Нефтяные компании РФ начали сбывать мазут на сторонние НПЗ
Так они хотят повысить рентабельность своей переработки при высоких вывозных пошлинах на темные нефтепродукты.
(
31 мая 2017 15:38 , ИА "Девон" )
Крупнейшие нефтяные компании решили повысить рентабельность переработки. Они начали направлять остатки мазута на сторонние нефтеперерабатывающие заводы, у которых есть свободные мощности, пишет «Нефть и капитал». Это происходит в условиях повышения вывозных пошлин на мазут. Внутренний рынок наполнен этим продуктом, а вывозить излишки на экспорт стало менее выгодно. Компании могут сотрудничать друг с другом, но это не приведет к выпуску дополнительных объемов светлых нефтепродуктов из-за отсутствия у небольших НПЗ свободных мощностей для их производства, считают эксперты.
Первой таким способом воспользовалась «Газпром нефть», заключившая соглашение с основным производственным активом Группы компаний «Новый Поток» - Антипинским НПЗ».
Заинтересовался подобной идеей и ЛУКОЙЛ. Если все начнут «перегонять» мазут на НПЗ других компаний, то на всех мощностей не хватит, считают эксперты.
В апреле Омский НПЗ «Газпром нефти» продал 30 тыс. тонн мазута на Антипинский завод в Тюмени, планируя направлять туда ежемесячно 30-40 тыс. тонн. Владелец завода Дмитрий Мазуров уточнил, что мощности предприятия хватит, чтобы перерабатывать дополнительные объемы тяжелого сырья (возможно, 800 тыс. тонн в год или примерно 67 тыс. тонн в месяц). Таким образом, «Газпром нефть» не увеличивает свой коэффициент глубины переработки, а избавляется от ненужного продукта.
Россия всегда отличалась высоким уровнем производства темных нефтепродуктов: мазута, битумов, вакуумного газойля, гудрона, отмечает издание. Однако на фоне быстрого развития технологий этот вид нефтепродуктов становился все менее востребованным. В связи с этим правительством было принято решение мотивировать нефтяников к увеличению выхода светлых нефтепродуктов с помощью «налогового маневра» и принятия четырехсторонних соглашений о модернизации НПЗ – между компаниями, ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом. Однако программа усовершенствования нефтеперерабатывающих заводов завершена не всеми компаниями. В 2016 году производство мазута снизилось, а выпуск бензинов и дизельного топлива – вырос.
По данным ЦДУ ТЭК, в прошлом году было переработано 279,4 млн тонн нефти. Произведено 40 млн тонн автомобильных бензинов, 76,3 млн тонн дизельного топлива, 9,6 млн тонн авиационного керосина и 56,9 млн тонн мазута. Выпуск последнего сократился на 19,8%, но все равно объем производства остается очень высоким.
ЛУКОЙЛ в 2016 году сократил его выпуск на 25,6%. У «Роснефти» производство уменьшилось на 20,7%, у «Газпром нефти» –на 4,7%. «Сургутнефтегаз» стал единственной российской компанией, увеличившей производство мазута по сравнению с 2015 годом на 0,5%, до 7,7 млн тонн. «Татнефть» на Нижнекамском заводе «ТАНЕКО» в Нижнекамске прекратила выпуск мазута в 2016 году. Это произошло благодаря запуску установки замедленного коксования (УЗК).
В первом квартале 2017 года выпуск мазута в России уменьшился на 7,2%, до 14,1 млн тонн.
У «Сургутнефтегаза» пока не получается сократить объем выпуска мазута. Единственный НПЗ компании – Киришский, мощностью в 21 млн тонн нефти, – имеет низкий выход бензина. Глубина переработки на предприятии составляет 54,8%, тогда как средняя глубина по России – 74%. Однако в апреле 2017 года «Сургутнефтегаз» сообщил, что в скором времени начнет на Киришском НПЗ строительство комплекса производства высокооктановых компонентов бензина.
«Роснефть» также в плохих условиях по мазуту из-за самарских заводов, на которых не завершена модернизация. В феврале сообщалось о желании «Роснефти» продать четыре НПЗ, которые стали нерентабельны после налогового маневра. Это Сызранский, Куйбышевский, Новокуйбышевский (Самарская группа) и Саратовский заводы. Позже это заявление было
опровергнуто компанией.
«Роснефть» за семь лет инвестировала в Саратовский НПЗ, Самарскую группу НПЗ и АНХК 268 млрд рублей, из них по 75 млрд рублей – в Куйбышевский и Новокуйбышевский НПЗ. При этом по итогам 2015 года Новокуйбышевский завод произвел 2,26 млн тонн мазута, Куйбышевский – 2,24 млн тонн, АНХК – 2,14 млн тонн.
Для ВИНК обычным способом переработать излишки мазута всегда была их транспортировка на другой НПЗ. В рамках холдингов это оптимизирует производство, отмечает старший консультант Vygon Consulting Александр Былкин.
«Некоторые независимые НПЗ провели модернизацию, и после введения 100% пошлины на темные нефтепродукты им может быть выгодно покупать более дешевый мазут», отметил он. Это открывает возможности для сотрудничества с ВИНК по оптимизации логистических издержек и корзины выпускаемой продукции. Но масштабы таких взаимодействий не будут значительными. Это не приведет к выпуску дополнительных объемов светлых нефтепродуктов из-за отсутствия у небольших НПЗ свободных мощностей для их производства, считает эксперт.
Синергия между компаниями возможна, но это продлится, пока все компании не перейдут на высокую глубину переработки нефти. По условиям четырехсторонних соглашений нефтяники по итогам модернизации производства должны извлекать из нефти не менее 90% нефтепродуктов. Ожидается, что модернизация всех заводов в стране будет завершено к 2020 году.
«Газпром нефть» и ЛУКОЙЛ в 2015 году обращались в ФАС с просьбой продлить им сроки модернизации НПЗ, напомнил аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. Компании отчитались о выполнении взятых обязательств, но какая-то часть их мощностей могла остаться не до конца обновленной, предполагает он. Кроме того, «Газпром нефть» уже давно работает со сторонними заводами, например Мозырским НПЗ в Белоруссии, добавил Лукашов.
Взять на себя дополнительные объемы могут малые НПЗ, но тогда можно будет говорить о небольших объемах переработки, считает эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев.
Речь не идет о мини-НПЗ, так как переработка крекинговых мазутов – это сложная задача, подчеркнул директор департамента торговых операций компании «Алгоритм Топливный Интегратор» Николай Галанов.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Мазут, модернизация НПЗ, Лукойл, Газпром нефть, ТАНЕКО, New Stream, Сургутнефтегаз, Роснефть НПЗ, Налоговый маневр