Архив новостей

Ноябрь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Гигантские месторождения нефти в РФ еще можно найти - ученый РАН

Сегодняшний уровень изученности недр по всем видам полезных ископаемых не исчерпан, а потенциал больших глубин значителен - Андрей Шиловский.

(13 сентября 2023 16:27 , ИА "Девон" )
В России нужно максимально доразведать традиционные регионы нефтегазодобычи и прилегающих к ним краевых зон. Параллельно надо осваивать и неизученные глубинные осадочные комплексы. Там все еще могут скрываться крупные и даже уникальные нефтегазовые месторождения. Если активизировать работы, запасы могут быть найдены в кратчайшие сроки.

Так считает заведующий Центра инновационных нефтегазовых технологий Института проблем нефти и газа РАН Андрей ШИЛОВСКИЙ. Тезисы его доклада были представлены к конференции «Перспективы развития нефтегазовых компаний России» в Казани. 
Информагентство «Девон» приводит этот текст с некоторыми сокращениями.

ЧТО МЕШАЕТ ГЛУБОКОЙ ДОРАЗВЕДКЕ.

В России сосредоточена треть мировых запасов углеводородов. Однако уровень изученности недр даже сухопутной части территории очень низкий. Он едва превышает 25% покрытия 200 000 масштаба геологической съёмки.

Страна обладает огромными нефтегазовыми ресурсами. Но ресурсный потенциал почти не переводится в запасы, которые можно посчитать, оценить и включить в промышленный оборот.

В ИПНГ в 2014 году была разработана программа возрождения старых нефтегазодобывающих регионов России. В ней говорится о наличии в недрах сотен миллиардов тонн нефтяного эквивалента. В этих регионах есть нефтедобывающая и транспортная инфраструктура, а также квалифицированные кадры.

Запасы нефти зрелых месторождений зачастую относятся к трудноизвлекаемым (ТРИЗ). Однако многие технологии для их рентабельного извлечения уже существуют. Одним из направлений программы является освоение нефтегазового потенциала больших (свыше 5–7 км) глубин. Отмечается большой прогнозный потенциал глубинных осадочных комплексов на суше.

Отсутствие исследований в этом направлении объясняется большими затратами на проведение поисковых работ и техническими ограничениями при проведении буровых работ. Также широко распространено мнение о невозможности существования нефти глубже «нефтяного окна» из-за повышенных температур. Третьим ограничением являются законодательные рамки, особенно для старых нефтегазодобывающих регионов.

Первый фактор может быть нивелирован за счёт прогноза открытия крупных, гигантских и уникальных залежей углеводородов и обоснованное отнесение этих ресурсов к ТРИЗ. Это частично снизит финансовую нагрузку за счёт льготного режима налогообложения. Современные технические возможности буровой техники вполне позволяют осваивать большие глубины.

Второе ограничение опровергается мировым опытом добычи углеводородов с больших глубин (Бразилия, Мексиканский залив), обусловленных гораздо более низкими температурными градиентами, чем предполагалось ранее.

Третий фактор ставит более сложные условия. Хотя, даже в существующих законодательных рамках при наличии совпадении интересов всех сторон возможно реализовывать крупные проекты. Готовый проект такого сотрудничества рассматривается на принципах инвестиционного товарищества недропользователей для реализации на Астраханском карбонатном массиве.

ПОЧТИ ВСЕ ПРОВИНЦИИ ПЕРСПЕКТИВНЫ.

Предлагаемый проект снизит риск каждого недропользователя при освоении ресурсов глубоких горизонтов на его участке. Оценка неизученных глубинных осадочных комплексов показывает, что все осадочные бассейны на территории страны могут рассматриваться в качестве перспективных территорий.

К ним относятся недра Западносибирской, Восточносибирской, Тимано-Печорской, Волго-Уральской, Прикаспийской, Предкавказско-Мангышлагской и Лено-Вилюйской нефтегазоносных провинций. Шельфовые НГП (Баренцевская, Охотоморская и Черноморская) ещё не исчерпали перспективы открытия нефтегазовых ресурсов на малых глубинах. Это предпочтительней с учетом пятнадцатилетнего горизонта планирования для достижения результата.

При этом многие перспективные зоны расположены в пределах развитых индустриальных регионов. Они и должны являться первоочередными объектами исследований. К ним относятся глубокие части Тимано-Печорской, Волго-Уральской, Прикаспийской, Предкавказско-Мангышлакской, Западно-Сибирской провинций и территория Московского осадочного бассейна.

