Нефть в обмен на дружбу
Как СССР подсадил Восточную Европу на свое сырье за свой счет.
(
1 октября 2018 12:04 , ИА "Девон" )
В сентябре Транснефть сообщила, что в 2019 году отправит на экспорт в западном направлении 228,3 млн тонн нефти. Некоторое снижение экспорта связано с тем, что компания готовится увеличить поставки в Китай с 28,3 до 30 млн тонн. Однако еще относительно недавно мы смотрели совсем в другую сторону – на Запад. О том, как наша страна построила стратегическую магистраль, обеспечила дружественные режимы дешевым топливом и им же задолжала – в статье Григория ВОЛЧЕКА, Татьяны РЕДЬКО под названием «Нефтепровод Дружба, а денежки – врозь», опубликованной в издании «Нефтянка».
ПЯТИСТОРОННЯЯ «ДРУЖБА»
В социалистическом лагере только Румыния могла полностью обеспечить себя нефтью. Может быть, именно потому она и была строптивой. Задачу обеспечения союзников-сателлитов «черным золотом» взял на себя СССР, и поэтому в послевоенные годы более половины советского нефтеэкспорта традиционно приходилась на соцстраны Европы.
В конце 1950-х годов СССР обогнал Венесуэлу и вышел на второе место в мире по добыче нефти после США. Цены были стабильны — около $3 за баррель (учтем, что тогдашний доллар «тяжелее» нынешнего в 6 раз).
При этом Советский Союз поставлял нефть своим друзьям примерно на треть дешевле рынка. К тому же надо иметь в виду, что энергоносители — это «твердый» и универсальный валютный товар. Продукция восточноевропейского машиностроения и ширпотреб, поставляемый в СССР взамен являлся товаром «мягким», нигде, кроме соцлагеря, не реализуемый.
Соответственно, эти скрытые советские субсидии ежегодно составляли до $10 млрд. Но без них невозможно было подтвердить преимущества «социалистического выбора». Эти субсидии были своего рода платой союзникам за лояльность.
История этой «Дружбы» насчитывает уже почти 60 лет.
Нефтепровод «Дружба» общей протяженностью 5665 км стал одним из самых амбициозных проектов ХХ века. Это крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов. Магистраль, объединяющая территории нескольких стран и построенная в рекордно короткие сроки, долгие годы была символом братской дружбы государств Восточной Европы и СССР. Трасса «Дружбы» очень сложна. Магистраль пересекает Волгу, Оку, Припять, Днепр, Днестр, Вислу, Дунай и сотни малых рек, а также полесские болота, Карпатские горы, множество автомобильных и железных дорог.
В 1959 году правительства СССР, ГДР, Чехословакии, Венгрии и Польши, действуя в рамках Совета Экономической взаимопомощи (СЭВ), подписали соглашение о совместном строительстве трубопровода. Он предназначался для транспортировки смеси средневолжской (татарской, башкирской и куйбышевской) и западносибирской нефти на экспорт в соцстраны. Каждая страна в режиме долевого участия должна была поставить необходимые для строительства нефтепровода материалы, машины, оборудование и трудовые ресурсы. Основными подрядчиками были назначены организации Минспецстроя СССР, в 1968 году объединенные в трест «Ленгазспецстрой».
Соглашение предусматривало, что основной участок «Дружбы», начинавшейся в Альметьевске (Татарская АССР), будет проходить через центральные области России и юг Белоруссии через Куйбышев, Сызрань, Пензу, Липецк, Орел, Брянск и Гомель. В районе белорусского города Мозырь он разветвлялся: северная ветка — на Брест и дальше в Польшу и Германию, а южная — по северным и западным областям Украины, через Карпаты, в Чехословакию и Венгрию. Впоследствии трасса была продлена до Хорватии. Через нефтеперевалочный комплекс в Одессе нефть на танкерах шла до построенного возле болгарского Бургаса специального нефтепорта «Дружба». Главный офис и центральный пункт «Дружбы» располагался во Львове. В 1992 году переведен в Брянск (ныне АО «Транснефть-Дружба»).
СТРОЙКА ВЕКА
Объемы работ впечатляли — на «стройке века» было уложено более 730 тыс. тонн труб диаметром 530, 630, 720, 820 и 1020 мм, построено 30 насосных станций с полностью автоматизированным управлением. В настоящее время в состав «Дружбы» входит 8900 км трубопроводов (из них 3900 км на территории России), 46 насосных станций, 38 промежуточных насосных станций, резервуарные парки которых вмещают 1,5 млн кубометров нефти.
