Высшая школа нефти набирает магистров
Они помогут создавать цифровые модели месторождений для Татнефти.
(
20 мая 2024 12:05 , ИА "Девон" )
Российские ученые создают интегрированную модель нефтяного месторождения для «Татнефти». Работы ведутся в Передовой инженерной нефтяной школе (ПИНШ), созданной недавно на базе Высшей школы нефти в Альметьевске. К исследованиям планируется привлекать студентов.
Ранее Высшая школа нефти выиграла во второй волне отбора федерального проекта Минобрнауки «Передовые инженерные школы». Благодаря этому вуз будет готовить инженерные команды для разработки месторождений трудноизвлекаемой нефти. Индустриальным партнером ВШН выступает «Татнефть». Об этом пишут «Нефтяные вести» (Кристина ИВАНОВА).
Первых студентов должны набрать уже в следующем учебном году. Предусмотрены шесть направлений: технологическое проектирование, научные исследования, образовательная деятельность, разработка программных продуктов, организационно-методическая активность и информационное обеспечение.
«Ключевым моментом является технологическое проектирование, - рассказывает заместитель директора ПИНШ по науке и инновациям Олег ПИЧУГИН. - Это драйвер всего процесса, Восемь проектов по заданию Татнефти уже находятся в работе. Все они связаны с моделированием нефтяных месторождений».
Он подчеркивает тесную связку науки и образования, а также синергии с реальным производством. Ожидается, что магистры нефтегазового направления с нового учебного года будут заниматься реальными проектами вместе с экспертами ПИНШ.
В состав каждой мультидисциплинарной группы войдут пять магистров различных направлений — два геолога-геофизика, два разработчика-гидродинамика и технолог-интегратор. Они будут создавать интегрированные модели и выполнять расчеты. Всего должны быть сформированы шесть команд.
Интегрированное моделирование позволяет создать целостную модель объекта разработки. Благодаря цифровым двойникам можно выбрать оптимальную стратегию развития месторождения, проверить гипотезы и найти наиболее эффективные решения.
Это позволяет оптимизировать процесс добычи нефти и точнее планировать производственные показатели с учетом взаимовлияния всех компонентов. Модель месторождения состоит из геологической и гидродинамической моделей, моделей скважин, систем сбора скважинной продукции и поддержания пластового давления (ППД). При этом учитывается и экономика.
«Модель наземной инфраструктуры венчает пирамиду моделирования, - поясняет Пичугин. - Она включает и геологическую модель, и гидродинамическую модель. А если глубже копнуть, то и анализ разработки, и работу с данными. Именно «подводная» часть этого «айсберга» часто бывает причиной рисков».
«Мы хотим изменить подходы к тому, как создаются модели, улучшить их качество, - поясняет замдиректора. - Существуют изъяны этого процесса, но изменить методические подходы и регламенты на отраслевом уровне очень сложно. А на корпоративном — вполне возможно».
Создание интегрированных моделей по заказу компании начинается с самых основ. Это сейсмофациальные, литолго-фациальные, геологические и гидродинамические модели, модели флюида, скважин, систем сбора и т.д.
«Часто моделирование системы трубопровода показывает узкие места, - говорит ученый. - Например, мы увидели разрыв в трубе, на который никто не обращал внимания. Благодаря расчетам мы показали, что необходимо эту трубу смонтировать. Это сняло проблемы, которые были раньше».
Как правило, модели создаются для уже разрабатываемых месторождений. Бывают и модели, которые делаются на новых месторождениях. По словам Олега Пичугина, сейчас все управление и разработка месторождений выполняются с использованием моделей. Но разные месторождения требуют разного состава моделей. Это учитывают в ВШН.
Создание полноценного цифрового двойника месторождения занимает от полугода до года. Об этом говорит руководитель направления анализа и проектирования разработки нефтяных месторождений ПИНШ, доктор технических наук Игорь ВЛАДИМИРОВ.
Гидродинамическая модель реального месторождения показывает, где расположены остаточные запасы углеводородов, как их можно извлечь. Можно также понять, какие необходимо произвести действия и как будет вестись добыча с этого месторождения в дальнейшем. Именно с такой модели создаются комплексные планы развития актива, отмечает Владимиров.
В среднем эффект от моделирования с точки зрения технологических показателей составляет 10-30% от базовой добычи. Пичугин добавляет, что после перенесения объекта в «цифру» можно прогнать огромное количество вариантов. Это позволит предложить оптимальный путь развития месторождения. На реальном объекте, без модели, это сделать невозможно.
Комментарий Информагентства «Девон»:
«Татнефть» выстраивает связку «школа-вуз-предприятие» и «наука-производство». Это позволит улучшить подготовку профессионалов и быстрее адаптировать молодых сотрудников. Так, первый в Татарстане Центр надпрофессиональных компетенций открылся на базе Высшей школы нефти.
В Татарстане запущен проект опережающей подготовки и развития личности «Образовательные экосистемы от нефти». Инициатива объединяет детсады, школы, колледжи, вузы и учреждения дополнительного профобразования.
«Татнефть» начала создавать цифровые двойники всех месторождений несколько лет назад. К 2025 году компания планирует создать модели всех своих нефтепромыслов. Далее на их основе может появиться единая цифровая модель всех объектов «Татнефти».
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: IT, Высшая школа нефти, Татнефть добыча, Образование