От голландской Батавии до острова-града Таракан: обзор портов и НПЗ Индонезии
(
25 мая 2023 17:00 , ИА "Девон" )
Страны Юго-Восточной Азии в последние месяцы наращивают закупки российской нефти. Особняком среди них стоит островная Индонезия. В 2022 году об отсутствии планов по поставкам нефтесырья из РФ заявили министр финансов Шри МУЛЬЯНИ и руководство государственной нефтекомпании Pertamina.
На это решение могли повлиять угроза санкций США и экономические факторы. Ряд индонезийских чиновников не поддержали это решение правительства.
К примеру, 25 мая посол Индонезии в России и Белоруссии Хосе Антонио МОРАТО ТАВАРЕС предложил руководству своей страны покупать российскую нефть и договариваться о ценах. Экономике нужно ископаемое топливо,
сказал он в ходе Евразийского экономического форума.
Если местные власти передумают, нефть и нефтепродукты из РФ могут пойти на новый индонезийский рынок. В связи с этим поставщикам могут заинтересовать логистические возможности этого государства. Об этом говорится в статье
«Порты тысячи островов», опубликованные изданием «Нефтянка» (автор - Григорий ВОЛЧЕК). Информагентство «Девон» приводит этот материал с некоторыми сокращениями.
ДЖАКАРТА - «ГОРОД ПОБЕДЫ».
Крупнейшим портом Индонезии является Джакарта. На месте современной столицы и крупнейшего города Индонезии с населением более 10 млн человек до XVI века была деревня Сунда Келапа. В 1527 году правитель соседнего султаната Демак захватил селение и назвал его Джаякерта — «город победы». В XVII веке на этом месте была построена голландская крепость Батавия, по древнеримскому названию Голландии. Вокруг форта вырос одноименный город, ставший центром Голландской Ост-Индии.
В 1942 году, в период японской оккупации, город переименовали в Джакарту. После провозглашения независимости Индонезии в 1945 году Джакарта стала столицей страны. В 2024 году запланирован перенос столицы страны в строящийся на острове Калимантан (Борнео) город Нусантара.
Прим. «Информ-Девон»:
В 2022 году президент страны Джоко ВИДОДО заявил о начале строительства новой столицы с нуля. Это решение было принято из-за перенаселенности Джакарты, которая к тому же начала постепенно погружаться в море. Новая столица по размерам вдвое превысит Нью-Йорк. Власти обещают, что это будет экологичный город. Однако проект критикуют общественные деятели из-за масштабной вырубки лесов.
Порт Джакарты расположен на северо-западе острова Ява при впадении реки Чиливунг (Кали-Бесар) в Яванское море. Танджунг Приок — главная гавань Индонезии, входящая в топ-20 крупнейших контейнерных портов мира. Строительство порта началось в 1877 году вместе с железнодорожной станцией.
Недавно порт был существенно расширен за счет новых районов Калибару и Марунда. Гавань имеет 20 терминалов и 76 причалов общей длиной 17 км. Основные грузы – контейнеры, нефть и нефтепродукты, химикаты, металлолом, навалочные и генеральные грузы. В порту работает крупный пассажирский терминал. Максимальная длина принимаемых судов — 300 м, осадка — до 16 м. Общая площадь открытых и крытых складов — 700 тыс. кв. м. Годовой грузооборот — 100 млн тонн.
ГОРОД-ГЕРОЙ СУРАБАЯ.
Вторым по величине городом Индонезии является Сурабая, административный центр провинции Восточная Ява. Поселение было основано в 1293 году.
С XVII века в Сурабая распространялось влияние Голландской Ост-Индской компании, подчинившей большую часть Малайского архипелага. В начале XX века в гавани Сурабая создана крупная военно-морская база.
В 1942 году Сурабая, как и вся территория Голландской Ост-Индии, была оккупирована Японией. Несмотря на жесткость оккупационной политики, местные партизаны проявляли высокую активность. К концу войны они взяли Сурабая под свой контроль.
Годовщина начала штурма, 10 ноября 1945 года, ежегодно отмечается в Индонезии как важный государственный праздник — День Героев. В 1949 году Голландская Ост-Индия стала независимой Индонезией.
Сурабая — крупный индустриальный и деловой центр Индонезии. Здесь расположены несколько десятков крупных предприятий, включая нефтеперерабатывающие и химические заводы. Население составляет 4 млн человек, в основном, мусульман.
