Архив новостей

Ноябрь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Сибирский сфинкс

Как открывали гигантское Самотлорское месторождение нефти.

(29 июня 2020 06:09 , ИА "Девон" )
55 лет назад, 22 июня 1965-го тюменские геологи открыли Самотлор. Весь мир заговорил о рождении нового гиганта. Об этом пишут «Тюменские известия » («Живая нефть мертвого озера», Андрей ФАТЕЕВ).

«КУДА МЕЖ СТРУКТУР БУРИШЬ!»

Вычислил легендарный Самотлор, название которого с языка ханты переводится как мёртвое озеро, Лев РОВНИН, главный геолог Тюменского геологического управления.

Именно он почти полтора десятка лет определял стратегию и тактику разведки западно-сибирских недр. Без его решения никто не вправе был пробурить ни одной разведочной скважины за Уралом. Среди открытий Ровнина, помимо Самотлора, значатся Берёзово, Шаим, Усть-Балык и Уренгой.

За это главного тюменского геолога отметили Ленинской премией, званием Героя Социалистического Труда, двумя орденами Ленина… И забрали в столицу — начальником Главнефтеразведки СССР, доверив изучение недр по всей стране — от Балтики до Тихого океана. А затем назначили министром геологии РСФСР. Этот пост он занимал почти двадцать лет, не забывая о родной Тюмени.

«До 1959 года Тюменская область была поделена между геологами на две части, — вспоминал Лев Ровнин. — К западу от 72-го меридиана работали мы, с востока — новосибирцы. Нам с Юрием ЭРВЬЕ, возглавившим Тюменское геологическое управление, при поддержке обкома партии удалось добиться передачи от Новосибирского геологического управления Сургутской и Нижневартовской нефтеразведок. На зиму 1960-го мы с ходу закрыли геофизическими работами всю сургутскую зону и обнаружили вокруг Мегиона поднятие. Здесь и начали крутиться».

Уже в марте 1961-го на Баграсе забил первый в Среднем Приобье нефтяной фонтан дебитом 200 тонн в сутки, открывший Мегионское месторождение. А вокруг геофизики выявили целый ряд перспективных структур. Белозёрная, Мартовская, Солнечная, Новогодняя, Самотлорская… Вот только все они находились в болотах. Куда идти?

«Я заложил скважину на Белозёрной структуре, — продолжал Ровнин. — Когда её пробурили, то оказалось, что контакт «нефть — вода» там находится на таком же уровне, что и на Мегионском месторождении. Я предположил, что между двумя различными структурами может быть нефть. И решил, никого не спрашивая, загнать ещё одну скважину — в прогиб. В министерстве сразу все заорали: «Ровнин, ты сдурел, что ли?! Меж структур буришь!» Ведь по теории там пустота должна была быть. Пробурили скважину, приехали с Владимиром АБАЗАРОВЫМ, начальником Мегионской экспедиции, на испытания и получили… несколько сотен тонн нефти в сутки»!

А раз между структур оказалась нефть, то Лев Ровнин сделал ещё одно предположение, что все многочисленные структуры — одно целое месторождение. Опубликовал соответствующую научную статью, возвещавшую о наличии среди югорских болот и озёр большого Самотлора.

Вот только подтвердить это предположение оказалось не так просто. Как шутили первопроходцы, Бог создал Землю, а дьявол — Самотлор. Даже зимой вездеходы проваливались в болота — топи не промерзали. Для зыбких почв ещё не придумали технологий, позволяющих распечатывать недра.

«Я ЕЩЁ НЕ ВИДЫВАЛ ТАКОГО В СВОЕЙ ЖИЗНИ!»

Первую разведочную скважину Р-1 на Самотлоре бурила бригада Григория НОРКИНА. Вчерашний танкист, прошедший всю войну до самого Берлина, докладывал начальству: «Скважина какая-то всё время живая». И не ошибся. В мае 1965-го на Р-1 был получен нефтяной фонтан с традиционным уже для Тюменского Севера дебитом более 300 тонн.

А 22 июня 1965-го Владимир Абазаров отправил в Тюмень ещё одну радиограмму: «На Р-1 Самотлора после дострела всей мощности пласта в интервале 1693–1736 метров получен фонтан безводной нефти с визуальным суточным дебитом более тысячи кубометров».

