Эксперты дали прогнозы эффекту от запрета экспорта нефтепродуктов
В плюсе для потребителей - профицит топлива на внутреннем рынке, в минусе для экономики - спад нефтепереработки.
(
22 сентября 2023 11:41 , ИА "Девон" )
Правительство РФ запретило экспорт нефтепродуктов. В Минэнерго на днях предупреждали, что власти будут жестко бороться с «серым» экспортом. Это поможет сдержать цены и решить проблему дефицита бензина и дизтоплива. О том, как эти меры отразятся на внутреннем рынке топлива, и что на нем происходит сейчас – в обзоре Информагентства «Девон».
КУДА ЕЩЕ МОЖНО ВЫВОЗИТЬ ТОПЛИВО.
21 сентября кабмин ввел временные ограничения на экспорт бензина и дизельного топлива для стабилизации внутреннего рынка. Соответствующий документ подписал председатель правительства РФ Михаил МИШУСТИН. С этого дня запрещено вывозить бензины товарных групп и дизтопливо, в том числе приобретенное на биржевых торгах.
Исключение сделано для вывоза топлива в страны Евразийского экономического союза в рамках индикативных балансов и (или) протоколов, предусмотренных межправительственными соглашениями, а также в рамках межправительственных соглашений в любые другие страны. В ЕАЭС, кроме России, входят Казахстан, Беларусь, Армения и Киргизия. Таким образом, не делается разницы для «серых» и официальных продаж.
Кроме того, поставлять нефтепродукты разрешено в Абхазию и Южную Осетию, в Байконур, на архипелаг Шпицберген и военные базы РФ за рубежом. Перевозить топливо для эксплуатации транспорта во всех случаях можно в технологических емкостях. Также ограничения не распространяются на транзит топлива через территорию РФ. Экспортерам разрешено исполнить контракты до вступления в силу постановления.
БУДЕТ ИЗБЫТОК.
Временные ограничения помогут насытить рынок топлива, заявили в Правительстве РФ. Это позволит снизить цены для потребителей. В Минэнерго добавили, что решение даст возможность эффективно пресечь «серый» экспорт. Под ним подразумевается вывоз за рубеж топлива, приобретенного для внутреннего рынка.
«Сейчас эта мера введена бессрочно, — приводят
«Ведомости» слова первого замминистра энергетики РФ Павла СОРОКИНА. - Мы рассчитываем на то, что рынок эффект почувствует достаточно быстро. Но далее это будет зависеть от насыщения рынка и от результатов. Это должно очень быстро дать эффект, потому что прекратится вымывание. Ощутимый объем нефтепродуктов покупался недобросовестными участниками рынка на бирже или на нефтебазах и вывозился на экспорт».
Власти рассчитывают, что теперь потребности внутреннего рынка будут полностью закрыты.
«Более того, это создаст избыток топлива на рынке, что уже влияет на оптовую цену», — подчеркнул Сорокин. До этого он заявлял, что власти примут радикальные и системные меры по борьбе с «серым» экспортом нефтепродуктов.
Министр энергетики Николай ШУЛЬГИНОВ оценил объем «серого» экспорта топлива из РФ в несколько миллионов тонн с начала года. Об этом пишет
«Лента.Ру». Cпикер Госдумы Вячеслав ВОЛОДИН в качестве основной причины запрета назвал дефицит топлива для сельского хозяйства. Из-за этого возникла угроза срыва уборочной кампании и посевных работ.
До этого власти обсуждали, стоит ли вводить заградительные пошлины на экспорт нефтепродуктов в размере $250 за тонну. Однако не удалось договориться о механизмах компенсации добросовестным поставщикам. Предлагалось также лицензировать экспортеров бензина и ДТ.
Глава «Газпром нефти» Александр ДЮКОВ уже успел выступить против этой идеи. Заградительная пошлина может поначалу создать излишки на внутреннем рынке и снизить цены, приводило его слова
РБК. Но потом снова начнется дефицит топлива и снизится переработка на НПЗ, если меры будут недостаточно точно просчитаны.
