Почему Болгария не может отказаться от российской нефти
(
20 мая 2022 06:12 , ИА "Девон" )
Болгария входит в группу стран Евросоюза, наиболее зависимых от импорта российского сырья. Вся перерабатываемая нефть в стране российская. Возможностей для противодействия этому почти нет, потому что цены, по которым "Лукойл Болгария" продает топливо на внутреннем рынке, одни из самых низких в Европе. Об этом говорится в статье болгарского издания "Капитал" (Калина ГОРАНОВА), опубликованной на портале «
ИноСМИ». ИА «Девон» приводит этот материал с некоторыми сокращениями.
КАК БОЛГАРИЯ ОКАЗАЛАСЬ ПОД ЛУКОЙЛОМ
Болгария выступает за двухлетнюю отсрочку запрета на импорт российской нефти. Она входит в группу стран, наиболее зависимых от импорта российского сырья, — наряду с Венгрией, Словакией и Чехией. Для них отказ от российских поставок означал бы огромный скачок цен на топливо со всеми вытекающими последствиями для экономики.
Решение будет принято в Брюсселе на следующей неделе. Если для Болгарии не сделают исключение, товарный дефицит и высокие цены на топливо будут сохранятся еще несколько месяцев. Есть и политический вопрос. Что будет делать Болгария, допустившая, что ее единственный крупный НПЗ и порт, а также импортные альтернативы поставок дизеля и бензина – все оказалось российским?
Санкции против России привели к рыночным перекосам. Цена на российскую нефть стала самой привлекательной по сравнению с другими видами, потому что сырье продается со скидкой. В Болгарии всего один крупный производитель - "Лукойл Нефтохим Бургас". И он технологически адаптирован к российскому сырью. Из-за низкой цены сырья НПЗ вместо того, чтобы диверсифицировать источники, фактически покупает только российскую нефть.
Разница в цене делает импорт готовых нефтепродуктов экономически невозможным, обрекая импортеров на убытки. Сектор описывает альтернативу как "самоубийство". Но есть и хорошая новость – переоснащение НПЗ и работа с большим количеством нероссийского сырья возможны, но это потребует времени и усилий. И тут все зависит от желания владельца - российского ЛУКОЙЛа.
В то же время в материнской компании происходят изменения. Менее месяца назад из руководства ЛУКОЙЛа ушел основатель Вагит АЛЕКПЕРОВ. Хотя это объяснили попытками избежать санкций, его уход вызвал спекуляции о политическом будущем компании на уровне Москвы. Также рыночные изменения стали вызовом для трейдера ЛУКОЙЛА – Litasco. У него сейчас есть возможности для получения хорошей прибыли, но будущее неизвестно. От его функционирования и ликвидности зависит работа нефтеперерабатывающего завода в Бургасе.
Болгарский рынок не слишком велик. В год страна использует около 4,8 миллионов тонн нефтяного эквивалента. НПЗ в Бургасе импортирует примерно 500 тысяч тонн в месяц, или 6 миллионов тонн в год при мощности 7 млн тонн. Часть идет на экспорт. На протяжении многих лет завод в Бургасе обеспечивал 50-70% рынка дизельного топлива и бензина в стране. Но по мере того, как Евросоюз вводит санкции против России, болгарский рынок становится все более зависимым от российской нефти.
"В настоящее время перерабатываемая нефть на 100% российская, поскольку предложение альтернативных сортов нефти очень ограничено. Это связано с повышенным спросом на альтернативные сорта, подстегиваемым возможностью введения эмбарго на российскую нефть", - комментирует "Лукойл Нефтохим Бургас".
По словам представителей компании, вместо поисков альтернатив российским поставкам из-за цен наблюдается противоположная тенденция. С начала военной спецоперации не было увеличения поставок сырья нероссийского происхождения. Объяснение, что нет предложения других сортов нефти, звучит странно. Учитывая, что рынок микроскопический, понятно, почему в Болгарии нет активных иностранных производителей или трейдеров нефти.
"Не получится продать импортный альтернативный дизель или бензин и получить прибыль, - говорят трейдеры. - Даже с небольшим убытком не получится. Единственный вариант – продавать с огромным убытком, около 100$ за тонну". В пересчете на небольшой груз в 6 тысяч тонн это означает убыток в $600 тысяч. Это разница между внутренней ценой "Лукойл Болгария" и международными котировками.
КТО ПОЛУЧАЕТ МАРЖУ ОТ ПЕРЕРАБОТКИ
Болгарская картина становится все более российской, потому что покупателей на российскую нефть становится все меньше. Цена, соответственно, снижается. Все это привело к тому, что международные котировки российской нефти Urals составили $75–80, в то время как Brent — $108–112.
С начала боевых действий в Украине крупные нефтяные компании, занимающиеся добычей, могут похвастаться значительным ростом прибыли. Огромная разница в ценах - возможность получить большую маржу для трейдера из группы ЛУКОЙЛ, базирующегося за пределами страны. Сырье он покупает в России, вероятно, по ценам местного рынка (намного ниже мирового), плюс налоги и пошлины. Неофициальные источники утверждают, что речь идет о марже в несколько сотен долларов за тонну. В НПЗ заявили правительству, что ценообразование определяется швейцарской Litasco.
В декабре 2020 года "Лукойл Нефтохим Бургас" стала дочерней компанией Litasco – эксклюзивного торгового представителя ЛУКОЙЛа по поставкам нефти и нефтепродуктов за пределы России. С начала 2021 года НПЗ в Бургасе работает по договору толлинга для компании "Лукойл Бенилюкс", зарегистрированной в Нидерландах. Она также принадлежит Litasco, получая выручку за услуги по переработке сырья.
