Россия продумывает «дружественное» страхование морского экспорта нефти
А западные страховщики и танкерные перевозчики уже подсчитали убытки.
(
12 июня 2023 07:34 , ИА "Девон" )
В России работают над обеспечением беспрепятственного доступа нефтяного сырья на рынки. Рассматривается возможность создания с «дружественными» странами новой системы клубов взаимного страхования и перестрахования рисков перед третьими лицами. Об этом говорится в статье заместителя председателя Правительства РФ Александра НОВАКА, опубликованной в журнале
«Энергетическая политика».
Главное преимущество новой системы P&I страхования – независимость от страховых и банковских услуг «недружественных» стран, устойчивость и масштабируемость для всех видов поставок. «Важными элементами предлагаемой системы являются вопросы проведения платежей и конфиденциальности участников», - говорится в статье. Имеется большой потенциал в части использования банковской гарантии вместо страховки для покрытия ответственности грузоперевозчиков.
«Для укрепления финансового суверенитета страны особое значение приобретает ускоренный переход на расчет в национальных валютах, - отмечает автор. - Сегодня значительная часть расчетов идет в рублях, юанях и рупиях. При этом мы видим все большее количество стран, которые переходят на расчеты в национальных валютах со своими партнерами».
Между тем, некоторые представители западных страховых и логистических компаний заявляют о больших финансовых потерях из-за санкций против РФ. Об этом пишет издание
«Форпост Северо-Запад».
В декабре 2022 года им было запрещено проводить операции с жидкими углеводородами из РФ в том случае, если они продаются по цене свыше $60 за баррель. Это привело к сокращению клиентской базы американских и европейских грузоперевозчиков и страховых компаний.
Сейчас котировки сорта Urals находятся ниже этого лимита. Теоретически никому из них не возбраняется работать с российскими экспортёрами. Однако для последних большого смысла в этом уже нет. Ведь попытки выстраивать или возобновлять деловые отношения с партнёрами, которые в любой момент могут ретироваться, будут выглядеть странно. Особенно в том случае, если можно найти тех, кто готов игнорировать санкции и работать на постоянной основе.
В апреле рыночная цена бочки Urals была выше $60. В первые два месяца нынешнего года фиксировалось падение продаж и доходов РФ от торговли нефтью. Но весной картина изменилась. В марте экспорт вырос до рекордных за весь постпандемийный период 8,1 млн баррелей в сутки, а в апреле – до 8,3 млн б/с. Предполагаемая выручка составила $13,3 и 15 млрд соответственно.
Пока западные страховщики и перевозчики подсчитывают недополученную прибыль, их российские, китайские и индийские коллеги вытесняют своих более статусных конкурентов из давно занятых ими ниш. Такое решение, как отзыв у судоходной компании Gatik права на международную страховку, должно было послужить всем «уроком». Но ни к каким реальным последствиям не привело. Теперь её корабли страхует компания из Нью-Дели.
Кроме того, существует «теневой» флот танкеров, управляемых небольшими компаниями. Они ежедневно перевозят миллионы отечественных баррелей сырой нефти и топлива. Как полагает Trafigura, в феврале этого года «теневой флот» насчитывал около 600 судов.
Судя по всему, в Евросоюзе наиболее жёсткие предложения уже сняты с повестки дня. Среди них - полный запрет кораблям, перевозящим нефть из РФ или отключающим свои навигационные системы, на заход в порты Евросоюза.
При этом продолжаются попытки выработать новые механизмы воздействия на третьи страны. Венгрия и Греция по-прежнему хотят, чтобы некоторые их перевозчики и страховщики были исключены из данного перечня. В противном случае их федеральные бюджеты понесут значительные потери.
Санкционный режим Запада был построен на собственной незаменимости. Однако торговля нефтью ушла в серую зону, пишет
«Российская газета». До февраля 2022 года «теневым флотом» перевозилось только 18-20% всей нефти, экспортируемой из нашей страны по морю.
К февралю 2023 года доля флота «недружественных стран» снизилась примерно до 40%.
Компании из ОАЭ заняли 15% доли, Китай – еще 13%, Остальное – «теневой» российский флот или неучтенные собственники. Это косвенно подтверждает статистика сделок по покупке морских судов (об этом –
подробнее в материале ИА «Девон»).
По данным аналитической компании VesselsValue, продажи танкеров класса Suezmax дедвейтом в 160 тысяч тонн в 2022 году выросли вдвое - до 102 единиц. Продажи судов класса Aframax дедвейтом до 120 тыс. тонн подскочили на 30% до 121 ед., а класса MR грузоподъемностью до 79,9 тыс. тонн - на 33%.
В разы выросло и число сделок с неназванными покупателями. Например, в порту Козьмино ежемесячно загружают 30 танкеров класса Aframax.
Одновременно с введением санкций стала увеличиваться перевалка российских нефти и нефтепродуктов с танкера на танкер (STS). Если в январе 2023 года объем перевалки составлял 18,2 млн баррелей, то в феврале он увеличился до 22 млн баррелей. До европейского эмбарго этот показатель был равен нулю.
Перевалка «борт в борт» - это одна из разновидностей серого импорта нефти. Такие сделки легко отслеживаются и могут пресекаться, поясняет аналитик ФГ "Финам" Александр ПОТАВИН. Но страны Запада закрывают на это глаза.
Ведь дешевая российская нефть в полном объеме продолжает поставляться за рубеж, а федеральный бюджет недополучает значительное количество валютной выручки. Но уже с апреля схема расчета налогов для нефтяных компаний в нашей стране изменилась. Цена нашей нефти для расчета выплат в бюджет будет привязана к цене североморской марки Brent. От потолка цен на российскую нефть поступление налогов напрямую зависеть перестанет.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Танкер, Цена на нефть, деньги, Транспорт, Индия