта Большой Балхан в Туркмении (месторождение Небит-Даг) и Сурхадарьинского региона Узбекистана (Хаудаг, Учкызыл и Кокайты).
Позже, на посту главного геолога треста «Укрнефтегазразведка» Старобинец изучал нефтеносность Восточного Прикарпатья. С 1941 года он перешел на такой пост в «Туймазынефти» (Башкирская АССР). Еще через год он стал директором Центральной научно-исследовательской лаборатории Башнефтекомбината. Также он руководил геолого-поисковыми работами и детальной доразведкой Туймазинского нефтяного месторождения.
В 1947 году Евгений Старобинец создал и возглавил Институт природного газа (в настоящее время – ВНИИГаз). В 1950 году его понизили до главного геолога института с формулировкой «за создание в институте сионистской организации».
Среди других выдающихся личностей - Степан КУВЫКИН. С 1927 года он работал в тресте «Азнефть» (Баку) рабочим буровой партии. Со временем он вырос до директора Завода имени 1 Мая.
В 1931 году Кувыкин окончил Бакинский нефтяной техникум. После чего работал начальником отдела мобилизации ресурсов. Одновременно управленец руководил строительством трубонарезного завода, который затем и возглавил.
С 1941 года его назначили управляющим «Бугурусланнефти» (Оренбургская область). С апреля 1942 года Степан Кувыкин являлся начальником Башнефтекомбината, объединившего нефтепромыслы и нефтеперерабатывающие заводы Башкирии. С января 1945 года – директор объединения «Башнефть», сконцентрировавшегося на разведке и добыче.
В 1955 году «Башнефть», добыв 15,3 млн тонн нефти и газового конденсата, вышла на первое место в СССР среди нефтедобывающих объединений. Правда, вскоре она уступила «пальму первенства» более молодой и быстрорастущей «Татнефти».
В 1950-х годах Кувыкин возглавлял Управление нефтедобывающей промышленности, первым заместителем председателя и Совнархоз Башкирского экономического района.
За годы его работы республика стала одним из важнейших районов нефтедобычи в СССР. Добыча нефти в Башкирии за 20 лет увеличилась почти в 30 раз и достигла 38,5 млн тонн. Это пятая часть всей нефти, добытой в стране в этот период. С 1965 года Кувыкин являлся заместителем министра нефтяной промышленности СССР.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |
Поиск по теме: Башнефть добыча, история, Башкирия ТЭК, Башнефть НПЗ, Девон