На Ромашкинском месторождении геологам работы хватит на 100 лет
Проректор Казанского федерального университета Данис НУРГАЛИЕВ рассказал об истории и перспективах «бриллианта» Татнефти.
(
25 апреля 2025 17:15 , ИА "Девон" )
Ромашкинское месторождение, несмотря на многолетнюю историю разработки, оставляет множество загадок. Об этом рассказал проректор Казанского федерального университета по направлениям нефтегазовых технологий, природопользования и наук о Земле Данис НУРГАЛИЕВ на конференции «Татнефть – 75 лет непрерывного развития» (Альметьевск, 25 апреля). Информагентство «Девон» приводит его доклад с некоторыми сокращениями.
ПЕРВЫЕ СООБЩЕНИЯ О НЕФТИ.
Татнефть прошла путь от предприятия с несколькими скважинами до высокотехнологичной компании. Сегодня она имеет мощные активы не только в нефтедобыче, но и в нефтепереработке, нефтехимии, биотехнологиях, функциональных материалах. Одним из бриллиантов компании является Ромашкинское месторождение.
Первые сообщения о нефти в этих краях появились в начале 18-го века. О ее наличии местные жители знали задолго до этого. В Сюкеево и Шугурово нефть вытекала на поверхность. Ее можно было не добывать, а просто собирать.
Интересно, что эти выходы находились по краям зоны современной известной нефтеносности. Прошло более века, пока эта нефть заинтересовала специалистов – геологов, промышленников.
В 1845 году была построена первая достаточно схематичная геологическая карта этих мест. В Казанском императорском университете с 1860 года началось систематическое исследование пермских и каменноугольных отложений.
В течение 1860-1870 гг. профессором Николаем Головкинским и его учениками были обследованы выходы пород по Волге, Каме, Вятке, Свияге, Казанке и другим рекам.
Затем Александр Штукенберг в 1870-1900 годах проводил вместе со своими последователями геологические исследования Прикамья и Поволжья. В частности, в 1888 г. Пётр Кротов, Аркадий Лаврский и Алексей Нечаев произвели геологическую съемку всей площади Казанской губернии.
В начале двадцатого столетия исследования продолжались профессором Михаилом Ноинским. Им и его учениками было выполнена геологическая съемка территории современного Татарстана.
Михаил Ноинский в 1913 году разработал хорошо аргументированную гипотезу. Она заключалась во вторичности скоплений битума в верхней части разреза и его проникновении в эти породы в жидком виде снизу, из более глубоких горизонтов по дислокационным трещинам.
Важную роль в подготовке первоочередных нефтепоисковых площадей сыграли съемки, выполненные в 1933-1934 годах под руководством профессора Казанского университета Евгении Тихвинской на Ромашкинской и Бавлинской площадях.
ВРЕМЯ БОЛЬШИХ ОТКРЫТИЙ.
Открытие промышленной нефти на Шугуровском поднятии блестяще подтвердило правоту многих прогрессивных геологов, связывавших присутствие нефти в пермских отложениях с глубокозалегающими горизонтами карбона и девона.
Следующим объектом для разведки девона было выбрано Ромашкинское поднятие. Она была закартирована еще в 1934 г. Евгенией Тихвинской. В 1946 году началось строительство первой девонской скважины.
Бурение Ромашкинской скважины продолжалось около года: было много аварий и осложнений. В июне 1948 г. бурением были вскрыты нефтяные песчаники пашийского горизонта франского яруса девона. В июле этого же года при испытании нефтеносного горизонта получили фонтан нефти с суточным дебитом 120 тонн.
Большая заслуга в развитии нефтепоисковых работ в ТАССР на данном этапе принадлежит Е.И. Тихвинской, Андрею Трофимуку, Александру Мельникову, Сергею Егорову, Михаилу Мальцеву, Виктору Троепольскому, Илье Шпильману, Файзурахману Бегишеву, Ахтяму Кинзикееву, Николаю Ерофееву, Рафаэлю Хачатряну, Семёну Эллерну, Г.П. Батановой, Георгию Донову и др.
После открытия “Большой нефти Урало-Поволжья” в 1930-40-х годах и уникального по запасам Ромашкинского месторождения нефти (в 1948 году), перед страной в целом и Татарстаном в частности возникла острая необходимость подготовки геологов-нефтяников.
