Архив новостей

Ноябрь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Безопасная заправка

Почему топливо для автомашин и самолетов проверяют по несколько раз.

(8 ноября 2017 17:01 , ИА "Девон" )

Каждый год более 100 тыс. самолетов и более 1 млрд автомобилей потребляют 1 трлн тонн топлива. От качества горючего и соблюдения техники безопасности при заправке зависят миллионы человеческих жизней, говорится в статье «Тотальный контроль», опубликованной в журнале «Сибирская нефть». Информ-Девон приводит этот материал с сокращениями.

СОРТА ТОПЛИВА
Автомобильный бензин в России производят с октановым числом не меньше 80, 92, 95 и 98. При этом заливать в авто не предусмотренную производителем марку бензина не рекомендуется, иначе двигатель может выйти из строя. Бензин более низких марок вовсе не обязательно менее качественный. Просто он рассчитан на иные условия работы. А контрафактный 95-й бензин, полученный из 80-го с помощью запрещенных токсичных присадок, может быть более вреден для человека и окружающей среды.

Авиационное топливо также бывает разных марок. Большинство самолетов в России использует топливо марки ТС-1 из нефти с высоким содержанием серы. Сверхзвуковые самолеты заправляют реактивным топливом РТ, а для самых скоростных военных машин используют авиакеросин Т-6 и Т-8В, обладающий повышенной плотностью и термостабильностью. За рубежом популярны марки авиакеросина Jet Fuel A и Jet Fuel A-1, аналогичные ТС-1. У этих видов топлива разные характеристики, но их можно смешивать в любых пропорциях.
Для улучшения характеристик авиатоплива и обеспечения безопасности его использования в него добавляют присадки. Например, противоводокристаллизационная жидкость «И» или «И-М». На большой высоте, где температура за бортом опускается ниже –60°С, находящаяся в топливе вода может превратиться в лед, что способно вывести двигатели из строя.
Антиокислительная присадка препятствует образованию смол. Применяются еще и антистатическая, и противоизносная присадки.

КАК НЕ ДОПУСТИТЬ ВОСПЛАМЕНЕНИЯ
Общее требование для АЗС и аэропортов — заземлять оборудование для работы с горючим. На территории топливозаправочных комплексов (ТЗК) запрещены курение и пожароопасные работы, ограничено использование мобильной связи. По той же причине на АЗС запрещен въезд тракторам, не оборудованным искрогасителями, и машинам с опасными грузами. Их заправляют на специальных пунктах.
Из-за риска воспламенения на АЗС во время заправки автотранспорта запрещается разговаривать по мобильному телефону и заправлять машину с работающим двигателем. А оборудование для заправки самолетов предписано протирать натуральным хлопком или специальным материалом, который не накапливает статический заряд. Из такого же  материала шьют спецодежду для персонала, который занимается заправкой самолетов и машин.

В лабораторных тестах авиационное топливо оценивают по 12 параметрам, среди которых плотность при 20°С, фракционный состав, вязкость, кислотность, температура вспышки, температура начала кристаллизации, концентрация смол, содержание водорастворимых кислот и щелочей и др.
На АЗС топливо, как правило, доставляют автотранспортом. Каждый отсек бензовоза предназначен для перевозки одного вида топлива во избежание смешивания. Сверху расположены крышка люка с отводом бензиновых паров, а внизу — донный клапан, который защищает от утечек топлива. Вся эта система управляется электроникой. Перед сливом бензина на АЗС бензовоз обязательно заземляют.
Хранят топливо на АЗС в подземных резервуарах, под слоем гравия, цемента и земли, — также по соображениям безопасности. У всех емкостей двойные стенки, между которыми закачана жидкость. Она не дает горючему раскаляться в жару и замерзать зимой.
В аэропорты топливо, как правило, доставляют тем же способом, что и на бензоколонки. Правда, крупные аэропорты все чаще снабжаются топливом по трубопроводам. В России каждый трубопровод предназначен для перекачивания только одной марки топлива, чтобы избежать нежелательного смешения.

КОНТРОЛЬ ДО ЗАПРАВКИ
За качеством топлива следят на каждом этапе его пути от завода до бензобака автомобиля. Лабораторный контроль соответствия ключевых параметров топлива действующим в России требованиям проводится на НПЗ и на нефтебазе. На нефтебазе его проверяют по прибытии по железной дороге и перед наливом в бензовоз. Когда опечатанный бензовоз приезжает на АЗС, сотрудники бензоколонки проверяют целостность пломб, замеряют уровень горючего в цистерне, берут пробы на содержание в нем воды и проводят визуальный осмотр топлива на отсутствие механических примесей. Все виды топлива на каждой АЗС не реже одного раза в месяц проходят обязательное лабораторное тестирование.