В первую очередь необходимо рассматривать неизученные глубокие части разреза осадочной толщи Западно-Сибирской НГП. Начальные извлекаемые ресурсы только по посттриасовым отложениям оцениваются более чем в 34 млрд тонн условного топлива.

Кроме того, интерес представляют отложения палеозойского возраста, сопряженные с присутствием трапповых формаций пермотриасового возраста. Они повышают ресурсный потенциал нижележащих осадочных комплексов.

Присутствие в разрезе трапповых формаций свидетельствуют о контактовом метаморфизме подстилающих осадочных отложений палеозойского возраста. Благодаря нему создаётся региональный флюидоупор. Кроме того, повышается углеводородный генерационный потенциал насыщенных органическим веществом осадков.

Прим. ИА «Девон»: Трапповая формация входит в большинстве случаев в состав чехла древних и молодых платформ. Она характерна для режима платформенного развития складчатых структур. Формация возникла в результате магматического воздействия вулканических пород. Флюидоупор — непроницаемое для флюидов породное тело, экран.

Дополнительным положительным фактором является присутствие примыкающей с юга территории Кузбасса – всего 95 тыс. кв. км. Этот промышленно развитый район имеет высокий нефтегазовый потенциал.

Среднемасштабная геологическая съёмка для нефтегазовой геологии позволяет только переходить к поисково-разведочным исследованиям с целью оценки углеводородного потенциала региона. Таким образом, существующий уровень изученности недр по всем видам полезных ископаемых не исчерпан.

ПРИМЕР КИТАЯ И ТАТАРСТАНА.

Считать тот или иной регион неперспективным для обнаружения нефтегазовых ресурсов без проведения геологических исследований неверно. Примером может служить Татарстан – один из старейших нефтедобывающих регионов.

На глубинах до 3 км практически вся территория РТ покрыта достаточно плотной сетью геологоразведочных работ. Они уже не дают удовлетворительный прирост углеводородных ресурсов, соизмеримый с Ромашкинским месторождением (разрабатывается «Татнефтью»).

Анализ имеющихся геолого-геофизических данных и результатов бурения глубоких скважин позволил сформулировать новую парадигму поисков углеводородного сырья на территории Татарстана. В рамках этой парадигмы была построена геологическая модель строения Южно-Татарского свода. На нем расположено сверхгигантское Ромашкинское нефтяное месторождение.

Основным объектом поисково-разведочных работ являются недра на площади более 35 тысяч кв. км. Это почти вся территория Татарстана, включающая отложения додевонского возраста на глубинах до 6–7 км.

Между тем, за рубежом активно бурят глубокие скважины. Например, недавно в Китае была построена самая глубокая наземная скважина в стране. Она станет 22-й по счёту, добыча из которой превысит 1000 тонн на нефтегазовом месторождении Шунбэй.

Разведка запасов проводилась в наклонной скважине Shunbei 84 в Таримской котловине в Синьцзяне. Этот регион, граничащий с Казахстаном и Кыргызстаном, богат углеводородами. Уже разведано и освоено семь скважин с такими же потенциальными дебитами. Также Sinopec открыл четыре месторождения нефти и природного газа в Таримском бассейне.

Там находится около 83% и 64% запасов нефти и газа в Азии. В августе 2022 года нефтяная компания «Синопек» обнаружила месторождение с запасами 1,7 млрд тонн нефти. «Черное золото» обнаружено на глубине 7300 метров (об этом Информ-Девон писал здесь).

Это позволяет утверждать, что нефтегазовое ресурсное обеспечение отечественного ТЭК за счёт потенциала больших глубин является весьма значительным. Прогресс в современных технологиях бурения глубоких скважин позволяет снижать себестоимость получаемой продукции.

Ожидаемые запасы углеводородов будут приурочены к так называемым конвенциальным геологическим условиям, что обеспечит приемлемую себестоимость их добычи. Проводить геологоразведочные и поисковые работы предлагается счёт федерального финансирования, научных организаций, мелкого и среднего частного бизнеса и ВИНК в той или иной форме содружества.


Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: скважины, Татарстан нефтедобыча, Ромашкинское месторождение, запасы, Татарстанский нефтегазохимический форум, Китай, геология

 

к следующей новости раздела

14 сентября 2023

В КФУ предложили статистический метод в изучении нефтевытеснения

к предыдущей новости раздела

13 сентября 2023

ФАС выявила в Удмуртии картельный сговор на нефтяном аукционе

к следующей новости главной ленты

13 сентября 2023

Казанская фирма испортила нефтешламами землю под Лениногорском

к предыдущей новости главной ленты

13 сентября 2023

Татнефть снова поддержит грантами региональные соцпроекты