Архив новостей

Ноябрь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Сможет ли власть обойтись без либерализации топливного рынка


(7 июля 2020 14:20 , ИА "Девон" ) Правительство отказалось поддержать предложения представителей топливной розницы и отпустить цены на заправках. Также не нашла понимания инициатива приостановить применение демпфера, из-за которого нефтепереработка в мае-июне была убыточной. Если дисбаланс между спросом и предложением на рынке топлива не удастся ликвидировать в ближайшее время, цены на АЗС с большой вероятностью превысят предел роста, установленный правительством в пределах инфляции.
Подробнее об этом - в материале Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК ), подготовленном специально для ИА Девон.

ДЕМПФЕР КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИЗЪЯТИЯ РЕНТЫ

Минэнерго дало ответ на предложения Независимого топливного союза. В письме, датированном 30 июня, излагается консолидированная позиция всех профильных ведомств, сообщила в понедельник газета «Ведомости». В частности, нецелесообразной признана инициатива приостановить до конца года действия демпфера. Он позволяет правительству косвенно влиять на цены горючего на АЗС: нефтяники платят в бюджет часть прибыли, если оптовые цены на бензин и дизель в стране превышают среднюю экспортную цену. В обратной ситуации им доплачивают разницу из бюджета, чтобы избежать резкого наращивания экспорта.

По мнению Минэнерго, этот инструмент позволяет стабилизировать цены для конечных потребителей. Также, хотя это и не афишируется, демпфер служит дополнительным инструментом изъятия ренты у нефтяных компаний в период низких цен. Как заявил «Ведомостям» представитель Минфина, этот механизм позволяет финансировать обязательства бюджета, в том числе и социальные.

Что касается предложения либерализовать рынок топлива, то формально государство и так не регулирует цены на заправках, утверждают ведомства. При этом существование неформального распоряжения удержать рост цен в пределах инфляции открыто признается в разговорах с представителями топливного рынка и не вызывает удивления.

ДИСПАРИТЕТ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

На сегодняшний день на российском рынке топлива сохраняется диспаритет спроса и предложения, рассказал ИРТТЭК президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Нефтяникам невыгодно наращивать выпуск топлива – из-за отрицательного демпфера в июне они теряли 700 руб./т (в мае – 3600 руб./т). По расчетам Минэнерго, в июле маржа переработки снова станет положительной и достигнет 1500 руб./т, но гарантировать сейчас это невозможно. В любом случае это гораздо меньше, чем в I квартале 2020 года, когда прибыль составляла до 10 тыс. руб./т.

В таких условиях переработчики не торопятся наращивать объемы производства топлива. В июне поставки нефти на российские НПЗ, по данным Argus, снизилась на 0,3% и приблизились к десятилетним минимумам. Непонятно, на чем в этом случае основан оптимизм начальника управления регулирования ТЭК и химической промышленности ФАС Армена Ханяна, который сообщил через Telegram ведомства: «По нашим прогнозам, скоро предложение бензинов на бирже получит нужный импульс и окончательно догонит спрос. В настоящее время нет причин для сильного беспокойства».

АНОМАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Неудачей закончилась и предпринятая на прошлой неделе попытка интервенции на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже. В пятницу там было продано 13,1 тыс. т бензина марки Аи-95, который дорожал особенно быстро. Для сравнения, накануне объем продаж составил 8,3 тыс. т. Несмотря на без малого 5 тыс. т дополнительного предложения, цена снова выросла на 1,1% и побила четвертый за неделю рекорд за все время наблюдения.

Мы уже писали, что сейчас на рынке наблюдается аномальное поведение ряда производителей бензина второго эшелона. Вместо того, чтобы предлагать свою продукцию, они скупают большие партии топлива. Сочетание всех этих факторов дало повод говорить о согласованной игре на повышение: утверждение, что переработчики целенаправленно вздувают цены, чтобы компенсировать потери от демпфера, появилось в некоторых Telegram-каналах. Не исключает такой версии и Евгений Аркуша из РТС.

Антимонопольная служба пока не видит поводов для вмешательства. Однако, если события будут и дальше развиваться в этом направлении, государству придется либо принимать меры, либо разрешить рост цен на АЗС выше инфляции. Сейчас заправщики, не входящие в крупные ВИНК, вынуждены работать в убыток, утверждает Евгений Аркуша. По мнению директора Института стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, полная либерализация все же вряд ли возможна. Более вероятно некоторое смягчение требований по формуле «инфляция плюс, например, 2%», предполагает эксперт.
Маловероятно, что на пересмотр условий власти пойдут прямо сейчас. Однако в течение года некоторая либерализация весьма вероятна, полагает Игорь Николаев.


Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: цена бензина, Минэнерго, Биржи, ФАС, Налог

 

к следующей новости раздела

8 июля 2020

Названы виновные в трагедии на Нижегородском НПЗ в 2017 году

к предыдущей новости раздела

7 июля 2020

Как правительство РФ собирается удержать цены на АЗС

к следующей новости главной ленты

8 июля 2020

«ТатНИПИнефть» модернизировала технологию восстановления герметичности эксплуатационных колонн

к предыдущей новости главной ленты

7 июля 2020

Как правительство РФ собирается удержать цены на АЗС