Архив новостей

Ноябрь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

В Татарстане озаботились вопросами пещер и заброшенных рудников

Но судьба подземелий требует решения на федеральном уровне. 

(17 июня 2019 22:06 , ИА "Девон" , Анвар Маликов)
В Татарстане с давних времен вначале кустарно, а потом промышленно добывали медь, камень для стройки, серу, гипс, битум… В результате под землей остались тысячи заброшенных выработок, некоторые из них - многоуровневые запутанные лабиринты... 
Автор этих строк решил воспользоваться редким случаем – аномальным обмелением Волги , чтобы побывать в ставших доступными  рудниках и пещерах на Правобережье. Их в 1958 году подтопило Куйбышевским водохранилищем и частично засыпало. Но всё же в некоторые можно было заплывать на лодке, а зимой - добраться по льду. 
Но вот в мае к подземельям можно было пройти посуху – Волга отошла на десятки метров, обнажив десятки метров дна. Была редкая возможность запечатлеть живописные виды и минеральные породы (твердый, блестящий гипс, больше похожий на кварц, голубая глина…). Обрывы похожи на слоеные торты – по слоям можно изучать геологическую историю Земли... 
 
Изнутри открывается великолепный вид на противоположный берег Волги – прямо на город Болгар. А расстояние между берегами в этих местах доходит до 40 км. 
…Но вот что печально, организованный туризм сюда не светит – здесь очень опасно. Высоченный обрыв постоянно обрушивается – от него отваливаются и массы шириной в десятки метров, и отдельные глыбы.

«ИСТОРИЧЕСКОЕ» ЗАСЕДАНИЕ
О том, что всё далеко не так романтично, а больше – проблемно, говорилось в ходе круглого стола  по сохранению естественных и рукотворных пещер и горнозаводского наследия. Оно прошло в Институте археологии Академии наук Татарстана по инициативе помощника президента республики по историко-культурному наследию Олеси БАЛТУСОВОЙ. 
 
Основным докладчиком был спелеолог-энтузиаст из Набережных Челнов Алексей ГУНЬКО, географ по образованию. Он системно изучил подземное наследие республики из того, что доступно, и издал на свои деньги обстоятельную книгу «Пещеры и подземелья Татарстана».
Его с интересом выслушали представители различных ведомств из сфер экологии, лесного хозяйства, туризма, культурного и исторического наследия... Были представители Камско-Устьинского гипсового рудника, а также несколько известных геологов. 
Такой состав собрался впервые и впервые на таком уровне обсуждалась «пещерная» тема. Поэтому Гунько назвал мероприятие «историческим». Вот основная суть его доклада.
 

ПЕЩЕРНЫЕ ЛЮДИ
Татарстан среди регионов Поволжья обладает исключительным разнообразием спелеоресурсов. Это памятники и природы, и истории, требующие охраны. Но никто за них не отвечает, никому не нужно такое наследство с обременением. Интересуются ими спелеологи-энтузиасты, да тысячи «том-сойеров».
Последних Алексей назвал «стихийным бедствием». Они портят природные памятники, обдирают натеки, выламывают породы и оставляют «наскальные» надписи. Больше всего, судя по автографам в Юрьевской пещере, этим грешат студенты-геологи. 
Подземелья опасны для людей своими обвалами, но туда хоть залезают по доброй воле. А вот в зияющие шахты глубиной до 10 метров может упасть и мирный грибник. Внизу уже лежит груда костей упавших туда животных. Или Печищенский провал в каменоломню глубиной 18 метров: есть прогнозы, что будут новые провалы, но опасный участок не огорожен.
Уместно привести давний случай , который может повториться. В 1845 году в селе Сюкеево мгновенно – с ужасным шумом и небольшим землетрясением – ушло в бездну небольшое озеро с островком посредине. На его месте зияла страшная пропасть. Две недели крестьяне забрасывали её соломой, навозом, камнями и бревнами… 
А теперь такая беда – повсеместно подземные полости местные хозяйственники заваливают мусором и падшим скотом... 
 