Порт Сурабая, как и в Джакарте, имеет собственное название — Танджунг Перак. Это вторая по размеру гавань республики. Порт расположен на северном побережье острова Ява, в устье реки Мас. На берегу пролива Мадура проложен подходный канал длиной 25 миль, шириной 100 м и глубиной 9,5 м. Строительство гавани началось в 1910 году.
Грузовой и пассажирский паромный терминалы построены в 1983 году, международный контейнерный терминал Петикемас — в 1992 году. Новый пассажирский терминал Гапура Сурья Нусантара запущен в 2014 году, а грузовой терминал Телук Ламонг — в 2015 году. Кроме того, в гавани Сурабая расположена крупнейшая база Восточного военного флота Индонезии, а неподалеку — Военно-морская академия. Годовой грузооборот порта Сурабая оценивается в 50 млн тонн, пассажирооборот — 10 млн человек.
СТОЛИЦА НЕФТЯНИКОВ.
Баликпапан, расположенный на восточном побережье острова Калимантан, изначально был рыбацкой деревней. В 1897 году там началось бурение нефтяных скважин. Пионером освоения территории стала небольшая голландская нефтяная компания Mathilda. Вскоре колониальная администрация Голландской Ост-Индии предоставила Баликпапану статус поселка городского типа.
В 1907 году крупная голландская нефтяная компания Bataafsche Petroleum Maatschappij (BPM или Батавская нефтяная компания) сделала город своей штаб-квартирой. Затем здесь появились и другие нефтекомпании. Это привело к экономическому буму и привлекло в Баликпапан большое количество мигрантов и экспатов. Город получил неофициальное название Oil City («город нефтяников»).
В январе 1942 года японский морской десант разгромил небольшой голландский гарнизон и захватил Баликпапан. Это стало крупным успехом японцев. Местные НПЗ поставили половину всех смазочных масел и 60% авиационного топлива, используемых японскими вооруженными силами.
В связи с этим в 1943-1944 годах американцы несколько раз бомбили Баликпапан с тяжелых бомбардировщиков B-24 Liberator. Они взлетали из австралийского Дарвина и острова Ноэмфур. В июле 1945 года союзные войска, высадившиеся с моря, с боем взяли Баликпапан. Тем самым завершилось освобождение огромного острова Борнео площадью 750 тыс. кв. км. Это равно двум территориям Японии.
К 1950 году Royal Dutch Shell восстановила сильно разрушенное нефтяное хозяйство Баликпапана. В 1965 году оно было национализировано компанией Pertamina. В 1970-х годах Pertamina подписала концессии с рядом транснациональных нефтяных компаний.
Сегодня в Баликпапане находятся главные офисы индонезийских филиалов ChevronTexaco, Thiess и Total, а также крупнейших нефтесервисных компаний — Baker Hughes, Halliburton, Schlumberger и Weatherford. Баликпапанский НПЗ представляет собой огромный нефтеперерабатывающий комплекс, состоящий из двух площадок. Первая была построена в далеком 1922 году, вторая — в 1983 году.
Сегодня Баликпапан с населением 700 тыс. человек официально признан «самым пригодным для жизни городом Индонезии».
Местный порт Семаянг специализируется, в основном, на перевалке нефти и нефтепродуктов. Его годовой грузооборот составляет 40 млн тонн.
БЕЛАВАН, ПАЛЕМБАНГ, ЧИЛЕГОН…
Четвертый по населению город в Индонезии, Медан, основан еще в 1590 году. Это административный центр провинции Северная Суматра. Название города на индонезийском и малайском языках означает «поле». Население превышает 2 млн человек.
Меданский порт называется Белаван. Основные грузы — каучук, пальмовое масло, чай, кофе, табак, нефть, нефтепродукты и контейнеры. Регулярное паромное сообщение связывает Белаван с малазийскими портами Пенанг и Лангкави, а также таиландским Пхукетом. Годовой грузооборот — 20 млн тонн.
Палембанг — столица индонезийской провинции Южная Суматра — один из старейших городов Юго-Восточной Азии. Когда-то он был столицей Шривиджая, могущественного буддийского королевства. Оно контролировало важные морские торговые пути, включая Малаккский пролив. Самые ранние свидетельства о городе относятся к VII веку. В 1825 году, после упразднения султаната, Палембанг был включен в состав Голландской Ост-Индии. Городом он стал в 1906 году. На данный момент там живет 2 млн жителей.
