Архив новостей

Август2022

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Почему автовладельцы не спешат переходить на газомотор

(4 мая 2022 07:04 , ИА "Девон" )
Правительство Татарстана приняло новую редакцию региональной госпрограммы строительства автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. Срок ее действия продлили на год — до 2024 года, пишет «Коммерсант».

В республике намерены довести количество построенных АГНКС до 40, криоАЗС — до 12 (сейчас две). Планируется также увеличить число АЗС с блоками для заправки метаном с 4 до 10. В Татарстане работает 905 АЗС.

При этом стоимость программы возросла с 3,4 млрд до 4,8 млрд руб. Из них 2,52 млрд руб. планируется потратить в 2022-2024 годах. Из этой суммы 1,76 млрд руб. должны быть из внебюджетных источников, остальное — из бюджетов РФ и Татарстана.

На начало 2022 года в регионе насчитывалось 11,3 тыс. транспортных средств, работающих на метане. Потребление метана в качестве моторного топлива в 2021 году составило 67,4 млн кубометров. В 2020 году было 54,4 млн.

Из 37 действующих в Татарстане АГНКС 25 принадлежит ООО «Газпром газомоторное топливо», три — ООО «Атлант». Две многотопливные АЗС с блоком заправки компримированым природным газом (КПГ) есть у «Татнефть АЗС – Центр», две — у «РариТЭК Технологии». Еще по одной заправке есть у компаний «Газпром Трансгаз Казань», «Каматранснефть», «Меркурий», «Челны Хлеб» и «Мензелинск-Сервис».

Развитием рынка газомоторного топлива в Татарстане занимаются с 2013 года. Тогда по соглашению Газпрома и Кабинета министров РТ в республике был запущен пилотный проект в этой сфере. Тогда ООО «Газпром газомоторное топливо» заявило о намерении вложить 1 млрд руб. в 2013–2014 годах в создание сети из 10 заправок на метане.

В 2019 году стартовала текущая программа строительства АГНКС, которая предполагала ввод к 2021 году 30 газовых заправок. Однако в пандемийный 2020 год программу урезали. Из-за недостатка финансирования из запланированных шести АГНКС тогда удалось открыть только четыре.

В связи с этим программу продлили до 2023 года без изменения объемов финансирования и ожидаемых конечных результатов. В 2021 году в регионе компенсировали срыв программы 2020 года, открыв десять АГНКС вместо семи (об этом ИА «Девон» писал здесь). Теперь по семь станций планируется вводить ежегодно.

В документе говорится, что стоимость строительства одной АГНКС мощностью 5,9 млн кубометрах в ценах 2018 года оценивается в 120 млн руб. Инвестиции в строительство десяти станций в 2021 году составили 2 млрд руб. При этом в текущем году в регионе снижен с 40 млн до 36 млн руб. объем государственного софинансирования строительства и ввода газозаправок.

В 2022 году на метан планируется перевести не менее 1,5 тыс. машин. В прошлом году их количество превысило 1,6 тыс. Государство субсидирует переоборудование автомобилей на газ. По данным Минпромторга Татарстана, в этом году на эти цели планируется выделить 134,2 млн руб.

Как считает гендиректор компании «Классические инвестиции» Юрий ФЕДЯЕВ, транспортные средства на моторном топливе занимают крайне малую долю рынка. Главная причина низкого спроса на газ в том, что разница в цене на газомоторное топливо и традиционные виды топлива незначительна, чтобы водители переводили авто на газ.

«Такой «тюнинг» не является бесплатным и к тому же предполагает потерю гарантии, риски преждевременной поломки и снижение стоимости авто на вторичном рынке из-за существенных вмешательств в его конструкцию», — отмечает эксперт. Федяев считает, что разница существенна для собственников коммерческого автотранспорта. Однако спрос с их стороны недостаточен для того, чтобы стимулировать рост предложения со стороны производителей.

По его мнению, главными бенефициарами внедрения газомоторного топлива являются транспортные компании. Однако им более интересен переход на электробусы, которые производит в том числе и КамАЗ. «Это неконкурентный рынок. На нем всего один крупный федеральный игрок — это „Газпром газомоторное топливо“», — утверждает эксперт. По его прогнозу, количество транспортных средств на электротяге может превзойти количество транспорта на газомоторном топливе в 20-25 раз.

В ходе недавнего Татарстанского энергетического форума заместитель министра промышленности и торговли региона Тимур САМАТОВ сообщил, что в текущем году в республике будут введены 10 компрессорных станций. Их число увеличится до 47. К концу августа – началу сентября ООО «Востэк» и «Газпром СПГ технологии» откроют в Татарстане производства сжиженного природного газа мощностью 1,5 тыс. тонн каждый.