 
ПРОБЛЕМА РОССИЙСКОГО МАСШТАБА
У этих объектов нет никаких специальных статусов, они ни в чьей собственности, а недра и береговые зоны принадлежат федеральному государству. 
- На уровне России эта тема официально не стоит в повестке дня как проблема, это тема гражданских инициатив, - сказал директор Института археологии Айрат СИТДИКОВ. – А ведь эти объекты требуют оценки с разных точек зрения.
- Есть понятие - «горная цивилизация», но нет понимания, кто должен быть центром ответственности, - добавил видный геолог Накип ГАТИЯТУЛЛИН. – Да, это проблема российского масштаба.
По итогам встречи договорились создать межведомственную рабочую группу и обратиться к соответствующим ведомствам с просьбой подготовить предложения по государственному регулированию вопросов использования и сохранения подземного наследия.
- Это только начало, - считает Олеся Балтусова, которая до этого уже провела немалую работу по этой теме. - Природным наследием надо заниматься внимательно, ведь это тоже уходящая натура, хрупкая, подверженная расхищению.
 

АКТАШСКИЙ ПРОВАЛ
Что же собой представляет это наследие? Гунько дает такую картину. 
В Татарстане известны десятки карстовых полостей. И только единственная из них имеет естественный выход на поверхность – Юрьевская на Правобережье Волги, широко известная и за пределами республики. Остальные естественные пещеры вскрыты современными гипсодобытчиками. 
Одна из крупнейших пещер – Коннодольская - не имеет доступа. И таких под высоким обрывом скрывается много, считает Гунько. Может быть возможным их естественное вскрытие в результате роста оврагов и постоянных обрушений берега.
На другом конце республики  широко известен легендарный Акташский провал. 7 августа 1939 года рядом с селом Калейкино Альметьевского района во время полевых работ на вершине небольшого холма внезапно канул в бездну трактор СТЗ вместе с трактористом и плугом. 
Односельчане с ужасом увидели в этом месте дыру, дна которой не было видно. При этом из бездны доносился какой-то рокот. Затем в яме показалась вода.
Специальная комиссия определила глубину «провалища» (так его называют местные жители) в 52 метра. Но трактор с беднягой-водителем бесследно исчезли.
Позже туда спускались водолазы. Но они вынуждены были прекратить работу, обнаружив на глубине 25 метров сильное течение. В воду добавляли специальный краситель, но место выхода потока так и не нашли. Потом в 30 метрах от провала пробурили скважину, которая обнаружила карстовые пустоты. Ученые предполагают, что их образование в результате растворения известняка и вымывания песчаных пород началось миллионы лет назад.
В июле 2011 года дайверы уже нашли дно, но на глубине тех же 25 метров, однако никакого течения не обнаружили. 
К сегодняшнему дню ширина провала с первоначальных 4х5 метра достигла 30 метров. Уровень воды в нем колеблется от 10 до 20 метров от кромки. Это место ограждено.
Советом министров Татарской АССР в 1978 году объект признан памятником природы регионального значения. Это место примечательно и тем, что неподалеку находится «нулевой километр» знаменитого нефтепровода «Дружба». А Калейкино, у околицы которого находится Акташский провал, теперь – железнодорожная станция. Назван же он так по имени села Верхний Акташ, находящегося чуть подалее.
 
 
ИСКУССТВЕННЫЕ ПЕЩЕРЫ
Гораздо больше информации об искусственных пещерах.
В 17-19 веках в Мамадышском и Кукморском районах образовалась одна из крупнейших в Восточной Европе территорий по добыче медной руды с тысячами рудников. Разработка шла преимущественно подземным способом. Есть информация о существовавших тогда более чем 20 меднолитейных заводах. С 20 века на Правобережье Волги масштабно взялись за гипс. Известны каменоломни и битумные выработки 19-20 вв., угольные копи 20 века.
В комплексе с горизонтальными и наклонными штольнями использовались шахты глубиной до 50 метров. Они были законсервированы, но не очень надежно – образуются воронки.
Одной из крупнейших в Европе медных выработок 18–19 вв. является рудник в Мамадышском районе. Он включает отвалы нескольких штолен и более 40 шахт. Общая протяженности подземной системы может достигать десятков километров. 
Вторые по распространенности - подземные каменоломни. Они были вблизи практически всех уездных городов. Возле Казани одним из центров подземной добычи были районы сел Аки, Царицыно, Киндери. Добыча камня здесь продолжалась и в советское время, но документов с чертежами по ним найти пока не удается. А ведь выработки могут представлять угрозу для наземных построек. 
Множество каменоломен было на правобережье Волги. Например, хорошо известен Печищенский провал глубиной 18 метров. Он подвержен расширению, поэтому должен быть огорожен.
В тоже время каменоломни могут быть использованы для посещения туристами, как например, остатки Трехсвятских каменоломен на окраине Елабуги – прекрасный образец дореволюционной кустарной системы разработки. 
Из гипсовых рудников наиболее посещаемый - Богородский в Камско-Устьинском районе. Интересны рудники у села Долгая поляна («Волжский горняк») и, в особенности, Сюкеевский, разрабатывавшийся в 30-40 годы 20 века. Протяженность его штолен - более 30 километров. Примечателен гипсовый рудник и крупной колонией летучих мышей. Его многочисленные входы видны с проходящих по Волге судов и доступны, в основном, только по воде или зимой по льду. 
 
