По прошлогоднему взрыву в малой нефтяной компании Татарстана вскрылись «белые пятна»
Родственник погибшего нефтяника считает невиновным обвиняемого сотрудника и называет проведенное следствие поверхностным.
(
15 июня 2022 15:27 , ИА "Девон" )
Верховный суд Татарстана постановил начать новое судебное разбирательство по уголовному делу о взрыве на объекте нефтедобывающего ООО «МНКТ». Постановление Сармановского райсуда о возврате дела в прокуратуру отменено. Уголовное дело должно быть направлено в тот же районный суд, сообщает «Вечерняя Казань».
Напомним, взрыв произошел 22 января прошлого года в селе Большое Нуркеево Сармановского района (об этом ИА «Девон» писало здесь). На территории нефтяного месторождения при проведении пневматических испытаний сдетонировала цистерна для нефтеперевозок. В итоге погибли два человека, еще двое пострадали. Один из них в январе 2022 года скончался. Работы по добыче нефти вело ООО «Малые нефтяные компании Татарстана», принадлежащее сыновьям первого президента РТ Радику и Айрату Шаймиевым. В числе владельцев также сын последнего, Тимур ШАЙМИЕВ.
Ростехнадзор после случившегося выявил на предприятии ряд нарушений, выписав штраф в 700 тысяч рублей. Представители нефтяной компании пытались уменьшить сумму штрафа вдвое через арбитражный суд. Они пытались оспорить 23 из 177 пунктов выявленных Ростехнадзором нарушений, но в итоге согласились с размером наказания.
Было возбуждено уголовное дело по ст. 217 УК РФ «Нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Следствие пришло к выводу, что в трагедии виноват 59-летний замначальника участка по техническим вопросам и промышленной безопасности Расиль ХАРИСОВ. По версии следователей, он перед началом пневмоиспытаний цистерны не осмотрел емкость и не обратил внимание на то, что ее сварной шов имеет дефекты.
В Сармановский суд уголовное дело поступило в январе этого года. Однако на предварительном заседании один из потерпевших, Рустам ДЖАПАСБАТОВ (один из погибших, 49-летний Хамит МУХЛИСУЛЛИН, был мужем его сестры), заявил ходатайство о возврате дела в прокуратуру. По мнению Джапасбатова, расследование было явно проведено поверхностно и в деле слишком много вопросов.
По мнению потерпевшего, в обязанности Харисова не входила проверка цистерны на предмет ее прочности. Эта должны были делать эксперты, поскольку цистерна ежегодно проходила экспертизу на прочность. При этом во всех экспертных заключениях ее признавали пригодной. Ее относили к категории «буллитная система», то есть к емкостям, выдерживающим повышенное давление. Джапасбатов заявил в суде, что следствие почему-то называет ее обычной железнодорожной цистерной.
По данным, озвученным в суде потерпевшим, в прошлом году цистерна должна была, несмотря на неистекший срок прежней экспертизы, пройти новые испытания. Для этого в МНКТ подрядили фирму из Лениногорского района, которая не имела лицензии на проведение пневматических испытаний. Подрядчики письменно предложили провести упомянутые испытания самому заказчику, подчеркнул Рустам Джапасбатов.
После этого представители лениногорской компании собирались выдать нужные заключения. По его словам, эти обстоятельства тщательно не были исследованы следствием. Потерпевший также сообщил, что на том участке на момент трагедии уже полтора года была вакантной должность ответственного за промышленную безопасность. Следствие не выясняло, почему так случилось.
«В обвинительном заключении Харисова обвиняют в том, что он нарушил приказ об этих испытаниях, - рассказал Джапасбатов в суде. - Приказ был издан 15 декабря 2020 года, в силу вступил 31 декабря 2020 года. ЧП произошло 21 января 2021 года. В данном документе было отражено, что это испытание проводится с помощью акустических систем».
«В обвинительном заключении нет ни слова о том, был ли Харисов ознакомлен с данным приказом, - пояснил он. - Сказано только, что он 17 месяцев не проходил обучение по промышленной безопасности». Потерпевший обратил внимание суда на то, что ни один из экспертов не был допрошен.
Судья Сармановского райсуда также отметила, что ООО «МНКТ» почему-то не признано потерпевшим по делу и представители компании не были допрошены. Кроме того, в деле не были указаны подробные данные о взорвавшейся емкости вплоть до сроков начала ее эксплуатации.
Защита Харисова поддержала ходатайство о возврате дела в прокуратуру. Адвокат обвиняемого заявил, что вышеперечисленные недостатки проведенного следствия нарушают права его доверителя на защиту. Харисов вину не признает и настаивает, что в его обязанности входил лишь инструктаж по технике безопасности, который он провел в день трагедии.
Дополнительные проверки емкостей перед испытанием в его обязанности не входили, следует из показаний Харисова. Обвиняемый указывал, что не был проинформирован о том, что на цистерне был вырезан и заглушен металлической заплаткой заводской штуцер.
Суд первой инстанции с доводами потерпевшего и адвоката согласился и принял решение вернуть дело в прокуратуру для устранения недостатков. Однако прокуратура это решение обжаловала в ВС РТ. По мнению гособвинителя, обвинительное заключение составлено без нарушений уголовно-процессуальных норм. Джапасбатов заявил, что намерен обжаловать решение Верховного суда в Шестом кассационном суде в Самаре.
В феврале 2021 года Информагентство «Девон»
сообщало, что Ростехнадзор намеревался приостановить деятельность участка предварительного сброса воды МНКТ. Ведомство назвало возможные причины аварий. Среди них -неудовлетворительная организация производственного контроля.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: малые компании, суды, прокуратура, криминал, безопасность, Татарстан