Природный битум Ашальчинского месторождения назвали почти идеальным для дорог
«Олигомер» предложил Татарстану инновационную технологию
Из сверхвязкой нефти (СВН или природный битум) Ашальчинского месторождения (его интенсивно начала разрабатывать "Татнефть") при помощи инновационных технологий можно получать высококачественный дорожный битум. Так считает генеральный директор ООО «Олигомер» Виктор Лобанов.
По его словам, низкие клеющие (адгезионные) свойства применяемых битумов в России не соответствуют нагрузкам на дорожное полотно и, как следствие, оно служит лишь 2-3 года. Главную роль здесь играет исходное сырье, которое должно быть с высоким показателем содержания природных смол и достаточным количеством ароматики. Лучшего варианта, чем нефть Ашальчинского месторождения на сегодня нет, считает Лобанов. Эта нефть характеризуется следующим групповым составом: бензольные смолы – 24,2%, спиртобензольные смолы – 13,3%, масла - 54,4% , асфальтены – 75%, что почти идеально.
Второй задачей является выбор технологии, способной зарегулировать скорость протекания реакции превращения ароматики в смолы и смол в асфальтены и получения битумных вяжущих с повышенным молекулярном весом, имеющих адгезионные свойства, сравнимые с синтетическими клеями.
«Олигомер» имеет технологические решения, апробированные на битумных производствах на «Орскнефтеоргсинтезе» и в «Пермьавтодоре».
Базовым сырьем должен служить тяжелый остаток из Ашальчинской нефти. Суммарно себестоимость и рентабельность битумной продукции не будет превышать существующие уровни цен на традиционные битумы.
Большая часть применяемого оборудования – отечественная, до 70-80% которого может производиться на предприятиях Татарстана. Сырье для битума и технологические компоненты, пластификаторы (карбоновые кислоты, сера, мономер, каучук) также производятся в республике.
Применение дорожного битума из сырья Ашальчинской нефти при правильном выборе технологии производства битумных вяжущих увеличит межремонтный срок эксплуатации асфальтобетонного покрытия, по информации гендиректора «Олигомера», до 8-10 лет и более.
Чтобы битум стал качественным по клеющим свойствам, нужно, прежде всего, повысить его молекулярную массу. Для этого «Олигомером» предложено применение пленочного механизма окисления тяжелых нефтяных фракций, позволяющего значительно ускорить ход реакций и создать механизм управления реакцией с позонным регулированием температур на разных стадиях процесса.
Это привело к пересмотру традиционных технологических схем и созданию специального реактора окисления с возможностью получения мелкодисперсной структуры асфальтенов с сильно сконденсированными смолами вокруг них (молекулярная масса при этом увеличилась до 4000 и более у.е.). Это в свою очередь в дальнейшем послужило основанием для включения в реакцию олигомеризации олигомерных структур самого битума и олигомеров стирола, полученных на базе стирольного мономера и каучука.
Фракция выше 450 градусов С – гудрон, который используется в классической схеме для получения дорожных битумов в из традиционных легких нефтей. Что же касается ашальчинской нефти, эта фракция характеризуется температурой размягчения 33 градусов С с неуравновешенным компонентным составом: асфальтены - 11,2% , смолы – 58% и углеводороды – 30,8%. Избыток смол и недостаток ароматики делают получение качественного битума с таким сырьем затруднительным.
Особенностью тяжелого остатка ашальчинской нефти является то, что требуемый компонентный состав можно получить только при отборе фракций в 370 градусов С и выше.
Блок подготовки сырья способен переработать и довести до кондиции широкий спектр тяжелых нефтяных остатков и тяжелых вязких нефтей, в том числе и сверхтяжелые нефти Ашальчинского месторождения РТ.
Наиболее благоприятным сырьем для дорожных битумов служат высокосмолистые малопарафинистые нефтяные гудроны. Для получения заданной фракции в блок подготовки сырья включен вакуумный блок, состоящий из печи, где происходит подогрев сырья до температур 360-408 градусов С, вакуумных колонн.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |
Поиск по теме: Ашальчинское месторождение, битум, дороги