Архив новостей

Ноябрь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

«Байкало-Амурская» нефтяная магистраль

Как Россия «прорубала» трубопроводное окно в Азию.

(17 апреля 2023 06:03 , ИА "Девон" )
Россия стала вторым по объемам поставщиком нефти в Китай в 2022 году – после Саудовской Аравии. В 2022 году РФ отгрузила в КНР 86,25 млн тонн «черного золота», что на 8% больше показателей предыдущего года. В условиях санкций одним из главных маршрутов на восточном направлении остается трубопроводный – благодаря масштабному проекту ВСТО. О том, как строили этот трубопровод, говорится в материалах, опубликованных изданием «Нефтянка». Информагентство «Девон» приводит подборку этих статей с некоторыми сокращениями.

БАМ ВМЕСТО НЕФТЕПРОВОДА.

Планы по строительству большой нефтяной трубы от Западной Сибири на восток, с выходом на Тихий океан, появились еще в начале 1970-х годов. Предпосылок было несколько. Это и наличие сырьевого ресурса (гигантский Самотлор наращивал добычу с опережением графика), и потребность в драйвере для ускоренного развития советского Дальнего Востока. Также принимались во внимание экспортные запросы Японии и других быстрорастущих «тигров» Юго-Восточной Азии.

В ответ на «вызов времени» Миннефтепром СССР совместно с Советом по изучению производительных сил при Госплане подготовил эскизный проект Восточного нефтепровода. Есть популярный миф о том, что в 1974 году принципиальное решение о строительстве Восточного нефтепровода уже было на подписи у Брежнева.

Но якобы в последний момент вместо трубы решили строить… Байкало-Амурскую железнодорожную магистраль (БАМ). Дело в том, что железная дорога, помимо экономического, имела еще и выраженный военно-стратегический компонент. На фоне весьма напряженных отношений с Китаем советский Дальний Восток активно милитаризовался.

В НОВОМ ВЕКЕ

Спустя четверть века, уже в совершенно новых геополитических и геоэкономических условиях, идею большой восточной трубы реанимировал ЮКОС. Главным партнером и контрагентом ЮКОСа стал китайский нефтегазовый гигант China National Petroleum Corp. (CNPC). Венцом этих усилий стало подписанное в июле 2001 года российско-китайское межправительственное соглашение «Об основных принципах разработки технико-экономического обоснования нефтепровода Россия-Китай (Ангарск-Дацин)».

Казалось бы, вопрос был принципиально решен. Но спустя полгода Транснефть представила альтернативный проект трубопровода с выходом на тихоокеанский нефтеналивной терминал. Он был ориентирован, в первую очередь, на экспорт в Японию.

Через год конкурирующие проекты были объединены под общим названием «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО). Было предложено проложить трубу от Ангарска до нового нефтепорта (его предстояло построить) в бухте Перевозная недалеко от Владивостока. Предлагалось предусмотреть и ответвление трубы на Китай, до северо-восточного города Дацин, крупнейшего нефтяного кластера Поднебесной. Проект устраивал и Японию, и Китай, но в первоначальном виде категорически не устраивал российских экологов. Комиссия Минприроды РФ представленный проект не поддержала.

Для специалистов была очевидной невозможность размещения конечной точки ВСТО в бухте Перевозная, в курортной зоне, рядом с единственным в стране Дальневосточным морским биосферным заповедником и заповедником «Кедровая падь». Там в естественной среде обитают редчайшие амурские леопарды. Помимо экологических, тут были и логистические резоны. Перевозная — бухта мелководная, и она не может принимать супертанкеры.

В феврале 2004 года Транснефть сменила отправную точку трубопровода с Ангарска на Тайшет, а конечную — с Перевозной на бухту Козьмина. Она названа в честь русского путешественника, флотского шкипера Прокофия Козьмина. Выбранная акватория была в значительно большей степени адаптирована под задачи крупного нефтеналивного терминала. Бухта, расположенная недалеко от входа в огромный находкинский порт Восточный, ранее использовалась как аэродром для гидросамолетов и пункт разделки морских судов на металлолом.

