Архив новостей

Сентябрь2020

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Тяжелая нефть Ярегских шахт

Как на уникальном месторождении в Республике Коми добывают высоковязкую нефть.

(6 декабря 2019 17:38 , ИА "Девон" )
Недавнее трагическое происшествие на Ярегском месторождении «ЛУКОЙЛ-Коми» привлекло некоторое внимание общественности к добыче нефти в шахтах. 
О том, каким образом шахтеры добывают высоковязкую нефть, описывается в материале «Нефтяная жар-птица Ухты», опубликованном в издании «Трубопроводный транспорт нефти». ИА Девон приводит ее с некоторыми сокращениями.

УХТИНСКАЯ СИСТЕМА РАЗРАБОТКИ
Когда в 1932 году геологи открыли Ярегское месторождение, то решили, что поймали нефтяную жар-птицу. Такой большой нефти в Коми до той поры не было. Тогда запасы оценили в 20 млн т, сейчас, остаточные, – около 100 млн т. Ярегское нефтетитановое месторождение площадью 40 кв. км расположено в 25 км от Ухты. Продуктивный пласт залегает на глубинах от 130 до 300 м в кварцевых песчаниках. Кроме нефти в нефтенасыщенном песчанике были обнаружены большие запасы титана.

Однако радость первооткрывателей сменило разочарование. Ярегская нефть оказалась настолько вязкой, что извлечь ее обычным способом через скважину было невозможно. И тогда ее стали добывать из шахты. Промышленная добыча нефти началась в 1934 г.

На Ярегском месторождении построены три шахты. Первую заложили в 1937 году – ее строили в основном заключенные из «Ухтпечлага». Спустя два года, 9 сентября 1939-го, получили первую шахтную промышленную нефть: из пробуренной скважины забил фонтан дебитом 2 т в сутки. Сейчас этот день ярегские шахтеры отмечают как праздник.

К концу Великой Отечественной войны были запущены еще две шахты. Тогда на Яреге добывалось 143 тыс. т. сырья. Стране нужна была нефть – именно такая. Полученное из ярегского сырья моторное и осевое масло не замерзало даже в лютый мороз.
Рядом с промыслом вырос поселок Ярега. В советское время в нем проживало более 11 тыс. человек. И почти все семьи были связаны с подземным промыслом. В постсоветское время население сократилось до 8 тыс., чего не скажешь о подземной Яреге. Ее тоннели уже достигли 750 км и продолжают расти.

Шахты находятся в нескольких километрах друг от друга. Перед началом экскурсии – инструктаж по технике безопасности.
«Если закружится голова, сразу сообщите, – наставляет инженер по технике безопасности. – За уровнем газа будет следить сопровождающий, у которого с собой газоанализатор. Если будет сигнал тревоги, следуйте за ним».

С собой у нас (корреспондентов «ТТН» - прим. ИА Девон) самоспасатели, которые позволяют дышать в течение десяти часов. Настолько же рассчитана работа фонаря на каске, в который вмонтирован чип. С его диспетчер отслеживает, где мы находимся. В случае необходимости диспетчер подает сигнал. Мигание лампочки показывает, что в шахте ЧП.

Спускаемся в шахту на лифте. На похожем попадали на работу и первые шахтеры. Металлическая клетка, рассчитанная на девять человек, медленно движется на глубину 200 м. Потом садимся в вагончики без окон, задвигаем двери. В открытой кабине только машинист – освещает путь фонарем. Едем довольно долго – больше километра.

Вначале железной дороги не было. Первое электричество появилось в шахте в 1943 году: все боялись взрыва метана. И сейчас электрооборудование изготавливается во взрывозащищенном исполнении. Тогда все тяжести, в том числе и нефть, перевозили лошади, которых спускали в подземелье навсегда. В темноте животные слепли. Одновременно на шахте работало до 160 лошадей. Тяжелая нефть переливалась в бадьи, которые поднимали на поверхность.

Сейчас в тоннелях проложены рельсы, по которым к месту работы в вагончиках отвозят шахтеров, в вагонетках – грузы. Ежедневно в подземелье спускается более ста человек, которые работают в три смены по восемь часов. В обеденный перерыв на поверхность не поднимаются: еду берут с собой.