Litasco владеет сырой нефтью, которая перерабатывается на НПЗ "Лукойл Нефтохим Бургас", покупая и экспортируя топливо из Новороссийска в Бургас. Завод получает выручку за переработку по давальческому договору. Все нефтепродукты, которые выходят с НПЗ, снова принадлежат Litasco — через "Лукойл Бенилюкс". Последний продает продукцию "Лукойл Болгарии", также принадлежащей Litasco.
Таким образом, если уже десять лет НПЗ в Бургасе сообщал о миллионных убытках, то теперь результат становится еще более незаметным. У Litasco может быть большая прибыль, пишет издание.
Нынешняя вероятная хорошая маржа — это только одна сторона медали. У международного трейдера есть ряд рыночных неизвестных, а работа болгарского НПЗ зависит от поставок сырья и способности продавать готовый продукт.
Если ЛУКОЙЛ или российское сырье попадет под санкции, Litasco будет крайне сложно покупать сырье на свободном рынке, отмечают специалисты. И добавляют, что даже сейчас компания испытывает трудности с поиском торгового финансирования. Это означает невозможность получения аккредитивов от банков, сложности при страховании рыночных рисков, невозможность отсрочки платежа и работа только с предоплатой. Это требует ликвидности.
Через месяц после начала спецоперации Reuters сообщил, что Litasco сократила операции, чтобы гарантировать существенную сумму для маржин-колл после введения санкций. Представитель Litasco сказал, что произошло "естественное временное снижение корпоративной активности, чтобы убедиться, что мы можем работать в рамках нашего достаточного пула ликвидности". Источники Reuters также сообщают, что Litasco прекратила хеджирование, чтобы сохранить денежные средства. Компания сосредоточилась на снабжении четырех своих заводов в Европе (это еще два завода в Италии и один в Румынии) и продаже готовой продукции.
БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ НЕФТЬ – НЕ ВЫХОД
Болгарский НПЗ смешивает разные сорта. Более легкие, богатые легкими фракциями, подходят для бензина и керосина. Более тяжелые сорта идут для производства средних и тяжелых дистиллятов, таких как дизельное топливо, газойль и т.д.
Как поясняют представители компании, в первом квартале 2022 года 63% перерабатываемой нефти было российской. Ранее они пытались поднять более чем на 50% долю "непроектного" (то есть нероссийского) сырья, имея опыт и возможность перерабатывать нефть Ближнего Востока и Северной Африки.
Специалисты объясняют ограничения тем, что российская нефть имеет более низкий уровень серы. К примеру, уровень серы в иракской Basrah примерно на 1 процентный пункт выше. А значит, на каком-то этапе процесса дистилляции возможны проблемы с десульфурацией, износ оборудования и снижение производительности.
Специалисты предприятия утверждают, что с некоторыми сортами нефти, например, Brent, возможно задействовать малое количество российского сырья. А с ближневосточными сортами нефти как минимум 50% нефти должно быть российской. НПЗ также инвестировал значительные средства в установку гидрокрекинга для самых тяжелых нефтяных фракций, увеличив свою эффективность и производство легких видов топлива.
Изменение сырья, вероятно, будет означать отклонение от их технологических показателей. Это не означает, что перенастроить НПЗ невозможно (за эти годы были некоторые изменения), но сложно говорить о мотивации, когда все хорошо работает. Другая проблема - неопределенность будущего и цен.
"Никто не может сказать, какие и насколько сложные изменения придется внести в НПЗ, - отмечает "Лукойл Нефтохим Бургас". - Никто не может сказать, какие сорта нефти (какого критического качества) будут доступны на нашем рынке. В настоящее время альтернативы нет, поскольку на болгарском рынке нет других видов нефти. Из-за неизменного предложения и более высокого спроса, вызванного повсеместным запретом на российскую нефть, дефицит альтернативных сортов нефти стал глобальным".
Пока неясно, как будет выглядеть запрет на импорт российской нефти и что будет с финансовыми возможностями российской компании по поставкам нефти. Представители отрасли отмечают, что лучшие для Болгарии рынки сырой нефти, исходя из специфики сырья - Саудовская Аравия, Иран, Алжир, Египет, Объединенные Арабские Эмираты.
Нефть может поступать по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума. Через КТК поставляется сырье румынской Rompetrol, принадлежащей "КазМунайГазу". Но и тут снова пересечение с Россией – труба заканчивается в российском порту Новороссийск. Без работающего производства страна будет вынуждена рассчитывать на импорт готовой продукции. Возможности для этого есть в Греции и Турции. Но за эти виды топлива Болгария будет конкурировать с Украиной.
И тут мы подходим к вопросу об объемах и способе импорта, поскольку портовый терминал для выгрузки крупных танкеров "Росенец" принадлежит ЛУКОЙЛу. В порту Бургаса могут швартоваться только танкеры поменьше – до 6 тысяч тонн, что было бы невыгодно по сравнению с биржевыми танкерами на 30 тысяч тонн. Другим вариантом мог бы быть "Варна Сторидж", но там требуются значительные улучшения. Без порта для больших танкеров импорт можно производить по железной дороге или в автоцистернах – в меньших количествах и не так выгодно.
Непонятно, кто будет финансировать эту операцию, потому что для импорта 25000-тонного танкера требуется примерно $30 миллионов. На болгарском рынке основные международные западные сети сосредоточены на розничной торговле. Помимо российского лидера, импортом занимаются местные мелкие трейдеры, такие как "Сакса", "Булмаркет" и "Инса Ойл". Последний, по неофициальной информации, единственный, кто импортирует дизельное топливо и газойль, поскольку у него есть кредитные лимиты и контракты. Но это топливо все равно российское…
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Лукойл, Цена на нефть