Архив новостей

Март2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Несмягчаемый демпфер


(1 февраля 2021 16:08 , ИА "Девон" ) Нефтяные компании потерпели очередную неудачу в борьбе за изменение параметров демпферного механизма. По итогам совещания у вице-премьера Александра НОВАКА снова победила позиция Минфина, последовательно выступающего за сохранение действующих правил. Финансистов можно понять – только в 2020 году демпфер принес в бюджет свыше 280 млрд рублей незапланированных доходов. Но бесконечно так продолжаться не может. Почему – в материале Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК ) специально для Информагентства «Девон».

ИЗЪЯТИЕ СЫРЬЕВОЙ РЕНТЫ
«Демпферный механизм… отвечает задачам, для которых он создавался, и в 2020 году он оказал существенную поддержку бюджету», – заявил по итогам совещания замминистра энергетики РФ Павел СОРОКИН. Тем самым нефтяникам очередной раз дали понять, что правительство не собирается отказываться от удобного механизма изъятия сырьевой ренты, в который превратился демпфер после падения цен на нефть.

Напомним, что демпферный механизм – часть соглашения между правительством и нефтяниками, подписанного в 2018 году на фоне быстрого роста цен на автомобильное топливо, вызванного подорожанием нефти. Он базируется на индикативной внутренней цене нефтепродуктов, которая определяется директивным путем. Если она превышает экспортный нетбэк, то есть продавать топливо внутри страны выгоднее, чем за рубежом, нефтяники обязуются выплачивать в бюджет часть от полученной «сверхприбыли». В противном случае уже бюджет компенсирует производителям топлива их потери, чтобы стимулировать их поставлять топливо на внутренний рынок.

Пока цена на нефть держалась на относительно высоких уровнях, демпферный механизм отвечал интересам нефтяной отрасли, которая получала доплаты из бюджета. Однако с падением мировых котировок ситуация изменилась. За прошлый год государство получило от нефтяников примерно 282 млрд рублей, рассказала в ходе организованной ИРТТЭК онлайн-дискуссии директор департамента трейдинга УК «Олмар» Екатерина ФЕДОСИХИНА. В начале года демпфер также остается отрицательным и составляет в среднем 1800 рублей за тонну продукции.


Правда, как утверждает Минфин, в феврале ситуация изменится, и с февраля производители снова начнут получать доплаты из бюджета. Кроме того, заявил на совещании у Александра Новака представитель ведомства, пересмотр демпфера сейчас невозможен, поскольку трехлетний бюджет уже одобрен с учетом действующих параметров.

ПЕРЕСМОТР НЕВОЗМОЖЕН

С января 2021 году индикативная цена была повышена на 5%, до 56,3 тыс. рублей за тонну бензина и 50,7 тыс. рублей за тонну дизтоплива. Инициатива нефтяников состояла в том, чтобы сократить размер индексации на 3 п.п. Свою просьбу они мотивировали тем, что маржинальность большей части НПЗ сейчас минимальна, что заставляет их снижать нагрузку. Ранее агентство Argus сообщило, что поставки нефти на российские нефтеперерабатывающие заводы по системе «Транснефти» по итогам 2020 года сократились на 5,1%, вернувшись к уровню 2011 года.

Страдают, впрочем, не только производители. По словам Екатерины ФЕДОСИХИНОЙ из «Олмара», сейчас доходность ряда АЗС упала до 50 копеек за литр по сравнению с 1,5-1,8 рубля за литр в конце прошлого года. Повышать цены пропорционально росту опта заправщики не могут согласно неформальной директиве того же Минфина. Выживает бизнес прежде всего за счет торговли сопутствующими товарами, говорит вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий ГУСЕВ. Кроме того, иногда выручает торговля газомоторным топливом, спрос на которое устойчиво растет в последнее время.

Несмотря на это, правительство снова решило пойти испытанной директивной дорогой. Нефтяникам предписано сократить экспорт нефти и повысить загрузку российских НПЗ с тем, чтобы к маю, когда начнется сезонный рост спроса на топливо, накопить резерв в размере 1,6-1,7 млн т. Размер сокращения определен в зависимости от рыночной доли производителей (см. диаграмму).
Лидером по этому показателю является «Роснефть» (25,2% от общего объема переработки). Далее следуют ЛУКОЙЛ (15,4%), «Газпром нефть» (10,8%), «Башнефть» и «Сургутнефтегаз» (по 6,5%), замыкает список «Татнефть» с 3,5%. Прочие, то есть не входящие в ВИНК НПЗ в сумме обеспечивают 32,1% российской нефтепереработки.

Доли компаний (ВИНК) в российской нефтепереработке в 2019 году, % (Источник: группа «Деловой профиль»)

 

Тем не менее в какой-то момент вернуться к вопросу о пересмотре параметров демпферного механизма все же придется. В какой-то момент либо переработка, либо, что более вероятно, розница столкнутся с тем, что рентабельность бизнеса стала отрицательной, и правительству придется как-то решать этот вопрос.

Вариантов, по сути, два – либо вводить государственное регулирование цен на бензин и окончательно убивать бизнес, либо все же отказаться от демпфера в его нынешних параметрах. Есть шанс, что выбран будет второй вариант, тем более что цена на нефть растет, и проблема выпадающих доходов бюджета стоит уже не так остро.

Последствием налоговых инициатив станет окончательное разрушение доверия инвесторов, говорилось в публикации ИРТТЭК в ИА Девон. Планы Минфина по отъему ряда налоговых льгот для «трудной» нефти явно говорят о смене парадигмы.


Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Цена на нефть, цена бензина, Нефтепереработка, нефть РФ, Минфин, Налог, Минэнерго

 

к следующей новости раздела

2 февраля 2021

Орский НПЗ резко нарастил выпуск нефтепродуктов в 2020 году, несмотря на мировой кризис

к предыдущей новости раздела

29 января 2021

ЛУКОЙЛ запустил на Волгоградском НПЗ уникальное производство автомасел для суровых условий

к следующей новости главной ленты

2 февраля 2021

ТНГ-Групп: «Современные вызовы требуют от нас неординарных решений»

к предыдущей новости главной ленты

1 февраля 2021

«Газпромнефть» в 2021 году откроет более 70 АЗС и войдет в Ростовскую область