 
«ГОРНАЯ СМОЛА»
И теперь о предшественнике «большой нефти» - битуме (гудрон или «горная смола»). 
Первые известные упоминания о его разработке на территории нынешнего Татарстана относятся к началу 19 века. Тогда же получил развитие самый известный битумный рудник - Шугуровский (нынешний Лениногорский район), который действовал до 1943 года. Здесь из горы посредством штолен добывался битуминозный песок. Главная из четырех горизонтальных выработок имела протяженность 210 метров. К сегодняшнему дню после обвалов сохранились входы двух из них. 
Здесь долгое время действовал Шугуровский нефтебитумный завод, который был первым крупным промышленным предприятием юго-востока республики. Он внес весомый вклад в развитие нефтяной отрасли Татарстана. 
В 2015 году на месте бывшего завода «Татнефть» создала впечатляющий музейный комплекс. Здесь на обширной территории воссозданы плавильня, цеха варки нефти из битума, деревянная нефтяная качалка, татарская изба…. А главное – у одного из входов в рудник реконструирована штольня, артефакты для которой свозили отовсюду. Музей помогает раскрыть и донести до молодежи мощный исторический пласт.
В 1932 году к востоку от Шугуровского месторождения у села Сугушла была начата проходка подъемной и вентиляционной шахт. Но через три года работы бы остановлены, а объекты законсервированы.
Также не вполне успешными были попытки добывать битум на Сюкеевским месторождении (нынешний Камско-Устьинский район). С древних времен в этих местах находили на обрывах черные пахучие потеки. Местные жители использовали этот ресурс как деготь. Установлены залежи битуминозных известняков и доломитов. Добывать их пытались со второй половины 19 века. В 1913 году англичанами была создана компания «Казан Ойл Филд». Её работники копали глубокие колодцы, некоторые доходили до 110 метров, но до нефти добраться не успели - помешали война, революции…
 

«БАКЫР ТАУ»
Итак, может ли в Татарстане появиться обустроенный туристический объект по типу Кунгурских пещер, что в Пермской области? В принципе, такие места в Татарстане есть. Но желание заниматься этим отбивает комплекс административно-правовых сложностей, многие из которых нужно решать на федеральном уровне. Кто возьмет на себя ответственность за безопасность? Если что случится – накажут крайнего (например, экскурсовода), а потом будут искать ответственного. Да и деньги потребуются большие. 
А так, медные рудники, как считает Гунько, имеют большой потенциал для музеефикации в комплексе с наземными объектами - остатками медных заводов и сопутствовавших им плотин. Но они день ото дня активно разрушаются…
Уникальными в масштабах Приуралья считаются Сармановские рудники – они отличаются от прочих арочным сечением. Благодаря этому они хорошо сохранились (остальные выработки имели прямоугольное сечение и деревянную крепь). Разница между уровнями штолен достигает 10 метров
Эти рудники, как считают в Институте археологии, представляют археологический и туристический интерес как с точки зрения истории развития промыслового и промышленного ландшафта протоиндустриальной истории Татарстана и России в целом.
Сармановские рудники на сегодняшний день наиболее изучены. В 2012 году на средства республиканского гранта был оборудован старый вход в рудник, расчищена и благоустроена площадка перед ним. 
Есть планы создания здесь туристического центра «Бакыр тау» (с татарского – «Медная гора»). По инициативе Балтусовой и Гунько Институтом археологии на средства, выделенные распоряжением президента РТ, подготовлена концепция. Предполагается создание научно-просветительского комплекса со стилизованной деревней, музеем горного дела и экскурсионным маршрутом по руднику. Это попытка выработать общие подходы к решению проблемы в целом. 

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: геология, безопасность

 

к следующей новости раздела

25 июня 2019

В РФ летом может «оттаять» цена бензина

к предыдущей новости раздела

17 июня 2019

АЗС Shell в Волгограде не надлежаще заманивала клиентов чашкой кофе

к следующей новости главной ленты

18 июня 2019

Будущий газонефтехимический комплекс «Татнефти» рассчитан на выпуск 32 востребованных рынком продукта

к предыдущей новости главной ленты

17 июня 2019

«Оборотни на трубе» и ответственность Транснефти