ВНИИУС вернулся в «родные пенаты»
Академик рассказал об истории казанского института, технологии которого тиражированы по всему миру.
(
10 июня 2024 06:05 , ИА "Девон" )
Волжский научно-исследовательский институт углеводородного сырья (Казань) разработал технологии для очистки нефти от сероводорода и меркаптанов. Сейчас идет проектирование нескольких крупных промышленных установок. Их будут использовать на месторождениях «Татнефти».
В связи с этим об истории института рассказывается в статье газеты «Нефтяные вести» (Катерина МАШЕНЦЕВА). Информагентство «Девон» приводит этот материал с некоторыми сокращениями.
«РЕБЕНОК ТАТНЕФТИ».
ВНИИУС был основан в 1965 году в Казани как головной всесоюзный научно-исследовательский институт в области технологий производства и переработки легкого углеводородного сырья. За это время он вписал свое имя в историю нефтяных компаний многих стран.
Разработанные институтом высокоэффективные технологии очистки углеводородного сырья и нефти от меркаптанов используются сегодня по всему миру.
В советское время практически все установки переработки газов на НПЗ и ГПЗ того времени были построены по методике и технологиям, разработанным специалистами НИИ. У института было два филиала и штат в 360 сотрудников. Сохранилась старейшая нефтяная лаборатория того времени, существовавшая еще до нынешнего здания.
Прим. ИА «Девон»:
Тогда институт был подведомствен Министерству нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР. Фактически ВНИИУС выполнял роль «газового отдела» объединения «Татнефть». Тогда по всему Советскому Союзу существовало 20 прикладных институтов по нефтепереработке таких. Все они после развала СССР вошли в состав нефтекомпаний.
Сегодня разработкой и совершенствованием процессов очистки нефти, газа, нефтепродуктов и сточных вод от серы занимаются в восьми лабораториях. С
вхождением в состав «Татнефти» в 2020 году у НИИ увеличились объемы работы, обновился приборный парк.
«Институт начинал свою деятельность как казанский отдел углеводородного сырья Татнефти, - рассказывает директор института, академик Ахмет МАЗГАРОВ. - Тогда мы располагались на Кремлевской улице».
«Это потом было построено отдельное здание, но на базе того отдела все и началось, - продолжает он. - Наш институт родился как подразделение Татнефти. Через 50 лет история сделала виток – мы снова вернулись в родные пенаты. Мы – ребенок Татнефти».
КАК АМЕРИКАНЦЫ ВЫШЛИ НА ВНИИУС.
Двадцать лет назад в России схема подготовки нефти была намного другой. На промыслах при сепарации из нефтепродуктов отделяли газы, воду и соли. Дальше никто не анализировал, сколько в ней остается сероводорода и меркаптанов.
А потом вышел новый ГОСТ. Согласно нему, нефть на промыслах надо готовить так, чтобы сероводорода там было не более 20 ррm, а меркаптанов С1- С2 – не более 40 ppm. Первыми в мире разработать и внедрить технологию получения товарной нефти по новым стандартам удалось именно ученым ВНИИУСа.
Впервые проблема очистки нефти от сероводорода и токсичных меркаптанов остро встала перед американской Chevron. Компания в 1990-е годы приобрела Тенгизское месторождение в Казахстане.
В ней было большое содержание меркаптанов. Такая нефть вызывала коррозию трубопроводов. А меркаптаны создавали экологические проблемы при транспортировке и хранении нефти. Поэтому Chevron отказали в транспортировке такой нефти.
«Американцы уехали к себе, поискали, вернулись и говорят: товарищи, такой технологии нет, – вспоминает Мазгаров. - Сырую нефть очищать от меркаптанов никто не умеет. И тут им рассказали про нас. Дело в том, что мы уже несколько лет занимались этой проблемой по заданию Госплана СССР».
Тогда ученый работал над технологией ДМС-1. По ней нефть с меркаптанами поступает в реактор. Туда подается воздух и щелочной раствор катализатора ИВКАЗ. В реакторе происходит окисление токсичных легколетучих меркаптанов до нелетучих, малотоксичных дисульфидов.
«То есть мы плохую серу превратили в хорошую, - рассказывает профессор. – И это при очень мягких условиях: 50-60 градусов, давление 10-12 атмосфер. Мы показали американцам нашу маленькую установку, пропустили через нее нефть, и она имела запах керосина. Они говорили: в 100-летней истории «Шеврона» это первый случай, когда мы купили российскую технологию».
С этого и началось сотрудничество Chevron и научно-исследовательского института. Сейчас подобные установки, работающие по технологии Мазгарова, есть в Казахстане, Беларуси и других странах.
В Татарстане добывалась иная нефть, более тяжелая. Но проблема ее очистки от сероводорода тоже была очень насущной. ВНИИУС разработал технологию и для «Татнефти». Была создана установка ДМС-1МА с использованием водно-аммиачного катализатора. Последний очищает тяжелые татарстанские нефти. Эту установку внедрили в 2005 году в НГДУ «Нурлатнефть».
Справка «Информ-Девон»:
У казанского НИИ есть и другие достижения. Так, в 2009 году в иранской нефтекомпании Kharg Petrochemical Company по технологии казанских ученых была внедрена установка очистки пропана, бутана и прямогонного бензина.
В 2019 году институт создал технологию очистки канализационных сточных вод от сероводорода для месторождения в Актобе (Казахстан).
Кроме того, несколько лет назад иранская газовая компания «Южный Парс» (SPGC) запустила установку по производству одоранта. Для этого совместные исследования провели ВНИИУС и Научно-исследовательский институт нефтяной промышленности Ирана.
В 2020 году для Волжского института углеводородного сырья начался новый виток развития: он вошел в состав «Татнефти».
«Сегодня мы владеем очень мощной аналитической службой, - отмечает директор ВНИИУС. - Есть свои разработанные методики и приборы, которые могут полностью расшифровать состав сернистых соединений нефтей. Вся Россия обращается по этому вопросу к нам. А сотрудничество с Татнефтью – новый вектор развития ВНИИУС. Результаты не заставят себя ждать».
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: наука, Татнефть, Сера, Подготовка нефти, Chevron