Архив новостей

Декабрь2025

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Создатели ТАНЕКО стали первопроходцами нефтепереработки РФ 21 века

От политического решения до забивки первой сваи пришлось пройти сложный путь по проектированию, выбору партнеров, согласований с ведомствами…

(19 июня 2025 09:52 , ИА "Девон" )
Анвар МАЛИКОВ.

Информагентство «Девон» продолжает публиковать страницы истории нефтеперерабатывающего комплекса «ТАНЕКО» в Нижнекамске (см. главы «Как зарождалась нефтепереработка Татарстана», «К проекту НПЗ приступили с чистого листа»).

ПРЕДУСМОТРЕЛИ ВСЁ.

Итак, речь шла о создании «с чистого листа» первого в России и СНГ высокотехнологичного комплекса мирового уровня, рассчитанного на ежегодную переработку 7 миллионов тонн нефти в широкую гамму продуктов. Его конфигурация предусмотрела внутри комплекса практически все технологические потоки. 
Предельно высокая глубина переработки минимизирует выход котельного топлива, позволяет производить нефтепродукты (около 20 видов) европейского качества и импортозамещающее сырье для нефтехимической промышленности России. 
Анализ рынка, выполненный ОАО «НИИТЭХИМ» и компании Nexant, прогнозировал стабильный спрос на всю продукцию. 

Уже на стадии проектирования предусмотрительно была заложена возможность выпуска экологичного моторного топлива класса ЕВРО-5, которое в России еще не выпускалось. В стране тогда не был обязателен даже бензин ЕВРО-2, но Европа уже перешла на ЕВРО-4. 

В тот момент Минпромэнерго РФ внесло на согласование в Правительство проект технического регламента «О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам». Документ предусматривал новые стандарты, обеспечивающие защиту топливной системы и двигателя от загрязнения и износа, увеличение ресурса их работы. Предполагалось, что стандарт ЕВРО-5 будет обязательным лишь через 9 лет - с 2014 года.

Одним из приоритетов проекта была сразу названа экологическая безопасность. Она достигалась за счет новейших природоохранных технологий, предусматривающих безотходность с исключением загрязнения атмосферы, земли и воды. За основу взяли максимально жесткие требования по количеству вредных выбросов в атмосферу, как самими производствами, так и от произведенного здесь топлива. Для соблюдения норм экологической безопасности было начато ведение постоянного мониторинга окружающей среды. 

ДО ПЕРВОЙ СВАИ.

29 июня 2005 г. состоялось первое выездное совещание с участием премьер-министра Рустама Минниханова в Нижнекамске, на котором определили площадку строительства. При участии министра строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана Марата ХУСНУЛЛИНА (ныне вице-премьер РФ), главы Нижнекамского муниципального района Ильсура МЕТШИНА, гендиректора «Татнефти» Шафагата ТАХАУТДИНОВА, гендиректора ОАО «УК Камаглавстрой» В.И. Самилова и Хамзы БАГМАНОВА остановили выбор на участке в 200 га земли, в непосредственной близости с нынешним ТАИФ-НК, на южной дороге промышленной зоны.

Подготовительные работы на площадке были завершены к началу 2006 года. Приступили к тендерам на технологии и генеральный подряд, разработке документации. К числу первых относились объекты общезаводского хозяйства (ОЗХ) и установка первичной переработки нефти. Одновременно в Нижнекамске приступили к строительству целого квартала общей жилой площадью 35 тысяч квадратных метров жилья для строителей и будущего персонала НПЗ. 

Но до забивки первой сваи предстояли многочисленные организационные хлопоты за пределами стройплощадки.

ПОЛУЧИЛИ ФЕДЕРАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ.

Не все вопросы решались Татарстаном и «Татнефтью». Например, для нового НПЗ требовалось строительство многокилометровых коммуникаций за пределами его площадки - внешней инфраструктуры. Особенно важными были вопросы о новом нефтепроводе, увеличении пропускной способности продуктопроводов и железнодорожных путях с двумя станциями. 

Эти моменты были вне рамок компетенции участников проекта. Поэтому сразу же началось обсуждение принципиальных вопросов развития внешней инфраструктуры будущего Комплекса с компаниями-монополистами - РЖД, «Транснефтью», «Транснефтепродуктом», а также «Газпромом». 

Для решения этих вопросов министр экономического развития и торговли России Герман Оскарович ГРЕФ провел 13 февраля 2006 года специальное совещание.
- Нижнекамский проект соответствует целям стратегического развития России, имеет общегосударственное значение и претендует стать ядром кластерного межрегионального развития нефтехимических комплексов Татарстана, Башкортостана и других регионов России, - сказал он.