Каротажную диаграмму пробуренной скважины показали прилетевшему в Тюмень Степану КУВЫКИНУ, первому заместителю председателя Совета народного хозяйства РСФСР, в прошлом начальнику «Башнефти». Тот в восторге воскликнул: «Ребятушки, да я ещё не видывал такого в своей жизни!».

Следом за Р-1 тюменские геологи пробурили ещё не один десяток скважин. И за несколько лет непрерывного поиска заметно «раздвинули» границы Самотлора — до тридцати километров с запада на восток и пятидесяти километров с юга на север. Запасы гиганта превысили семь миллиардов тонн!

ЧЕТВЕРТЬ НЕФТИ СССР

Открытие месторождения ознаменовало новую страницу в истории нефтяной промышленности Советского Союза, да и всего мира. Журналисты не скупились на эпитеты, называя его сибирским сфинксом, чудом века, нефтяной жемчужиной.

Уже в 1968-м тюменские нефтяники приступили к освоению Самотлора. И через дюжину лет вывели его на пик — 158,8 миллиона тонн нефти. В целом СССР добыло 603 миллиона. На долю одного лишь этого месторождения приходилось более четверти (!) всей добычи в стране.

Многие геологи и нефтяники до сих пор гордятся своей сопричастностью к освоению Самотлора. Вот и Юрий ШАФРАНИК, в прошлом нефтяной генерал, глава администрации Тюменской области, министр топлива и энергетики страны, ныне председатель совета Союза нефтегазопромышленников России. Он свою трудовую деятельность начинал слесарем на Самотлоре. И считает те годы школой на всю жизнь.

«О Самотлоре и его людях немало написано, но, думаю, до сих пор его роль и значение для всей страны до конца не оценены по достоинству, — подчёркивает он. — Высочайшие темпы освоения месторождения, жёсткие, а порой и жестокие сроки, работа в обстановке постоянного дефицита материальных, финансовых ресурсов и кадров — это всё Самотлор. Появились и применяются новые технологии, мы стали бережнее относиться к природе, более грамотно вести разработку пластов».

СПРАВКА ИНФОРМАГЕНТСТВА «ДЕВОН»

Самотлорское месторождение занимает первую строчку рейтинга по размеру добычи черного золота в Западной Сибири. Находится в ХМАО, за чертой Нижневартовска. Черное золото было обнаружено под дном озера Самотлор, отсюда последовало и название. По оценкам экспертов, объем нефтяных запасов составляет около 7 млрд тонн. 

Благодаря Самотлору страна в советские годы вышла на уровень добычи жидких углеводородов свыше 600 миллионов тонн в год. Правда, при этом коэффициент извлечения нефти был ниже 40 процентов - из-за стремления максимально быстро добыть ресурсы. Даже такое уникальное месторождение, как Самотлор, было использовано крайне неэффективно. Экологии значения почти не придавалось, а колоссальная часть нефтяных доходов пошла на тиражирование рядовой военной техники.

В 1981 году на месторождении была добыта миллиардная тонна нефти, в 1986-м-  2-х миллиардная. Пик добычи нефти (около 150 млн тонн в год) пришёлся на начало 80-х годов XX века. Вследствие интенсивной добычи  в эти годы нефтеносные пласты стали обводняться и добыча нефти резко снизилась. В 1996 году было добыто 21,56 млн тонн нефти. В XXI веке в связи с применением современных способов интенсификации нефтедобычи выработка нефти увеличилась вдвое. 

Разработку ведет «Самотлорнефтегаз» (входит в «Роснефть»).
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: ХМАО - Югра, история, геология, запасы

 

к следующей новости раздела

29 июня 2020

Британскую Volga Gas могут продать до октября

к предыдущей новости раздела

26 июня 2020

«Меллянефть» оштрафовали за добычу нефти без плана развития горных работ

к следующей новости главной ленты

29 июня 2020

Британскую Volga Gas могут продать до октября

к предыдущей новости главной ленты

26 июня 2020

«ТНГ-Групп» разработала систему медосмотров по «удаленке»