Как демпфер повлияет на рентабельность бензиновых НПЗ и розничный заправочный бизнес
(
1 апреля 2019 08:07 , ИА "Девон" )
На заседании правительства РФ 21 марта было принято решение о продлении до конца июня 2019 г соглашения с нефтяными компаниями о фиксации розничных и мелкооптовых цен. Также было предложено скорректировать формулу расчета демпфирующей надбавки по автомобильному бензину, снизив базовый (целевой) уровень цены внутреннего рынка с 56 до 51 тысячу руб./т. Планируется и скорректировать требования к темпам роста поставок моторных топлив на внутренний рынок в 2019 г. относительно 2017 г, напоминает издание
«Нефтянка».
Основным поводом ожидаемых изменений стал тот факт, что при действующих условиях российской нефтепереработки, все бензиновые НПЗ перерабатывают нефть в убыток. Это НПЗ Ангарской нефтехимической компании (НХК), Ачинский НПЗ, Самарская группа НПЗ «Роснефти», Московский НПЗ «Газпром нефти», «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», Рязанский НПЗ, ТАИФ-НК, Уфимская группа НПЗ «Башнефти», «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка», «Ярославнефтеоргсинтез» (ЯНОС). Так в среднем их чистая маржа в январе 2019 г. составила минус 850 руб./т, в феврале — минус 1 610 руб./т.
Основной причиной убыточности бензиновых НПЗ в начале года стало наличие требований по поставке бензина на внутренний рынок. Так был создан профицит продукта в стране. Наличие этого требования вынуждало нефтеперерабатывающие заводы продавать бензин с огромным дисконтом относительно экспортной альтернативы. По оценкам компании «Петромаркет», в среднем с 1 по 20 марта дисконт составил 10 800 руб./т.
Вторая причина убыточности бензиновых НПЗ — бензиновый «демпфер», который в январе-феврале оказался отрицательным. Производители были вынуждены доплачивать в бюджет за каждую тонну реализованного на рынке продукта: 3600 руб./т в январе и 1800 руб./т в феврале. Корректировка «демпфера» без снятия ограничений на экспорт автобензина не поможет бензиновым НПЗ выйти из убытков. Снижение базовой цены на автобензин до 51000 руб./т приведет к существенному росту демпфирующей надбавки.
Так, если бы новая формула заработала уже в марте, то по оценкам «Петромаркета», демпфирующий коэффициент для автомобильного бензина составил бы 5875 руб./т против 485 руб./т при действующей формуле. Расчет сделан из предположения, что индикативная экспортная цена сохранится на уровне средних значений за 20 дней марта — 55 190 руб./т. Но даже такого существенного роста «демпфера» будет недостаточно для того, чтобы вывести маржу бензиновых НПЗ в «плюс» без основательного пересмотра требований по поставкам бензина на внутренний рынок.
Не исключено, что эти требования изменятся несущественно. В этом случае профицит бензина на внутреннем рынке сохранится на текущем уровне. А значит, сохранятся на текущем уровне и цены внутреннего рынка и, как следствие, дисконт к экспортным нетбэкам НПЗ. Бензиновые заводы продолжат работать в убыток. Действительно, если руководствоваться оценками средней чистой маржи бензиновых НПЗ по итогам февраля, то за счет корректировки «демпфера» она выросла бы со сложившихся в феврале -1600 руб./т лишь на 1000 руб./т. Показатель остался бы в отрицательной зоне на уровне -600 рубля за тонну.
Более того, одной лишь корректировкой «демпфера» не удалось бы избежать несправедливой «дифференциации» маржи между различными группами НПЗ. Согласно этой системе «экспортеры» «оптимизаторы налогообложения» и мини-НПЗ более маржинальны, чем более технологически развитые бензиновые НПЗ, обеспечивающие страну социально значимым автомобильным топливом. К первой группе относятся Ильский НПЗ, «Киришнефтеоргсинтез» (КИНЕФ), Комсомольский НПЗ, «Краснодарэконефть», Нижневартовское НПО, «Орскнефтеоргсинтез» (Орский НПЗ), Саратовский НПЗ, Туапсинский НПЗ, Яйский НПЗ, а ко второй - Афипский, Антипинский и Марийский НПЗ группы «Новый Поток»), Новошахтинский ЗНП и Славянск ЭКО.
Что будет с ценами на бензин, если снять ограничение на экспорт? Если наряду с корректировкой «демпфера» будут существенно пересмотрены требования по поставкам бензина на внутренний рынок, то у НПЗ появляются шансы повысить отпускные цены. Это сделает продажу топлива на внутреннем рынке равновыгодной с продажей на экспорт. Цена внутреннего рынка за вычетом «демпфера», НДС и акциза будет равна экспортному нетбэку НПЗ. В этом случае средние отпускные цены на НПЗ могут увеличиться на 14% с 39700 руб./т за 1-20 марта до 45300 руб./т.
В этом случае все обозначенные выше проблемы с маржинальностью бензиновых производств будут решены. Однако, возникнут и негативные последствия. Рост оптовых цен приведет к росту мелкооптовых, что приведет к снижению маржинальности торговли топливом на АЗС. С начала года цены на АЗС находятся на зафиксированном в ноябрьском соглашении между нефтяниками и правительством РФ уровне. Последствия будут хоть и негативные, но не катастрофические. Чистая маржа реализации автобензина АИ-92 на АЗС снизится с текущих 4.4 руб./л (среднее значение за 20 дней марта) до 1.1 руб./л. Тогда через «демпфер» НПЗ будет компенсирована половина дисконта внутреннего рынка. Остальную половину предприятия компенсируют через рост отпускных цен, который в конечном счете отъест маржу у АЗС.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: цена бензина, Налог, Роснефть АЗС