Такое заявление многоопытный экономист мог сделать только на основании подробного анализа социально-экономического положения республики. Он дал поручение соответствующим службам министерства по разработке мер государственной поддержки проекта, определил куратором своего заместителя Кирилла АНДРОСОВА. 

Уже через неделю тот был в Татарстане и заявил:
- Проекту будет оказана поддержка через строительство инфраструктуры за счет средств Инвестиционного фонда РФ. Мы всерьез рассматриваем вопрос о полной отмене импортных пошлин на оборудование, которое будет приобретаться и монтироваться для данного проекта. Есть ряд препятствий, связанных со строительными нормами и правилами, с техническими регламентами, но на уровне Минэкономразвития России проект может рассчитывать на полную поддержку. 

ВПИСАЛИСЬ В НОРМЫ.

Дело в том, что в ходе проектирования выяснились противоречия с действовавшими тогда нормами и правилами, не обновлявшихся со времен СССР. Например, Комплекс не вписывался в имеющиеся площади. 
Установили взаимодействие с федеральными надзорными органами. Всё же нашлось уникальное для отрасли решение. 

Надо сказать, по инициативе Татарстана и «Татнефти» многое из этой документации было впоследствии пересмотрено с учетом новых реалий научно-технического прогресса. Это сослужило и служит на пользу всем новым проектам в России.

В ноябре 2006 г. в Нижнекамске была проведена научно-практическая конференция участием Минэнерго РФ, МЧС РФ, Ростехнадзора, ведущих проектных НИИ, производителей оборудования. Было подписано «Соглашение о взаимодействии в сфере развития нефтеперерабатывающих и нефтехимического комплексов Республики Татарстан». Главным в нем было решение о разработке специальных технических условий, которые позволили спроектировать компактный генеральный план Комплекса. 

В итоге он вписался в 400 га, плотность застройки составила беспрецедентные для отрасли 61%, тогда как в среднем по России этот показатель составлял 50-52%.

Поскольку изначально концепцией предусматривались одновременное строительство и поэтапный ввод всего комплекса, разработка полной проектной документации и ее экспертиза заняла два года. 

Для ускорения работ была получена существенная поддержка со стороны Ростехнадзора. 8 июня 2006 года Ростехнадзор и Кабинет министров Татарстана заключили соглашение о взаимодействии при проектировании и строительстве Комплекса. 

Руководитель ведомства Константин ПУЛИКОВСКИЙ заявил:
- Ростехнадзор будет с самого начала строительства сопровождать создание Комплекса на предмет соответствия природоохранному законодательству. Будущий комплекс является важным государственным объектом, и мы готовы создать все необходимые условия для успешной работы заводов. Поэтому проектная работа и экологическая экспертиза для ускорения последней будут вестись параллельно. 

В результате необходимые экспертизы, занимающие длительное время, проводились по мере появления отдельных объектов, а не по окончании всего строительства, как это обычно делалось.

ДЕНЬГИ НА ВНЕШНЮЮ ИНФРАСТРУКТУРУ.

Инвестиционный фонд РФ был создан годом ранее для господдержки проектов общегосударственного значения, осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства. Заявка «Татнефти» стала одной из первых и самых крупных, победивших в результате жесткого конкурсного отбора. 14 июня 2006 года Инвесткомиссия при Минэкономразвития, а 26 июля Правительственная комиссия по рассмотрению проектов, претендующих на софинансирование из Инвестфонда РФ, одобрили заявку «Татнефти». 

Речь шла о выделении на строительство внешней инфраструктуры Комплекса 16,5 миллиардов рублей (первоначально запрашивалось 34 миллиарда). В том числе 4 миллиарда направлялись на строительство железных дорог протяженностью 28,5 километров, грузовой и сортировочной станций, 7,2 миллиарда – на строительство нефтепровода (117,3 километров), 5,2 миллиарда – на реконструкцию продуктопровода (128 километров) и строительство нового участка в 32.8 километров с возможностью дополнительной прокачки на экспорт 2.5 миллиона тонн дизтоплива в год.

Самой значительной из этих работ было строительство дополнительной ветки нефтепровода «Калейкино – Нижнекамск» годовой мощностью 7 миллионов тонн нефти и размещение на нефтеперекачивающей станции «Калейкино» (Альметьевский район Татарстана) дополнительных емкостей для оперативного запаса сырья. 

Но до выделения денег было еще далеко. Поэтому в феврале 2007 года «Татнефть, не дожидаясь получения средств из Инвестфонда (инвестсоглашение с Минэкономразвития было подписано 2 августа 2007 года) выделила 600 миллионов рублей на соответствующие проектные работы. Компания самостоятельно взялась финансировать первоначальные расходы, которые затем были компенсированы Инвестфондом. 

