Российским нефтяникам не хватает вагонов-цистерн
Они просят власти обратить внимание на вагоностроителей и продлить срок службы составов.
(
22 марта 2024 17:05 , ИА "Девон" )
Руководители нефтегазовых компаний просят правительство РФ решить усугубляющиеся проблемы с вагонами-цистернами. В них перевозят нефтепродукты и сжиженные углеводородные газы (СУГ).
Главы ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти", "Татнефти" и НОВАТЭКа направили письмо вице-премьеру Александру НОВАКУ, сообщает
Интерфакс. Они просят проработать меры, чтобы обеспечить бесперебойные перевозки топлива по железной дороге.
Ежегодно по железным дорогам России перевозится порядка 220 млн тонн нефтеналивных грузов. Для этого используется около 180 тысяч цистерн. С 2022 года в стране не хватает вагонов-цистерн. За последние 10 лет было списано 65 тысяч старых цистерн, тогда как новых закуплено только 16 тысяч.
После введения антироссийских санкций и перенаправления потоков на восток вырос срок оборота вагонов. По данным РЖД, показатель увеличился на 13% в 2023 году в сравнении с 2021 годом.
В итоге участились перебои с отгрузками нефтепродуктов и СУГ. Это приводит к недопоставкам топлива и ограничению переработки. Создаются риски дестабилизации топливного рынка России, отмечают нефтяные компании.
При этом в 2025-2027 годах ожидается пиковое выбытие вагонов-цистерн по истечению нормативных сроков службы (32 года). Это более 25 тысяч единиц, или до 15% от общего парка цистерн России.
Нефтяники опасаются, что выбытие не будет компенсировано новым парком. При этом приказом Минтранса запрещены перевозки в вагонах, которые после 1 января 2016 года ремонтировали для продления срока службы.
Нефтяники также отмечают рост тарифов независимых операторов по предоставлению вагонов. С января 2023 года по январь этого года они среднем выросли на 40%. С 2021 года тарифы подорожали более чем два раза. Таким образом, в условиях сдерживания цен на топливо происходит перекрестное субсидирование нефтекомпаниями продукции других отраслей.
Компании предлагают внести изменения в Правила технической эксплуатации железных дорог. Так, до 2028 года можно было бы снять запрет на продление срока службы вагонов-цистерн на 3-5 лет без их модернизации. При условии, если они технически исправны.
Кроме того, предлагается пересмотреть производственные планы российских вагоностроительных заводов. Могут быть скорректировано производство нефтебензиновых и газовых цистерн на 2024-2028 годы. Также нефтяники хотят, чтобы власти сдержали рост стоимости строительства цистерн.
Александр Новак поручил до 3 апреля Минпромторгу, Минтрансу и Минэнерго рассмотреть вопрос дефицита цистерн.
В РЖД заявили, что принимают все меры по вывозу всех предъявляемых к перевозке нефтяных грузов. Имеющегося парка цистерн более чем достаточно для организации как внутрироссийских, так и экспортных перевозок.
В феврале 2024 года на путях необщего пользования без операций ежесуточно простаивало почти 18 тысяч нефтебензиновых цистерн. Надежность доставки бензина для потребителей в РФ сохраняется на стабильно высоком уровне. В этом году указанный показатель достиг 96,5, напомнили в «Российских железных дорогах».
Вместе с тем РЖД обращает внимание на длительный простой цистерн в очереди к сливу на нефтебазах. В основном это происходит на юге страны. А в связи с задержками танкеров также есть случаи несвоевременной выгрузки нефтепродуктов операторами морских терминалов на Дальнем Востоке. Это приводит к использованию нефтяными компаниями вагонов как складов.
Минэнерго совместно с нефтекомпаниями и РЖД разрабатывает ежемесячные графики транспортировки нефтепродуктов. Их выполнение будет отслеживаться правительством.
"Приоритетный вывоз с НПЗ и доставка нефтепродуктов до потребителей позволит увеличить производство и дополнительно насытить топливом региональные нефтебазы в период сезонного роста спроса», - отметили в Минэнерго.
Это благоприятно отразится на ценовой ситуации на рынке моторного топлива и грузоперевозках, отмечают в министерстве. К решению транспортных проблем могут привлечь властей субъектов РФ. Повышение эффективности вывоза нефтепродуктов не должно ухудшить ситуацию с другими грузами, говорится в заявлении Минэнерго.
Заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Юрий СТАНКЕВИЧ отмечает, что продление сроков эксплуатации будет иметь краткосрочный терапевтический эффект. Но уже в ближайшей перспективе (до 3 лет) необходимо серьезно обновлять подвижной парк.
В отрасли наблюдается также дефицит локомотивов. Есть и дисбаланс между развитием инфраструктуры РЖД и изменением количества подвижного состава, принадлежащего разным лицам. РЖД не участвует в формировании и реализации программ операторов грузоперевозок. Эти проблемы затрагивают и другие отрасли экономики.
Комментарий Информагентства «Девон»:
Задержки в движении поездов в нынешнее неспокойное время могут возникать по разным причинам. К примеру, из-за поломки санкционного оборудования, сбоев в ИТ-системах и т.д.
Кроме того, перенаправление грузопотоков привело к снижению эффективности управления вагонопотоками РЖД и увеличению простоев парка при погрузке и выгрузке. Всё больше вагонов стоит на станциях погрузки и выгрузки, а также находится в брошенных поездах или движении по сети.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: РЖД, Транспорт, Кризис