КАК ТРУБУ ПРОВЕЛИ МИМО БАЙКАЛА.

31 декабря 2004 года председатель правительства РФ Михаил ФРАДКОВ подписал распоряжение о строительстве ВСТО. Реализация мега-проекта перешла в практическую фазу. Проект ВСТО был разбит на два основных этапа. Первая очередь трубы протяженностью 2,7 тыс. км от Тайшета через Усть-Кут и Тынду («столица» БАМа) выходит на Транссибирскую магистраль в районе станции Сковородино в Амурской области.

При этом трасса, максимально использующая бамовский коридор коммуникаций и существующую инфраструктуру, прокладывается с двух концов навстречу друг другу. Далее она стыкуется в районе Ленска. В ключевой точке маршрута – Сковородино – нефтяной поток разделяется. Часть сырья отправляется в тихоокеанский нефтепорт Козьмино, а оттуда на экспорт. Другая часть уходит в трубу до китайского приграничного города Мохэ и далее до Дацина, «нефтяной столицы» Китая.

По проекту в Козьмино нужно было построить 300-метровый наливной пирс для загрузки танкеров водоизмещением до 150 тыс. тонн. Кроме того, для обеспечения электроэнергией всех многочисленных объектов требовалась прокладка 800 км линий электропередачи. Второй этап ВСТО – строительство нефтепровода Сковородино – Козьмино и перевод грузопотока с железнодорожной транспортировки на трубопроводную.

В начале 2006 года разработанный Транснефтью детальный технический проект мега-стройки был «зарублен» экологами. Их не устроил только один небольшой, но критически важный участок маршрута. Эксперты категорически не согласились с прохождением трубы на участке «Нижнеангарск – Кичера» вдоль берега Байкала на расстоянии всего 800 метров от уреза воды.

Проблемность байкальского участка реальна. Северное Прибайкалье является зоной глубоких рифтовых разломов с сейсмичностью до 10-12 баллов по шкале Рихтера. Байкал – это крупнейший в мире резервуар пресной воды, содержащий 80% пресноводных ресурсов России и 20% — мира.
Несмотря на все это, лоббисты байкальского маршрута не унимались. В период наиболее острых дискуссий Госдума приняла поправку к Водному кодексу, снимавшую законодательные ограничения на строительство вблизи Байкала.

Точку в споре поставил президент РФ Владимир ПУТИН. На совещании с сибирскими губернаторами президент лично начертил трассу ВСТО значительно севернее предлагаемого Транснефтью маршрута. А через месяц был представлен окончательный проект. В районе Усть-Кута в Иркутской области трасса резко поворачивает на северо-восток. Затем, удаляясь от Байкала почти на 400 км севернее, труба идет по широкой дуге по южной Якутии — левому берегу Лены и междуречью Лены и Алдана.

Затем маршрут меняет направление на южное. Трубопровод, идя вдоль железнодорожной ветки Амуро-Якутской магистрали мимо Нерюнгри и Тынды, подходит к Транссибу. Что очень важно, по всему новому маршруту нет зон повышенной сейсмичности. Зато на прилегающих территориях есть гигантские нефтегазовые месторождения.

Правота «северного маршрута» была убедительно подтверждена в 2010 году. Тогда недалеко от Ленска из-за прорыва трубы во время ремонта произошла утечка почти полтысячи тонн нефти. Собрать удалось только треть этого количества, остальное впиталось в грунт.

ПОБЕДИТЕЛЕЙ НЕ СУДЯТ.

В октябре 2008 года первый, тысячекилометровый, участок ВСТО был готов. В трубу начала поступать нефть Талаканского и Верхнечонского месторождений (в реверсном режиме — на Тайшет). В июле 2009 года правительство РФ обнулило таможенную пошлину на экспорт нефти с месторождений Восточной Сибири. Это резко повысило коммерческую привлекательность ВСТО для грузоотправителей.