Александр Дюков считает, что дефицит топлива возник из-за роста цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке и ослабления курса рубля. «Это привело к ситуации, когда нетбэк стал выше внутренних цен, - отметил он. - Это стимулирует трейдеров, экспортеров закупать топливо на внутреннем рынке и отправлять на экспорт, получая при этом прибыль».
ПРИЧИНЫ И БУДУЩИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.
Особенно сложная ситуация на рынке с соляркой. Россия производит ДТ в 2 раза больше, чем его нужно на внутреннем рынке, пишет
«Бизнес Онлайн». За 7 месяцев этого года было произведено 51,9 млн т дизельного топлива. Это на 6,8% выше аналогичного показателя прошлого года.
Таким образом, в нормальной ситуации предпосылок для образования дефицита на внутреннем рынке нет. Тем не менее, с лета 2023-го в стране начал разворачиваться топливный кризис.
Сказалось повышение спроса в летний сезон, начало посевных работ и запуск больших строек (в том числе, в новых регионах). По всем известным причинам выросло потребление в армии. Кроме того, плановый ремонт сейчас проводится сразу на 7 нефтеперерабатывающих заводах России.
Не последнюю роль сыграло и сокращение демпферных выплат производителям топлива (об этом ИА «Девон»
писал здесь). Еще один фактор – подорожание энергоносителей за рубежом и обвал рубля делают выгодным экспорт нефтепродуктов.
«Если ограничения на экспорт дизеля и бензина ввести на постоянной основе, то EBITDA наиболее пострадавших компаний может снизиться примерно на 10–13 процентов, — считает аналитик ФГ «Финам» Сергей КАУФМАН. - Вводить ограничения больше чем на один-два месяца не потребуется. Реальные потери могут составить не более 1–2% от годовой EBITDA».
«В условиях сверхприбыльности бизнеса нефтяников небольшое снижение финансовых результатов ради стабилизации внутреннего топливного рынка не выглядит драматичным», — уверен Кауфман.
Важнее для нефтяников то, какими мерами правительство будет стабилизировать внутренний рынок топлива в долгосрочной перспективе. Правительству нужно будет придумать новый, более стабильный механизм сдерживания внутренних цен.
«Приостановка экспорта приведет к нескольким вещам, - цитирует «Бизнес-онлайн» гендиректора «ИнфоТЭК-Консалт» Тамару КАНДЕЛАКИ. - Первое — будет выгодно экспортировать больше нефти, чем нефтепродуктов. Второе — мы потеряем рынки сбыта, которые с трудом налаживали. Третье — мы потеряем свою переработку, и от этого не будет больше дизельного топлива».
По ее словам, прямой запрет на что-либо никогда не давал желаемого результата. А в случае с нефтегазовой отраслью «корень зла» лежит в налогообложении, которое зависит от курса доллара.
А президент ассоциации нефтепродуктообеспечения РТ Ирек СУЛЕЙМАНОВ приветствовал решение правительства России. Он считает, что оно должно было быть принято еще раньше, чтобы не доводить ситуацию до такого кризиса.
«Я 30 лет работаю в отрасли и впервые вижу, чтобы частные АЗС работали с таким убытком», — заявил Сулейманов. Сейчас убытки АЗС составляют от 3 до 8 рублей на литр.
Недавно ИА «Девон» писал, что топливный кризис в России угрожает сельскому хозяйству. Из-за резкого роста цен страдают аграрии. Между тем, власти заявляют, что солярка и бензин пропадают из-за ажиотажного спроса, «вредительства» посредников и масштабных строек.
Кроме того, в западных странах падает производство моторного топлива. К сокращению мощностей НПЗ привел дефицит финансирования в пандемию, а также экстремальная жара в Северном полушарии.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: цена бензина, дизтопливо, Минэнерго, Кризис