Только более чем через двадцать лет после открытия Шугуровского месторождения в 1943 году, геологи-нефтяники поняли, что имеют дело с уникальным объектом. Уникальным по размерам, запасам, по сложности строения Ромашкинским супергигантом. И чем больше геологи узнавали это месторождение, тем больше оно становилось загадочным и уникальным.
В 1952 году на геологическом факультете Казанского государственного университета (КГУ) была организована кафедра геологии нефти и геофизических методов разведки. Первыми геологами-нефтяниками были Троепольский, Егоров, С.С. Эллерн. Первые двое были опытными геологами-производственниками.
Виктор Иванович на протяжении нескольких лет руководил Центральной научно-исследовательской лабораторией «Татгеолтреста» (позднее - трест «Татнефтегазразведка»). Он принимал участие в оценке нефтеносности девонских отложений, которая привела к открытию Бавлинского, Ромашкинского и других месторождений.
Сергей Петрович, бывший в то время начальником геологического отдела «Татгеолтреста», является одним из первооткрывателей татарской нефти и лауреатом Сталинской премии. Они с первых дней работы на новой кафедре щедро делились своим опытом и знаниями со студентами, аспирантами, соискателями.
Эта традиция сохранилась – практики всегда вносили новый импульс в подготовку специалистов. Особый случай, когда Ринат Халиуллович Муслимов вернулся на кафедру в качестве профессора, имея за плечами многолетний опыт главного геолога «Татнефти». Сотни специалистов, которые сегодня работают не только в «Татнефти», но и других компаниях, считают его своим учителем.
Все эти годы три четверти выпускников университета распределялись в «Татнефть», «ТНГ-Групп», а затем и в малые нефтяные компании. Более 4000 выпускников КГУ приняли участие в освоении уникальной «Ромашки».
Татарстан и «Татнефть» стали трамплином для освоения Западносибирской нефти. Опыт и кадры компании были готовы для решения этой еще более гигантской задачи.
В 1970 году в Татарии началось изучение пермских битумов. Толчком к этим работам послужили исследования и подсчет запасов природных битумов, выполненные под руководством заведующего кафедрой геологии нефти Казанского университета Виктора Троепольского. Начавшееся освоение пермских битумов (сверхвязкой нефти) может заметно повысить нефтяной потенциал республики.
ЗАГАДКИ РОМАШКИНСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ.
«Когда смотришь на современную карту Ромашкинского месторождения со всеми ее скважинами, кажется, что это было так просто - прийти, пробурить скважину в любой точке месторождения и получить фонтан. Реальность оказалась намного сложнее», - сказал Данис Нургалев.
Несмотря на это, сегодня в Татарстане пробурено более 40000 скважин. Отработано более сотни тысяч погонных километров сейсмопрофилей 2D и 3D и других геофизических методов. Ромашкинское месторождение и окружающие территории исследованы с беспрецедентной детальностью. Выявлено несколько тысяч залежей на всех стратиграфических уровнях.
На сегодня в Татарстане добыто около 3 млрд 600 млн тонн нефти. Гигантская цифра! Это близко к тому, что весь мир добывает за год.
Не зря на полях этого гиганта то и дело вспыхивают яркие споры о происхождении нефти.
Действительно, трудно представить себе, что эта огромная «лужа» нефти объемом более 10 млрд тонн, залегает в осадочном чехле мощностью менее 2000 метров. Сложно осознать, что ее источником представляется незрелое органическое вещество, залегающее на тех же уровнях, что и нефть.
С геохимией не поспоришь, но все равно вопрос для многих остается открытым. Уникальность Ромашкинского месторождения в том, что это молодая залежь. Основные ее запасы попали в резервуар совсем недавно по геологическим меркам – несколько миллионов лет назад. И этот процесс продолжается.
Ромашка - все еще загадка с ее миллиардами остаточных запасов. Работы хватит и буровикам, и модельерам с искусственным интеллектом еще на сто лет, считает проректор КФУ Данис Нургалиев.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Ромашкинское месторождение, Татнефть добыча, Нургалиев Данис, Казанский федеральный университет, геология, запасы, история