Раньше шахты на Яреге прокладывали над нефтяным пластом, откуда и бурили скважины. Такой способ добычи назывался ухтинской системой разработки. Однако потом горные выработки стали прокладывать сразу в нефтяном пласту. Была разработана так называемая уклонно-скважинная система. Поэтому к месту добычи, в эксплуатационный блок, спускаемся ниже.
Посыпанные опилками мостки идут под уклоном в 14 градусов. Высоким людям в шахтах, наверное, нелегко. Самое высокое место в тоннелях - примерно 2 м.

ШАХТА ВНУТРИ…НЕФТЯНОГО ПЛАСТА
Трудно осознать, что находишься внутри нефтяного пласта, а над головой больше 200 м толщи. Очень темная нефть стекает сверху по стенам, течет под ногами горячими ручьями вниз. Почти вся история добычи на ярегских нефтешахтах связана с поиском эффективной технологии по разогреву высоковязкой нефти. В 1970-х годах, для того чтобы сделать ее текучей, начали закачивать пар по скважинам в пласт. Поэтому здесь всегда тепло и влажно. Такая добыча называется термошахтной.

Всего на месторождении было опробовано порядка десяти способов подачи пара. Прижилось два – одно-горизонтный и подземно-поверхностный. В первом случае влажный пар подается через подземные горизонтальные, во втором – через поверхностные вертикальные скважины. Практикуется также их комбинация, когда пар идет с двух точек.

В результате разогрева горячая смесь воды и нефти ручьями стекает в забетонированные колодцы глубиной до 10 м, откуда откачивается на поверхность. Чтобы добыть тонну нефти, необходимо 2–2,5 м3 пара. Поэтому при выходе на поверхность ее обводненность достигает 80–85%, и требуются дорогие реагенты, чтобы отделить воду от углеводородов.

Чтобы посмотреть, как строятся новые тоннели, опилками очищаем нефть с резиновых сапог, вновь садимся в вагончики и едем к началу строительства. Здесь темно, пустынно и сухо.

Бригада строителей-подрядчиков перфоратором бурит породу штольни, куда в отверстия закладывается взрывчатка. Потом взрыв, шламом нагружаются вагонетки и отправляются наружу. На поверхности месторождения выросли целые горы отвалов, которые зарастают растительностью. В сутки строителям удается пройти не больше одного метра. Уже через год здесь потечет нефть.

На Ярегском месторождении освоено бурение скважин от 300 до 1250 м. Это позволяет сокращать протяженность горных выработок, рассказывает генеральный директор ООО «Центр высоковязких нефтей», доцент Ухтинского государственного технического университета Сергей Дуркин.

Рост длины дает возможность увеличивать охват теплом пласта, что повышает добычу нефти. Над разработкой технологий по повышению нефтеотдачи трудится огромное количество специалистов. Это позволяет создавать интегрированную модель месторождения и планировать показатели разработки.

На Лыаельской площади, которая примыкает к Ярегской, применяется технология парогравитационного воздействия. Это когда пар подается с поверхности по горизонтальным скважинам (SAGD). Однако из-за того, что плотность сетки скважин в десять раз меньше подземного способа, отдача от пласта меньше. Подземное бурение обходится в три-четыре раза дешевле, чем с поверхности. При применении SAGD в пласте остается две трети запасов, при шахтном – одна треть.

Справка ИА Девон 
Ярегское месторождение — единственное в мире, на котором ведется промышленная добыча термошахтным способом. 
 «ЛУКОЙЛ-Коми» планирует масштабную реконструкцию уникального для РФ комплекса по добыче тяжелой нефти на Ярегском месторождении вблизи Ухты. Увеличение протяженности скважин позволит увеличить объем добычи в 3,5 раза.

Стоимость работ по реконструкции подземного шахтного комплекса составит 6,7 млрд руб. Остаточные геологические запасы нефти на месторождении составляют около 215 млн тонн, из них извлекаемые запасы — около 91 млн тонн. В ЛУКОЙЛе рассчитывают добывать нефть на Яреге до 2059 года.

Поиск по теме: ЛУКОЙЛ-Коми, СВН, безопасность, история, Коми, термические методы нефтедобычи

 

к следующей новости раздела

9 декабря 2019

Как стимулировать разработку трудноизвлекаемых нефтяных «свит»

к предыдущей новости раздела

5 декабря 2019

В Оренбуржье построят завод керамического пропанта для ГРП

к следующей новости главной ленты

6 декабря 2019

Башкортостанских вахтовиков возвращают из Владивостока после скандала с невыплатой зарплат

к предыдущей новости главной ленты

6 декабря 2019

Министр промышленности Турции посетил ТАНЕКО