Подпорченные нефтяные отношения России и Белоруссии усугублены хлоридами
Около 2 тыс. км западной ветки «Транснефти» могут содержать некондиционную нефть.
(
22 апреля 2019 13:20 , ИА "Девон" )
Беларусь приостанавливает экспорт нефти из России из-за загрязнения нефти хлоридами на участке магистрального трубопровода «Самара-Унеча». Содержание загрязняющих веществ в поставляемой продукции превышено в 20 раз. Отдельные пробы показывали превышение допустимой нормы этих веществ в 100 раз, пишет
БЕЛТА.
ТРАНСНЕФТЬ ОБЕЩАЕТ УСТРАНИТЬ АВАРИЮ
«Транснефть» признала факт аварии, обсуждается вопрос о компенсациях белорусским предприятиям.
Государственный концерн "Белнефтехим" временно ограничил экспортные поставки нефтепродуктов на запад.
Ситуация с качеством нефти, поставляемой в Белоруссию, в трубопроводе «Дружба» нормализуется сегодня в понедельник или ко вторнику, заявил советник президента «Транснефти» Игорь Дёмин. «Мы готовы встречаться с нашими белорусскими коллегами, чтобы обсудить ситуацию. Компания ежесуточно мониторит показатели по наличию органических хлоридов, а также проводит анализ арбитражных проб на предмет определения источника загрязнения», сказал он.
Качество российской экспортной смеси Urals, поступающей транзитом в участок магистрального нефтепровода ОАО "Гомельтранснефть Дружба", резко ухудшилось в конце прошлой недели. Таких прецедентов ранее не было. По системе магистральных нефтепроводов "Дружба" идут поставки нефти не только на Мозырский и Новополоцкий НПЗ, но и через Беларусь по двум направлениям - через Польшу и Украину.
По оценке белорусской компании "Гомельтранснефть Дружба", белорусские нефтеперерабатывающие предприятия получат качественную нефть не ранее, чем через 8-10 дней.
Об этом заявил генеральный директор данного предприятия Олег Борисенко на заседании оперативного штаба по контролю за ситуацией по поставкам нефти. Оно состоялось на базе нефтеперерабатывающего ОАО "Нафтан" в Беларуси. В мероприятии приняли участие представители концерна "Белнефтехим", Белорусской нефтяной компании, НПЗ и ОАО "Гомельтранснефть Дружба".
Данная ситуация является нарушением контракта Транснефтью, заявил Олег Борисенко. «Российский партнер подтвердил факт нарушения двусторонним актом. Документ подписан 19 апреля. Источник загрязнения обнаружен. Загрязненная нефть находится на участке Самара-Унеча, это более 1,4 тыс. км", - заявил он.
"Гомельтранснефть Дружба" располагает более 700 тыс. т нефти, не соответствующей показателям качества. Некачественную нефть могут вернуть в Россию реверсом. Зарубежные партнеры предприятия проинформированы о сложившейся ситуации сразу после получения полного анализа состояния нефти.
"С учетом проведения посевной кампании, необходимости обеспечения внутреннего рынка, имеющихся рисков по переработке сырья с ухудшенным качеством нами принято решение о временном ограничении поставок нефтепродуктов по экспортным направлениям", - сообщил заместитель председателя «Белнефтехима» Владимир Сизов. "Ограничение носит временный характер, и по мере исправления ситуации обязательства по поставкам нашим иностранным контрагентам будут исполнены", - подчеркнул он.
КАК БЕЛАРУСЬ РЕАГИРУЕТ НА ЧП
Ситуация находится под контролем, подчеркнул заместитель премьер-министра Игорь Ляшенко. На 23 апреля запланирована встреча с руководством Транснефти по обсуждению технических и компенсационных вопросов с участием представителей концерна "Белнефтехим" и директоров нефтеперерабатывающих заводов.
Из-за ЧП Мозырский нефтеперерабатывающий завод многократно увеличил количество реагентов, используемых для защиты технологического оборудования. Об этом заявил сегодня генеральный директор завода Виталий Павлов. В условиях переработки нефти несоответствующего качества существует риск выхода из строя оборудования в связи с повышенным коррозионным износом и дезактивации катализаторных систем.