Помощник премьер-министра Татарстана по вопросам нефтегазохимического комплекса Эльдар АДЕЕВ сообщил, что средняя стоимость переоборудования транспортных средств на метан достигла 100–110 тыс. руб. Потребители в условиях кризиса переходить на газ не спешат.

«Мы констатируем, что заправки идут вверх, все хорошо. Но в то же время, когда досконально начинаешь смотреть каждую заправку, есть вопросы в части снижения реализации», — признал он.
Также Эльдар Адеев отметил проблемы с наличием самого оборудования. «Как бы мы ни говорили про импортозамещение, у нас все „мозги“ (электронные блоки управления) идут из Италии», — сказал помощник премьера.

По его словам, газовые баллоны производятся в России, Некоторое оборудование можно найти в Узбекистане, Китае и Армении. Есть проблемы со шлангами и патрубками. Их может выпускать казанский завод КВАРТ, а потребители об этом не осведомлены. «И „мозги“ те же самые наши заводы здесь могут штамповать», — уверен чиновник.

Адеев добавил, что конкуренцию метану в качестве моторного топлива стал составлять пропан. Его цена снизилась до 16-17 руб. за литр, а переоборудование на пропан сейчас стоит 50 тыс. руб. — вдвое дешевле. Его слова подтвердил директор ООО «АвтоЭкоСистемы» Тигран ИВАНОВ. Его компания устанавливает газобалонное оборудование на автомобили. Удешевление пропана Иванов объяснил резким снижением экспорта. В связи с этим клиенты в последнее время предпочитают пропан.

«Резкий спад ощущаем на рынке клиентов из-за того, что у нас резко поднялись цены на само оборудование и пошли перебои с поставками», — сообщил он. А заказанное в 2021 году оборудование начинает заканчиваться.

По данным спикера, в минувшем году переоборудование транспортного средства на метан стоило около 55 тыс. руб. с учетом программ субсидирования, сейчас — в районе 80 тыс. руб. Переоборудование на метан стоит 80 тыс. руб., если машина старше 5 лет — около 90–100 тыс. руб.

Инвестиционный директор АО «Роснано» Максим Иванов также считает, что газомоторное топливо внедряется не так активно, как изначально планировалось. Он связал это с недостаточным серийным выпуском транспорта, неактивной господдержкой, проблемами с законодательно-нормативной базой, а также с отсутствием стимулирования спроса и недостаточным темпом строительства криоАЗС. Иванов отметил дефицит сервисных центров, занимающихся переоборудованием автомобилей на сжиженный природный газ.

Директор казанского филиала ООО «Газпром газомоторное топливо» Булат ГАЗИЗУЛЛИН сообщил, что предприятие планирует до конца 2024 года открыть в Татарстане шесть АГНКС. В их числе две до конца 2022 года — в Набережных Челнах и Бехтеревском сельском поселении Елабужского района.

Заправочная сеть «Газпром газомоторное топливо» состоит из 25 станций, в которые вложено почти 3 млрд руб. Газозаправочные мощности достигают 201,5 млн кубометров компримированного газа, а объемы реализации за год — 58 млн кубометров. За 2021 год количество техники, работающей на природном газе, увеличилось более чем на 2 тыс. единиц, добавил Булат Газизуллин.

Директор сельскохозяйственного ООО «МТК „Ак барс“» Айрат ФАТЫХОВ высказался в пользу СПГ. Таких авто у компании семь. Еще 16 грузовиков ездят на компримированном природном газе. Всего в автопарке предприятия - 67 автомобилей «КамАЗ». Но КПГ снижает грузоподъемность транспорта. Также Фатыхов отметил длительную заправку топливом и необходимость аттестации баллонов раз в три года.

«По расходу топлива мы имеем практически в два раза экономию», — отметил он. Айрат Фатыхов добавил, что это позволило компании не поднимать расценки на перевозки газовыми автомобилями. В числе недостатков работы на СПГ он отметил малое число заправок. В Казани такая лишь одна.

Ранее Информагентство «Девон» писало, что федеральные власти форсируют стимулирование газомоторного рынка. Среди предлагаемых мер - выравнивание субсидии для техники на КПГ до уровня СПГ.

Поиск по теме: Татарстан, Газпром ГМТ, газомотор, Транспорт, СПГ, КАМАЗ

 

к следующей новости раздела

5 мая 2022

Кто увеличил и кто потерял налоги от КГН

к предыдущей новости раздела

25 апреля 2022

В Татарстане в 1 квартале нефтепереработка выросла на 20%

к следующей новости главной ленты

4 мая 2022

Не все шины укатились из России

к предыдущей новости главной ленты

4 мая 2022

Татнефть будет обслуживать электросети малых нефтяных компаний