Авиакеросин проходит минимум четыре контроля качества на пути до бака самолета. Первый, так называемый входной контроль, происходит при приеме топлива на склад ТЗК. Его главная задача — удостовериться, что качество топлива за время транспортировки не ухудшилось. Топливо оценивают по цвету, прозрачности, наличию воды и примесей, замеряют его плотность. Результаты анализа сравнивают с данными в паспорте поставщика. Если они совпадают, топливо принимают в резервуары ТЗК, где оно отстаивается перед вторым, лабораторным контролем. Там топливо тестируют по 12 показателям на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза и ГОСТу. Только после этого топливо допускают к выдаче в средство заправки.
Перед тем как залить авиакеросин в заправщик, его еще раз проверяют на наличие воды и механических примесей. Присутствие этих компонентов в топливе определяют с помощью прибора определения загрязненности топлива.
Третий контроль качества топлива (аэродромный) проводят после наполнения цистерны и не менее чем 15-минутного отстаивания горючего в топливозаправщике. Пробу отбирают из нижней точки цистерны заправщика.
Четвертый контроль качества топлива в аэропортах проводят, когда топливо хранится в резервуарах ТЗК более полугода. Однако, топливо в аэропортах хранится не более месяца.

Любой, даже микроскопический посторонний предмет в горючем создает угрозу для работы двигателей, а значит, для безопасности работы техники.
На АЗС в каждом резервуаре хранения топлива есть своя система фильтрации от механических загрязнений и индивидуальные отсеки для каждой марки бензина. Когда начинается заправка, в подземном хранилище включается погружной насос и по трубопроводу топливо поднимается в бензоколонку. При этом оно проходит через еще один фильтр доочистки и только после этого через пистолет попадает в бак.

Топливо для самолетов проходит через целую систему фильтров на ТЗК. Сначала — фильтр грубой очистки, представляющий собой металлическую сетку толщиной 100 микрон. Она защищает насосные агрегаты ТЗК от посторонних предметов. Потом топливо прогоняют через два фильтра с тонкостью фильтрации в человеческий волос (15 микрон). Бумажный фильтр удаляет механические примеси, которые могли быть в системе доставки топлива, второй отделяет воду. После этого авиакеросин помещают на склад, где он отстаивается. В пункте выдачи топлива заправщику стоят два фильтра — микрофильтр и водоотделитель с тонкостью фильтрации уже в 5 микрон. Последний фильтр в самом заправщике имеет тонкость фильтрации не более 1 микрона. На каждом фильтре установлены датчики давления, которые помогает следить за его пропускной способностью.
Российские требования к фильтрации топлива сегодня соответствуют международным.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ЗАПРАВКА АВТО ОТ САМОЛЕТА
Автомобиль заправляют с помощью пистолета, снабженного клапаном. Он срабатывает, когда бак заполнен, защищая АЗС от разлива топлива. Если топливо по какой-то причине все-таки разлилось, заправку машин останавливают, людей эвакуируют, разлив заливают воздушно-механической пеной из огнетушителя, засыпают сорбентом или песком и убирают.
Заправка самолета — более сложный процесс. На современных лайнерах топливо по бакам, которые находятся в крыльях, распределяется с помощью бортового компьютера. Соблюдение баланса влияет на центровку воздушного судна, а ее нарушение может привести к катастрофе. Важно следить за массой топлива, чтобы не перегрузить самолет.
Большинство самолетов заправляют топливозаправщики с цистернами (ТЗ). Внешне они напоминают бензовозы, но устроены сложнее.
Когда заправщик занимает свое место у самолета, он проводит обязательную процедуру выравнивания электрических потенциалов. Дело в том, что топливо перемещается по заправочному рукаву под высоким давлением, при этом из-за трения вырабатывается статическое электричество. Чтобы исключить вероятность возгорания, топливозаправщик и судно заземляют, соединяя специальным тросом, который образует единый контур.
Топливо в систему подается с давлением, которое не должно превышать 3,5 атмосферы. Его регулируют специальные клапаны. Повышенное давление при заправке может создать риск гидроудара, что чревато повреждением сложной топливной системы самолета.
Подачу топлива в воздушное судно контролирует оператор. А оператора контролирует Deadman — кнопка, которую человек нажимает каждые 30 секунд, чтобы дать понять системе, что он в порядке. В противном случае, система остановит заправку.
Заправка самолета обычно производится без пассажиров на борту.

Один из защитных механизмов аэродромного топливозаправщика — система «Интерлок», которая блокирует его тормоза в любой нештатной ситуации. Система клапанов аварийного переполнения автоматически прекращает заправку, когда баки полны. Для разлива топлив есть запас сорбентов: это или специальный мат из материала, похожего на губку (его раскатывают на месте разлива, и он впитывает в себя горючее), или специальный порошок, которым засыпают лужу. Сорбенты потом утилизируют.

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Авиатопливо, бензин автомобильный, безопасность, Транспорт

 

к следующей новости раздела

9 ноября 2017

Пар, пластовый газ и природный битум

к предыдущей новости раздела

8 ноября 2017

Безопасная нефть

к следующей новости главной ленты

9 ноября 2017

Три НПЗ Башнефти отремонтируют за полмилларда рублей

к предыдущей новости главной ленты

8 ноября 2017

Татнефть увеличила добычу на 2,1% в январе-октябре