Архив новостей

Ноябрь2020

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Как татарстанские геофизики оседлали «Лучезарного коня»

Нурлатский район за 60 лет прошел путь от аграрного до нефтедобывающего района.

(18 ноября 2020 13:23 , ИА "Девон" )
Нурлатский район – самый южный район Татарстана. Более шестидесяти лет назад там появились отряды треста «Татнефтегеофизика». Благодаря их стараниям преимущественно сельскохозяйственная экономика Нурлата пополнилась дарами открытых здесь нефтегазовых месторождений. Об этом Информагентство «Девон» узнало из материалов, предоставленных пресс-службой бугульминской компании «ТНГ-Групп» (входит в «ТаграС-Холдинг»).

ГОРОД «ЛУЧЕЗАРНОГО КОНЯ»

Чем славится Нурлатский район? Здесь проводят Всероссийский праздник чувашской культуры «Уяв». В зимнем чемпионате по трековым гонкам принимают участие многократные чемпионы ралли «Дакар» Владимир ЧАГИН и Фирдаус КАБИРОВ. Гордятся здесь знаменитым земляком-футболистом Галимзяном ХУСАИНОВЫМ, забившим гол в составе сборной СССР в финале чемпионата Европы 1964 года.

В своё время на всю республику Нурлат славился сахарным песком. Открывшийся здесь в 1958 году сахарный завод был первым предприятием такого рода в Татарии.

Славится Нурлат и племенными скакунами. На местном конезаводе успешно разводят лошадей английской чистокровной верховой породы. Занимаются воспроизводством французских, американских, русских, орловских рысаков и шетландских пони. В Нурлате даже установлен памятник коню. Само название города, по одной из версий, переводится с татарского как лучезарный или лучистый конь.
 
 
 
Табунов, однако, теперь здесь не найти. Каждый конь — на вес золота, штучный товар. Любовь к резвым лошадям досталась, видимо, в наследство от предков. Исследователи уверены, что на территории современного Нурлата жили болгарские племена. Археологи много интересного нашли в таких населённых пунктах района, как Селенгуши, Кульбаево-Мараса, Михайловка, Новое и Старое Татарское Альметьево, Новая и Старая Татарская Амзя.

В XVI веке на этих землях обрели пристанище защитники Казанского ханства, покорённого Иваном Грозным. Среди поселений изгнанников были деревни Верхний и Нижний Нурлат. Примерно в эти же времена селиться здесь стали чуваши-язычники. Сам город Нурлат назывался и Южным Нурлатом, и Нурлат-Октябрьским. Район с 1930 года именовался Октябрьским, пока в 1997 году не обрёл нынешнее название.

НУРЛАТ НАЧАЛСЯ С СЕМАФОРНОЙ БУДКИ

Здесь любят повторять, что город начался с семафорной будки. В первом десятилетии прошлого века в этих местах стали прокладывать ветку Волго-Бугульминской железной дороги. Между Верхним и Нижним Нурлатами построили станцию, название которой долго искать не пришлось. Рельсовый путь через Нурлат соединил Бугульму и Симбирск в 1910 году, а ещё через год по нему прошёл первый поезд.
 
 
 
28 августа 1911 года состоялось торжественное открытие участка Мелекесс-Бугульма протяжённостью 255 вёрст. В этом же году Нурлат как станция появляется на картах России.
«…Новый рельсовый путь, проходя через богатые торгово-промышленные районы, где до сих пор было только конное сообщение, значительно поднимет торговлю и экономическое благосостояние населения», — говорилось в «Памятной книжке Самарской губернии», 1910 г.

В 1938 году Нурлат стал рабочим посёлком, а в 1961 году был удостоен статуса города. Недра района богаты бентонитовой и керамзитовой глиной, гипсом. Но несравнимо более мощный вклад в развитие края внесли нефтегазовые залежи.
Нефть, месторождения которой были открыты здесь в середине пошлого века, и сегодня является основным источником доходов Нурлата.

Задача определить возможное наличие и запасы углеводородов на юге и юго-западе Татарии была поставлена перед специалистами конторы разведочного бурения № 1 треста «Татнефтегазразведка». Первыми на нурлатской земле начали работать четыре отряда газокаротажной партии № 10 и комплексная партия № 8.

Изначально перед геофизиками ставилась цель выделить нефтенасыщенные пласты в девонских отложениях. Но уже в начале шестидесятых годов пришлось решать более сложные задачи. Это определение коллекторов и характера нефтенасыщенности в карбонатных породах по всему разрезу скважин.

Для выдачи заключений из Бугульмы в Нурлат были направлены опытные интерпретаторы. С увеличением разведочного бурения комплексная партия была разделена на две электрокаротажные.

КАК ГЕОФИЗИКИ ПРЕОДОЛЕВАЛИ ТРУДНОСТИ

В 1966 году образована Нурлатская промыслово-геофизическая экспедиция. С появлением в городе нефтегазодобывающего управления и увеличением эксплуатационного бурения в 1981 году геофизики укрепили свои позиции двумя РК-инклинометрическими отрядами.

Прим. ИА «Девон»: Инклинометрия - метод оценки положения объектов относительно друг друга и в окружающем пространстве и определения основных параметров углов наклона зданий и сооружений.

Ещё через пару лет появились гидродинамический отряд, электрорадиокаротажная партия и партия соляно-кислотной обработки (СКО). Сотрудники Нурлатской промыслово-геофизической экспедиции «ТНГ-АлГИС» (Альметьевск) и сегодня продолжают раскрывать нефтяникам секреты подземных кладовых.

Ветеран Нурлатской ПГЭ Виктор ХАЛИПА, рационализатор, прошедший в экспедиции путь от оператора партии до главного инженера, вспоминал о своей непростой работе.
«Плохие дороги, а весной и осенью практическое их отсутствие, вызывали большие трудности при выполнении заказов, - вспоминал он. - Буровые располагались в Черемшанском, Аксубаевском, Альметьевском, Заинском, Чистопольском и Нижнекамском районах».
 
 
 
«Порой приходилось добираться до скважин в течение суток и даже дольше, - продолжает он. - При этом на буровых отсутствовали столовые, продукты привозили в чемоданах и сами готовили еду. В период бездорожья приходилось переезжать с буровой на буровую. Когда продукты заканчивались, покупали снова — в деревнях, в магазинах, собирали в Нурлате и переправляли на буровую».

«Ремонт приборов, промер кабеля чаще всего проводили на скважине сами. В исключительных случаях использовали для транспортировки вышедшего из строя оборудования вертолёт. Несмотря на трудности, я не помню ни одного случая невыполнения заявки или возвращения на базу из-за бездорожья», - добавляет Халипов.

О том, как зарождалась татарстанская сейсморазведка в Актанышском районе – читайте в публикации  ИА «Девон».


Поиск по теме: ТНГ-Групп, история, Татарстан, Транспорт

 

к следующей новости раздела

20 ноября 2020

«ТНГ-Групп» освоит микросейсмический мониторинг

к предыдущей новости раздела

18 ноября 2020

«Татнефть» впервые в РФ испытывает лазерную сварку обсадных труб

к следующей новости главной ленты

18 ноября 2020

Трубный рынок России восстановится в 2021 году

к предыдущей новости главной ленты

18 ноября 2020

«Татнефть» впервые в РФ испытывает лазерную сварку обсадных труб