В начале ХХ века в окрестностях города голландцы нашли и освоили крупное нефтяное месторождение Пангкалан Бентенг. Затем они построили два крупнейших в Юго-Восточной Азии НПЗ — Plajoe и Sungai Gerong. Это привело к тому, что захват Палембанга стал одной из главных задач японской оккупации Голландской Ост-Индии.
13 февраля 1942 года японцы высадили в Палембанге воздушный десант. Оккупанты заняли нефтепромысел и один из НПЗ в целости и сохранности. Второй завод был взорван голландцами при отступлении. В конце войны Палембанг, как и другие ост-индские промыслы и НПЗ, прицельно бомбила стратегическая и палубная авиация союзников. Для этого она совершала рекордные по дальности перелеты — до 6 тыс. км.
Порт Палембанга был построен в 1821 году. Спустя столетие гавань изменила дислокацию и приобрела современные очертания. Порт расположен на берегу реки Муси в 100 км от морского побережья. Основные грузы — нефть, нефтепродукты, сжиженный природный газ (СПГ), удобрения, уголь, каучук, лес, стройматериалы, продукты питания и т.д. Максимальная осадка принимаемых кораблей — 7,5 м, длина — до 180 м. Годовой грузооборот — 15 млн тонн. Пассажиропоток оценивается в 500 тыс. человек, а судопоток — 4 тыс. кораблей. Таким образом, это крупнейший речной порт Индонезии.
На северо-западной оконечности острова Ява расположился крупный промышленный город Чилегон. Здесь находятся металлургический гигант Krakatau Steel, химкомбинат PT Asahimas Chemical и крупный нефтехимический кластер госкомпании Pertamina. В 1883 году Чилегон был полностью разрушен серией цунами, вызванной извержением вулкана Кракатау в Зондском проливе. Высота самых мощных волн тогда составила более 40 м. Погибло 2700 человек - практически все жители города.
Гавань Чилегона под названием Мерак является ключевым транспортным звеном, связывающим самые густонаселенные острова Индонезии — Яву и Суматру. Из Мерака организованы регулярные рейсы пассажирских и грузовых паромов в суматранский порт Бакаухени. Основные грузы Мерака — металлопрокат, химикаты, нефть и нефтепродукты. Грузооборот составляет 15 млн тонн в год.
МЕСТО ВСТРЕЧИ МОРЯКОВ.
Город-остров Таракан - самый крупный город провинции Северный Калимантан. Он расположен на границе с малазийским штатом Сабах. Название города на языке тидунг tarak означает «место встречи», а ngakan — «есть, питаться». Таракан для моряков изначально был удобным местом для того, чтобы поесть, отдохнуть и продать свой товар.
Таракан был основан в 1571 году. Голландские геологи в 1863 году обнаружили здесь выход нефти на поверхность. Спустя 40 лет предшественница Royal Dutch Shell, фирма Koninklijke Nederlandsche Petroleum Maatschappij, получила концессию на право нефтедобычи. Перед Второй Мировой войной Таракан обеспечивал треть всей добычи нефти в Голландской Ост-Индии. Здесь был построен крупный перерабатывающий завод с четырьмя нефтеналивными причалами. Тараканская нефть легкая, высокосернистая, маловязкая, с очень низкой температурой застывания.
В январе 1942 года японские войска оккупировали Таракан. Местная нефть использовалась для производства дизельного топлива, остро необходимого японской армии и флоту. Кроме того, Таракан стал японской стратегической авиабазой. Это продолжалось до августа 1944 года. Затем массированные бомбардировки союзников, а также активность местных партизан привели нефтепромыслы, НПЗ и аэродром в полную негодность. Австралийцы освободили Таракан в июне 1945 года.
В 1981 году Таракан получил статус города. В городе проживают 300 тыс. жителей. Гавань Таракана специализируется на перевалке рыбы, морепродуктов, лесоматериалов, нефти, нефтепродуктов и генеральных грузов. Максимальная осадка обслуживаемых судов — 7,5 м, длина — 185 м. Порт Таракана связан регулярными паромными маршрутами с Нунуканом, Берау, Баликпапаном и Тавау (Малайзия). Годовой грузооборот — 10 млн тонн, судопоток — 2,5 тыс. кораблей.
О крупнейших портах и нефтегазовых терминалах Таиланда и Малайзии можно прочитать
в обзоре ИА «Девон».
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Транспорт, история, Япония