"В данных условиях мы оптимизируем объемы переработки нефти и многократно увеличили количество подаваемых реагентов, используемых с целью защиты технологического оборудования от коррозии. Также усилен контроль за работой оборудования и технологическим режимом, обеспечено оперативное выполнение ремонтных работ", - рассказал Павлов. Предпринятые меры позволяют обеспечивать выпуск товарной продукции требуемого качества, добавил он.
Ситуация на Новополоцком НПЗ складывается несколько лучше, чем на Мозырском, так как завод снабжается из двух веток нефтепровода "Дружба" - северной и южной. "Несоответствующая качественному показателю нефть может поступить по южной ветке с воскресенья на понедельник. В этой связи для сохранения действующего оборудования принято решение снизить загрузку завода на 40%", - сказал генеральный директор ОАО "Нафтан" Александр Демидов.
Белорусская сторона попросила Транснефть увеличить прокачку по северной ветке нефтепровода ("Сургут - Полоцк"), которая сейчас работает только на 10% от своей загрузки. В ней находится нефть, соответствующая ГОСТу. Технические возможности для этого маневра есть, добавил Александр Демидов.
В
«Нафтане» считают, что переработка сырья подобного качества может привести к неблагоприятным последствиям для НПЗ. В частности, резко усилится коррозия оборудования. В первую очередь, это затронет установки первичной переработки нефти, которые первыми в технологической цепочке «Нафтана» принимают экспортное сырье. Могут быть повреждены установки гидроочистки, каталитического риформинга, изомеризации бензиновых фракций.
Параллельно с этим поступление хлорорганики негативно повлияет и на работу каталитических систем: необратимая дезактивация приведет к остановке и длительному простою предприятия. Также возможна забивка отдельного теплообменного оборудования и отравление дорогостоящей катализаторной системы, отметил председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков.
«НЕФТЯНОЙ» СПОР ДВУХ СОСЕДЕЙ
Напомним, что белорусские НПЗ могут понести финансовые потери из-за налогового маневра России. Реформа предполагает обнуление к 2024 году экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, а также повышение налога на добычу природных ископаемых. Экспортные налоги составляют от 30-100% в зависимости от вида нефтепродукта.
Белоруссия получает российскую нефть беспошлинно, но вскоре цена нефти для Минска окажется наравне с остальными импортерами. Свои потенциальные потери от этого Белоруссия оценивает в $10 млрд в течение шести лет.
В начале апреля сообщалось, что Минск с мая решил повысить тариф на транзит российской нефти по трубопроводу «Дружба» на 23%. Как рассказали
РБК в «Транснефти», решение вне графика повысить тариф в Минске объяснили экологической ситуацией. В российской компании предложение повысить тарифы назвали «довольно спорным» и сообщили, что оно будет поводом для переговоров с белорусской стороной.
В начале апреля президент Белоруссии Александр Лукашенко сказал следующее: "Надо особое внимание обратить на скорейшее окончание, модернизацию двух нефтеперерабатывающих заводов. Чтобы мы не ходили с протянутой рукой, никому не кланялись, а покупали как все на мировом рынке нефть, перерабатывали у себя и получали определенную прибыль. Мы на финишной стадии, но надо ускоряться".
Несколько участков трубопровода «Дружба», проходящего по Беларуси, нуждаются в ремонте, заявил 11 апреля вице-премьер страны Игорь Петришенко. Этот нефтепровод необходимо было закрыть на регламентные ремонтные работы еще полтора года назад, сказал он. Однако белорусская сторона не может сделать этого, боясь навредить партнерам и экологической ситуации в регионе.
«Если нужно поставить на ремонт нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, которые идут через Беларусь, ставьте и ремонтируйте. Потому что то добро, которое мы делаем для Российской Федерации, оно нам оборачивается постоянно злом. Там уже обнаглели до такой степени, что начинают нам выкручивать руки», — заявил Лукашенко.
В Транснефти в ответ предложили помощь в модернизации трубопровода. В Кремле не согласились с резкими высказываниями политика, напомнив о помощи «братской» республике.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Белнефтехим, Белоруссия, трубопроводы, Транснефть, Кризис, нефтепровод "Дружба"