«Башнефть» ищет выход из Восток НАО
Запасы совместного с ЛУКОЙЛом предприятия в Ненецком АО оказались нерентабельными.
(31 января 2018 10:24 , ИА "Девон" ) «Башнефть» может выйти из совместное предприятия с ЛУКОЙЛом «Восток НАО», работающее в Ненецком АО. Проблема не только в сложной геологии принадлежащих СП участков, но и в разногласиях «Роснефти» и ЛУКОЙЛа, пишет РБК . СП владеет лицензиями на семь участков в НАО.СП, в котором у «Башнефти» и «ЛУКОЙЛ-Коми» по 50%, было создано в апреле 2014 года, у него лицензии на Верхнеянгарейский и Северо-Ярейягинский участки (их внес ЛУКОЙЛ), а также на Восточно-Падимейский, Няриояхский, Саватинский, Сибриягинский и Янгарейский (их внесла «Башнефть»).
За все лицензии компании заплатили более 6 млрд руб. Извлекаемые запасы участков могут быть сопоставимы с запасами месторождений им. Требса и Титова — 140 млн т нефти, принадлежащих другому совместному предприятию «Башнефти» и ЛУКОЙЛа — «Башнефть-Полюс», сообщают «Ведомости» со ссылкой на свой источник.
Компания больше года не ведет существенной производственной деятельности, результаты бурения показали, что разработка запасов нерентабельна. В 2018 году «Восток НАО» должно было решить, стоит ли начинать промышленную разработку принадлежащих ему участков.
Весной 2016 года «Восток НАО» пробурило две скважины глубиной 4 тыс. м. Скважина на Северо-Ярейягинском участке показала «незначительные запасы». О результатах бурения второй скважины — на Янгарейском участке — партнеры не сообщали. Участок находится на востоке НАО в малоизученной Коротаихинской впадине, где никогда не проводилось глубокое бурение. Однако нашли только воду.
В 2017 году СП планировало пробурить еще четыре скважины, но отказалось от этих планов из-за первого неудачного бурения. Даже на Северо-Ярейягинском участке нефть оказалась тяжелой, при текущих ценах (около $70 за баррель) добывать ее невыгодно, тем более что месторождения расположены вдалеке от транспортной инфраструктуры.
Буровики не нашли даже коллекторов — горных пород, способных вмещать жидкие и газообразные углеводороды.
«В прошлом году бюджет [проекта] был практически нулевой, люди просто получали зарплату, никакой деятельности СП не вело, проект выглядит мертвым», — говорит источник РБК, близкий к ЛУКОЙЛу. По его словам, акционеры не выделяют деньги на бурение новых скважин и покупку лицензий.
Теперь «Башнефть» рассматривает возможность сдать лицензии и ликвидировать СП. Идея активно обсуждается, но пока не получила окончательного одобрения, уточняют они. В мае-июле 2018 года в «Восток НАО» начнутся сокращения, говорит источник, близкий к ЛУКОЙЛу. По данным СПАРК, в «Восток НАО» работают до 50 человек.
Несколько лет назад НАО считался перспективной нефтегазоносной провинцией, на аукционах разворачивалась жестокая борьба за лицензии, вспоминает старший аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров. Например, в 2012 году «Башнефть» в борьбе с Shell за один из семи участков «Восток НАО» заплатила $4,1 за баррель, хотя ресурсы стоили несколько центов за баррель, говорит он. Надежды на нефтегазоносность провинции не вполне оправдались из-за сложной геологии: та же Shell, купив в 2012 году лицензию в регионе, вскоре ее сдала, — указывает Нестеров.
Проблемы «Восток НАО» могут быть вызваны не только сложной геологией, но и разногласиями между «Роснефтью» и ЛУКОЙЛом, считают собеседники РБК, близких к «Башнефти». После покупки «Башнефти» «Роснефть» добилась снижения добычи «Башнефть-Полюса» и потребовала снизить стоимость перевалки нефти этого совместного проекта через Варандейский терминал ЛУКОЙЛа — переговоры о тарифах компании ведут до сих пор.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |
Поиск по теме: НАО, Башнефть, Лукойл, сотрудничество, запасы