Под занавес 2009 года, ровно через 5 лет после подписания стартового постановления правительства, первая очередь магистрали заработала в сторону Тихого океана. В Козьмино был загружен первый танкер, взявший курс на Гонконг. Старт отгрузке дал лично Владимир Путин. Экспортный сорт нефти, поставляемой по трубопроводу, получил маркировку, идентичную названию магистрали – Eastern Siberia Pacific Ocean (ESPO).

Через год, в январе 2011 года, начались поставки нефти по ответвлению в Китай. Еще через два года заработала вторая очередь ВСТО. Нефть пошла в Козьмино не по железной дороге, а по трубе. Это еще более удешевило поставки. Вскоре вдоль нефтепровода началось строительство газопровода «Сила Сибири». Общая длина трассы составила 4740 км. ВСТО стал вторым по масштабам инфраструктурным проектом в Сибири и на Дальнем Востоке после Байкало-Амурской магистрали.

Мега-стройка стоимостью около $25 млрд омрачилась крупным коррупционным скандалом. По докладу Счетной палаты по фактам мошенничества в ходе строительства ВСТО было возбуждено уголовное дело с суммой ущерба в 3,5 млрд рублей. Но официально эти данные не подтвердились, и уголовное дело было прекращено. В общем, это можно понять – прокладка ВСТО стала очевидной и яркой победой российских нефтетранспортников и строителей. А победителей, как известно, не судят…

В ноябре 2019 года трубопровод был выведен на максимальную мощность — 80 млн тонн год. Для достижения максимума потребовалось ровно 10 лет. В настоящее время объем поставок по первой очереди ВСТО составляет 80 млн тонн нефти в год. Из них на Китай, в Мохэ и Дацин, уходит до 30 млн тонн. Остальная часть нефти по второй очереди трубы направляется в сторону Тихого океана. Из этого количества на Хабаровский и Комсомольский НПЗ суммарно поступает 13 млн тонн. Оставшиеся 37 млн тонн предназначены на экспорт.

По итогам 2020 года через терминал в Козьмино в страны Азиатско-Тихоокеанского региона было отгружено 33 млн тонн нефти. Это несколько меньше плановой загрузки из-за ограничений ОПЕК+. Интересно, что японские потребители, изначально закупавшие более половины нефти, идущей через Козьмино, стали миноритариями. Около 80% отгружаемого в нефтегавани сырья сегодня получает Китай, а Япония – всего 7%. Примерно столько же закупает Южная Корея. Также отгрузка производится в Австралию, Малайзию, Новую Зеландию, Сингапур, США, Таиланд и Филиппины. Иными словами, ВСТО выводит российскую нефть на глобальный рынок.

Комментарий Информагентства «Девон»:

Транспортировать нефть по трубе значительно дешевле, чем по железной дороге. Поэтому с 2016 года перевозка нефти в цистернах на восток падала. В итоге железнодорожные станции на маршруте ВСТО, через которые шло до 15 млн тонн нефти в год, стали не востребованы и были частично законсервированы.

Но во второй половине 2022 года транспортные мощности начали возвращать в строй. Это связано с тем, что трубопроводных мощностей не хватает в условиях санкций со стороны Евросоюза. Президент Транснефти Николай ТОКАРЕВ отмечал в сентябре прошлого года, что с учетом роста поставок в Азию система ВСТО работает на максимальной мощности.

А в декабре 2022 года ИА «Девон» писал о проекте по увеличению вместимости резервуаров на нефтепроводе ВСТО-II в районе Уссурийска (Приморский край). Это позволит расширить пропускную способность магистрального нефтепровода на Дальний Восток.

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Транснефть, история, трубопроводы, Транспорт, Китай

 

к следующей новости раздела

21 апреля 2023

В 10 раз ускорить прокладку стеклопластиковых трубопроводов

к предыдущей новости раздела

10 апреля 2023

«Ижнефтемаш» замещает импорт оборудования для горной добычи

к следующей новости главной ленты

17 апреля 2023

Развитие рынка газа и химпродукции обсудят в Санкт-Петербурге

к предыдущей новости главной ленты

14 апреля 2023

Обмен углеводородами или ценовая война?