Протяженность трубопровода по Украине составила 684 км, транспортировку нефти обеспечивали 7 нефтеперекачивающих станций. В городе Броды Львовской области был сооружен пункт налива нефти на железнодорожный транспорт до Одессы. В 2001 году по маршруту этой железнодорожной ветки был проложен нефтепровод Одесса-Броды эксплуатационной длиной 667 км и объемом прокачки 15 млн тонн нефти в год. Входная проектная мощность нефтепровода в Украине составила 17,5 млн тонн нефти в год, выходная — 8,5 млн тонн. Разница в этих объемах пошла на нужды украинской нефтепереработки и нефтехимии. Первая нить нефтепровода «Дружба» на участке Мозырь — Броды — Ужгород была введена в эксплуатацию поэтапно в 1962–1963 годах, а в полном объеме начала работать в ноябре 1964 года.
Вторую нитку магистрали, белорусскую, длиной 687 км и диаметром 720 мм, начали строить в 1969 году, а закончили через пять лет. С ее вводом в строй общая входная проектная мощность нефтепровода «Дружба» на территории Украины составила 55 млн тонн в год, выходная — 26,5 миллионов тонн.
В настоящее время по нефтепроводу ежегодно экспортируется до 70 млн тонн нефти, в том числе по северной ветке — более 50 млн тонн.
Во всех странах, объединенных трубой, в начале 60-х годов при советском содействии начали строиться НПЗ, «заточенные» под переработку нефтяной смеси из «Дружбы». Крупнейший из этих заводов — немецкий Шведт, успешно работающий и сегодня.
«ДРУЖБА», ПЕРЕЖИВШАЯ СССР
Политическая и экономическая роль нефтепровода «Дружба» значительно возросла после того, как в октябре 1973 года страны ОПЕК объявили эмбарго на поставки нефти в развитые западные страны. Став таким образом крупнейшим в мире поставщиком энергоносителей, СССР, остро нуждаясь в валюте, интенсивно наращивал добычу нефти, экспортируя ее в одном направлении — на Запад.
Огромный приток денежных средств в страну позволил решить ряд крупнейших проблем как международного, так и внутреннего характера.
Кроме позитивных результатов экспорта нефти в «страны народной демократии», был и существенный негативный момент. Это образовавшийся долг СССР в размере более $50 млрд. Как ни странно, этот долг возник на фоне мощного нефтяного потока, шедшего по трубопроводу «Дружба». Среди стран, которым оказался должен СССР — Венгрия, Чехословакия и Польша. Причина возникновения долгов кроется в продаже нефти по низким ценам и покупке продукции легкой и пищевой промышленности по мировым ценам.
Более того, по мнению ряда западных специалистов, нефтепровод «Дружба» стал одним из факторов распада экономики СССР, этаким «троянским конем» страны Совето. Дешевая и доступная нефть и «легкие деньги» от ее масштабного экспорта разрушали другие отрасли хозяйства СССР, провоцируя тем самым так называемую «голландскую болезнь». Распад социалистического лагеря и коллапс СССР не изменил конфигурацию трубопроводного транспорта Европы. «Дружба» успешно пережила и СЭВ, и военно-политический Варшавский договор. Поэтому нельзя не назвать этот проект стратегическим и высокоэффективным, и не вспомнить добрым словом его инициаторов и создателей, в первую очередь, Никиту Хрущева.
Справка: СЭВ — межправительственная экономическая организация социалистических государств. Создан в 1949 году. В нее в разное время входили Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия, Куба, ГДР, Монголия и даже Албания. В работе совета принимали участие представители Вьетнама и КНДР. В 1973 было заключено Соглашение о сотрудничестве СЭВ с Финляндией, в 1975 — с Ираком и Мексикой.
Кроме строительства нефтепровода «Дружба», СЭВ реализовал еще несколько крупномасштабных проектов к нефтегазовой отрасли. Среди них - освоение Оренбургского и Карачаганакского газоконденсатных месторождений, строительство магистральных газопроводов от Оренбурга и Уренгоя до западной границы СССР.
Совет экономической взаимопомощи прекратил свое существование в 1990 году в связи с распадом социалистического лагеря.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: история, Транснефть, трубопроводы, Украина, Белоруссия, деньги, нефтепровод "Дружба"