«Газпром» же решил проблему обеспечения газом будущего Комплекса за счет собственных средств. К лету были реконструированы 200 километров ветки газопровода «Миннибаево – Ижевск». Благодаря этому давление в трубе увеличилось с 35 до 55 атмосфер, за счет чего появилась возможность дополнительной прокачки в этом направлении миллиарда кубометров газа в год. Таким образом, отпала необходимость в строительстве дополнительной ветки с дюкером через реку Каму, что обошлось бы в 7 миллиардов рублей.

ОПЕРАТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ.

Весна 2006 года прошла больше в организационных и подготовительных заботах. Для возведения Комплекса требовалось восемь тысяч строителей. Но строительные организации Татарстана могли обеспечить лишь чуть более двух тысяч квалифицированных работников. 

Кроме того, для работы на будущем производстве нужны были еще три тысячи человек. Для подготовки необходимых кадров Минобразования и Минстрой Татарстана по инициативе Рустама МИННИХАНОВА разработали специальную программу. Она основывалась на существовавшем потенциале учебных заведений республики с учетом необходимости их материально-технического обновления. В первую очередь, речь шла об учебных заведениях Нижнекамска, Казани, Набережных Челнов, Альметьевска. 

В апреле «Татнефть» утвердила график финансирования строительства, согласно которому в 2006 году направлялось 6,4 миллиона рублей против 240 миллионов в 2005-м. Общая площадь строительства, минимизированная за счет блочного принципа компоновки, составила 396 гектаров. В апреле уже велись строительно-монтажные работы (СМР) по вертикальной планировке территории, строительству временной автодороги и временных внеплощадочных сетей высоковольтной линии. 

Появился новый орган - Управляющий комитет при Совете директоров Нижнекамского НПЗ. Его возглавил первый заместитель генерального директора «Татнефти» - начальник управления реализации нефти и нефтепродуктов (УРНиН) Наиль МАГАНОВ, который взялся за это дело с присущими ему энергией и энтузиазмом. 

При Управляющем комитете создали техническую группу, руководителем которой назначили начальника отдела по переработке углеводородного сырья УРНиН Рудольфа РЕМПЕЛЯ. Создали Комитет по финансам при Совете директоров ННПЗ, который возглавил начальник управления финансов «Татнефти» Евгений ТИХТУРОВ. 

Первое годовое собрание акционеров ЗАО «ННПЗ» прошло 23 июня 2006 года под председательством Шафагата ТАХАУТДИНОВА. В новый состав совета директоров вошли 7 человек: генеральный директор объединенной лизинговой компании «Центр-Капитал» (Москва) Игорь АВАНЕСЯН, генеральный директор ЗАО «ННПЗ» Хамза БАГМАНОВ, первый заместитель генерального директора ОАО «Татнефть» Наиль МАГАНОВ, председатель Правления Банка Зенит Алексей СОКОЛОВ, генеральный директор ОАО «Связьинвестнефтехим» Валерий СОРОКИН, генеральный директор ОАО «Татнефть» Шафагат ТАХАУТДИНОВ, начальник Управления финансов ОАО «Татнефть» Евгений ТИХТУРОВ.

Было решено на строительство Комплекса не привлекать иностранные фирмы, а опираться на три строительных гиганта - ОАО «Татстрой» (Казань), ООО «Управляющая компания «Камаглавстрой» (Нижнекамск) и ОАО «Камгэсэнергострой» (Набережные Челны). 

Предпроектная документация обоснования инвестиций в строительство Комплекса, выполненная «ВНИПИнефтью», была утверждена 2 августа Советом директоров ННПЗ. Было также дано добро на заключение соглашений с лицензиарами технологических установок.


ИА «Девон» в 2015 году: СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ТАНЕКО. Интервью директора по технологической поддержке и качеству ТАНЕКО Илшата САЛАХОВА (ныне гендиректор).

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: ТАНЕКО, Татнефть НПЗ, история, Нижнекамск, Рустам Минниханов

 

к следующей новости раздела

23 июня 2025

Башнефти предписано очистить залитый нефтью гипсовый карьер

к предыдущей новости раздела

11 июня 2025

Юристы прокомментировали спор Росприроднадзора и Башнефти

к следующей новости главной ленты

19 июня 2025

В РФ моторное биотопливо будут делать и из жировых отходов

к предыдущей новости главной ленты

18 июня 2025

В Тольятти создадут образовательный кластер для нефтехимии