Архив новостей

Сентябрь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Ставка на финансовый результат

Новой системе налогообложения нефтяной отрасли подбирают пилотные проекты

(5 мая 2015 10:33 , ИА "Девон" )

 Федеральный закон о налоге на финансовый результат (НФР) должен быть доработан и принят до конца текущего года. Об этом сообщил министр энергетики России Александр Новак. Федеральное правительство в марте этого года приняло принципиальное решение о применении НФР для пилотных проектов в нефтегазовой отрасли.
Пока речь идет о двенадцати месторождениях «Газпром нефти», ЛУКОЙЛа, «Роснефти». Ранее свой вариант законопроекта о НФР внесло на рассмотрение Госдумы Заксобрание Ханты-Мансийского автономного округа (Югры). Представители отрасли и эксперты уверены в необходимости внедрения НФР.

ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО ЛЬГОТ
Идея внедрения новой фискальной модели обсуждается не первый год. Еще при подготовке первых редакций Налогового кодекса РФ в 1996 году предлагалось установить налог на дополнительный доход от добычи углеводородов с прогрессивной налоговой ставкой 0–60% в зависимости от значения Р-фактора (отношение накопленных доходов к затратам). В качестве объекта налогообложения предлагалось рассматривать чистый денежный доход от добычи углеводородов (доходы за минусом капитальных и эксплуатационных затрат по проекту).
С тех пор идея перехода от налогообложения выручки к налогообложению результата выносилась на обсуждение неоднократно, однако до сих пор основой фискальной модели в отрасли остаются налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. В последние годы переход (даже частичный) на НФР торпедируется Министерством финансов, которое опасается сокращения бюджетных доходов. В то же время Кабинет министров вынужден постоянно предоставлять льготы по отдельным регионам добычи и проектам, чтобы стимулировать их освоение, поскольку действующее налоговое законодательство оказывает скорее обратное воздействие.
По оценкам Минэнерго, добыча на действующих месторождениях при текущей налоговой системе будет снижаться с 470 млн тонн в 2014 году до 348 млн тонн к 2035 году. Увеличить запасы, получить прирост добычи, привлечь дополнительные инвестиции и увеличить доходы бюджета может стимулирование коэффициента извлечения нефти (КИН).
«Сегодня средний КИН в России — около 27% при целевом показателе 35%»,— заявил заместитель министра энергетики России Кирилл Молодцов на прошедших в марте парламентских слушаниях по законопроекту о НФР. По его словам, действующая налоговая система создает эффект лоскутного одеяла: по различным критериям льготируется около 400 месторождений.
Несмотря на сопротивление Минфина, движение в сторону экономически обоснованной налоговой схемы для нефтяников не прекращалось. Важный шаг в этом направлении был сделан в конце прошлого года: Заксобрание Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, одного из ключевых нефтедобывающих регионов России, рассмотрело, одобрило, а затем и внесло в Госдуму законопроект о введении НФР на ряде пилотных проектов. Законопроект предполагает облагать налогом не объем добытых из недр полезных ископаемых, а финансовый результат, полученный от их реализации, при этом организации, перешедшие на работу в таком режиме, будут освобождены от уплаты НДПИ в отношении углеводородного сырья, добытого на месторождениях, выбранных в качестве пилотных проектов. Вместо НДПИ планируется установить фиксированную налоговую ставку НФР в размере 60% (дополнительно к уже действующей 20%-ной ставке налога на прибыль).
«При действующей системе налогообложения себестоимость добычи нефти
будет расти вместе с увеличением доли трудноизвлекаемых запасов,— полагает губернатор ХМАО Наталья Комарова.
— В существующих условиях к 2030 году она может вырасти на 50–90%, а объем нефтедобычи в ХМАО снизиться с 250 до 196 млн тонн в год вместе с налоговыми поступлениями (с 3,2 до 2,5 трлн рублей). Принятие законопроекта о НФР простимулирует недропользователей к увеличению объемов добычи».
ПОДДЕРЖАТЬ, НО ДОРАБОТАТЬ
Законопроект югорских депутатов поддержали в Минэнерго. На основе добровольных заявок нефтяных компаний ведомство сформировало перечень пилотных проектов. В итоговый список, не закрепленный, правда, нормативно, включены 12 участков недр крупнейших ВИНК, расположенных в разных регионах и обладающих различными геологическими характеристиками и степенью выработанности запасов.
«Мы получили заявки на 35 проектов для участия в тестировании. Критерии отбора — наличие актуализированной финансово-экономической модели, прогнозируемый прирост добычи нефти в первые годы и неуменьшение налоговых поступлений в целом при разработке месторождения в режиме НФР. Им соответствуют 12 проектов ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром нефть». Прирост добычи по этим проектам за период с 2016 по 2031 год превысит 90 млн тонн нефти, прирост налоговых поступлений составит около 900 млрд рублей»,— сообщил Кирилл Молодцов.
В качестве безусловного требования для выбора участка недр в качестве пилота рассматривалось превалирование (не менее 70%) запасов нефти от суммарных запасов углеводородов месторождения, поставленных на государственный баланс. Предполагается, что переход на НФР будет осуществляться на добровольной основе.
По итогам прошедшего в марте заседания федерального правительства, на котором рассматривался вопрос введения налога на финансовый результат, министр энергетики Александр Новак заявил, что премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал предложение правительства Югры и Минэнерго РФ. «Правительство РФ решило подготовить законопроект, в котором отражена необходимость введения НФР для 12 пилотных проектов на 12 месторождениях трех нефтегазовых компаний»,— подтвердил он.
Однако, по словам министра, законопроект ХМАО будет дорабатываться. Позже Александр Новак отмечал, что принятие закона об НФР до конца текущего года — одна из ключевых задач его ведомства на текущий период.
«Введение НФР позволит сделать налоговую систему более гибкой и адаптивной и обеспечить стратегическую устойчивость отрасли. НФР учитывает и динамику мировой конъюнктуры, и экономику разработки месторождений, позволяет стимулировать добычу на ранее неразрабатываемых залежах действующих проектов и на новых месторождениях», — объяснил это стремление ведомства Кирилл Молодцов.
ВНЕДРЯТЬ, БЕЗ ВОПРОСОВ
Представители отрасли и эксперты практически единодушно поддерживают внедрение НФР. «Нужно выровнять экономические условия добычи в Западной Сибири и Поволжье и дать компаниям льготы или преференции по применению третичных методов. Оптимальная альтернатива — переход на НДД или к НФР»,
— заявлял председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков,
выступая на совещании «Трудноизвлекаемые запасы Западной Сибири — новые экономические горизонты России» осенью прошлого года в Ханты-Мансийске. Глава «Лукойла» Вагит Алекперов говорит, что компания не будет развивать производство, если не будет введен налог на финансовый результат. «Мы просто новых (проектов) создавать не будем»,— сказал он журналистам.
«Мы не сторонники частой смены налогового законодательства... Но сейчас надо эффективно внедрить налог на финансовый результат»,—
говорит он.
«НФР нужен как можно быстрее. Курсовая девальвация нас не спасет»,
— отметил на парламентских слушаниях по законопроекту советник генерального директора «Газпром нефти» Павел Карчевский. «Газпром нефть» активно поддерживает идею введения новой системы налогообложения нефтяной отрасли и в качестве пилотных проектов для обкатки модели НФР предлагает Вынгаяхинскую группу месторождений (Вынгаяхинское, Еты-Пуровское и Валынтойское месторождения) в Ямало-Ненецком автономном округе. По прогнозам специалистов компании, в условиях действующей налоговой системы эти месторождения ждет стагнация добычи нефти, что
не позволит извлечь более 30% от оставшихся извлекаемых запасов активов. Разработка остальных запасов, которые «Газпром нефть» относит к трудноизвлекаемым (низкие фильтрационно-емкостные свойства, высокая обводненность и т.п.), является нерентабельной. Только переход к налогообложению прибыли для Вынгаяхинской группы мог бы улучшить экономику проектов разработки ТРИЗов и сделать рентабельной реализацию большего числа проектов бурения и геологотехнических мероприятий.
По предварительным оценкам, перевод Вынгаяхинской группы месторождений на НФР позволил бы получить более 20 млн тонн дополнительной добычи за следующие 20 лет. Это даст около 200 млрд рублей дополнительных налоговых поступлений государству в условии текущих цен на нефть и обменного курса рубля.
Аналитики также отмечают преимущества модели НФР. Партнер в России одной из аудиторских компаний большой четверки — KPMG — Михаил Орлов отметил, что применение этой схемы налогообложения в качестве универсального отраслевого налога в Великобритании и Норвегии дало хороший результат. В обеих странах после отмены роялти (аналог российского НДПИ) налоговые поступления в бюджет выросли за счет налогообложения прибыли нефтедобывающих компаний.
«Основное преимущество НФР — это стимулирование эффективности нефтедобычи, так как текущий налоговый режим по умолчанию изымает свыше 80% от цены нефти и оптимизация операционных затрат в таком случае не имеет особого смысла, — в свою очередь отметил начальник управления инвестиций УК «Райффайзен Капитал» Владимир Веденеев.
— С другой стороны, НФР должен способствовать росту привлекательности разработки истощенных месторождений, которые изначально менее доходны».
Василий Танурков, заместитель начальника управления анализа рынка акций ИК «Велес Капитал», полагает, что позитивным моментом является то, что при внедрении НФР исчезает необходимость введения льготных ставок налогообложения в зависимости от сложности месторождений, а значит, исчезает препятствие для разработки активов, работа с которыми при текущей системе налогообложения требует получения льгот. «В перспективе это должно способствовать росту нефтедобычи»,— резюмировал он.
Однако, как уже отмечалось, законопроект о НФР пока направлен на доработку, и на момент подготовки материала его финальная версия не была утверждена правительством. Минфин по-прежнему против, поэтому остается надеяться, что документ не затеряется в кабинетах чиновников, а будет принят до конца года, как и обещал Александр Новак.

«Сибирская нефть» (журнал «Газпром нефти). Евгений Третьяков, Екатерина Епрынцева, Антон Подвинцев

 

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: НФР, трудная нефть, Налог

 

к следующей новости раздела

5 мая 2015

Лицензии на право пользования недрами упрощены

к предыдущей новости раздела

21 апреля 2015

Наиль Маганов: Разве мы добываем сернистую нефть по собственному желанию?

к следующей новости главной ленты

5 мая 2015

Лицензии на право пользования недрами упрощены

к предыдущей новости главной ленты

5 мая 2015

«Волгограднефтемаш» отгрузил колонну для ТАНЕКО