Независимые нефтегазовые компании хотят перейти на НДД
Депутаты готовят поправки, расширяющие географию нового налогового режима.
(
12 января 2022 15:03 , ИА "Девон" )
Режим налога на дополнительный доход (НДД) для нефтегазовой отрасли предложили расширить на 27 участков в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также Республике Коми. Это следует из законопроекта о внесении изменений во вторую часть Налогового кодекса, сообщают «Ведомости». Он подготовлен депутатами Госдумы Павлом ЗАВАЛЬНЫМ и Ольгой АНУФРИЕВОЙ.
В конце прошлого года законопроект был направлен на рассмотрение в правительство, сообщила Ануфриева. По ее словам, заключение кабинета министров ожидается к середине января. После этого депутаты планируют внести документ в Госдуму.
Главная идея – простимулировать компании увеличить добычу за счет улучшения условий для участков с трудноизвлекаемыми запасами (ТРИЗ) в пределах определенной квоты. Законопроект направлен не на предоставление новых льгот для разработки месторождений, и так прибыльных в действующей системе налогообложения. По оценке Минфина, расширение НДД принесет федеральному бюджету 84 млрд руб. в 2023–2027 гг. при условии выполнения компаниями обязательств по увеличению добычи нефти.
Режим НДД заработал с 2019 г. для четырех групп участков. В случае одобрения инициативы в периметр НДД могут попасть сложные месторождения – с высокой степенью выработанности и со сверхвязкой нефтью. НДД предлагают распространить на участки третьей и четвертой групп. Первая и вторая в основном включают месторождения в Восточной Сибири и на Каспии, третья – зрелые месторождения Западной Сибири, четвертая – новые месторождения этого же региона. Впоследствии появилась пятая группа в рамках «арктических преференций».
В отличие от НДПИ новый налог взимается с финансового результата – с дохода от продаж сырья за вычетом расходов на добычу и логистику. Ставка НДД – 50%. Налог был введен для того, чтобы стимулировать компании добывать нефть на выработанных месторождениях, а также инвестировать в разработку новых скважин.
Но перевод месторождения на режим НДД не означает автоматическую отмену НДПИ по этим участкам недр. Фактически компания одновременно платит оба налога, но ставка НДПИ понижается в среднем на 40%. По ряду месторождений рентабельность оказывается выше при НДД, чем при налоге на добычу полезных ископаемых.
Месторождения третьей группы можно будет перевести на НДД с 2023 г., а четвертой, поскольку речь идет о новых, неосвоенных участках, – с 2022 г. Представители Минфина и Минэнерго сообщили, что поддерживают законопроект. За счет дополнительной добычи в перспективе 5 лет выпадающие доходы не ожидаются.
Нефтяные компании добыли 86,5 млн т нефти за шесть месяцев 2021 г. в режиме налога на добавленный доход. Это в 3 раза больше, чем за первое полугодие 2020 г., следует из данных Федеральной налоговой службы (ФНС).
На отраслевом совещании в Сургуте в мае прошлого года был поставлен вопрос, что делать с падением добычи в основном нефтедобывающем регионе – Западной Сибири, напомнила генеральный директор Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «Ассонефть» Елена КОРЗУН.
В качестве одной из мер было предложено стимулирование разработки мелких месторождений. Минфин с этим согласился, отметила она. По словам Корзун, Ануфриева напрямую обратилась к «Ассонефти» с просьбой обеспечить подачу заявок на присоединение к режиму НДД от небольших независимых нефтегазодобывающих компаний.
Несколько ННК уже направили в Минфин свои предложения, уточнила гендиректор «Ассонефти». Среди них – «Печоранефтегаз», которая имеет лицензионные участки не только в Коми, но и в ХМАО. По ее мнению, нужно продолжить расширять периметр НДД, причем прежде всего на нефтегазовые провинции традиционных или старых регионов добычи. В частности, на так называемые передовые складки Урала, где уже выявлено много мелких месторождений и прогнозируются их новые открытия. Эта зона охватывает значительные территории Пермского края, Оренбургской области и Башкортостана.
«Особенно важно распространение действия НДД на те месторождения, где эффективность добычи встала под большой вопрос после недавней отмены льгот по вязкости и выработанности, - отмечает Корзун. - Об этом настойчиво просят малые нефтяные компании (МНК) Татарстана, являющие весьма важной частью сектора ННК».
География НДД, судя по всему, будет расширяться поэтапно. Основная часть месторождений, которые могут быть включены в периметр режима, – это новые гринфилды, отметила партнер КПМГ Виктория ТУРГЕНЕВА. По ее словам, компании предлагали включить участки недр в НДД исходя из разработанных Минфином и Минэнерго квот.
Причем бизнес проводил специальные расчеты для каждого месторождения. Оценивалось влияние на бюджет перевода на льготный режим. В итоговую версию законопроекта попали только те участки, которые создавали положительный эффект для казны, сообщила Тургенева (об этом - подробнее в материале
ИА «Девон»).
В переходе на НДД заинтересованы прежде всего те компании, которые с 2021 г. лишились части льгот по определенным месторождениям, отметил заместитель руководителя направления «Экономика отраслей ТЭК» ЦСР Сергей КОЛОБАНОВ. Минфин отменил неэффективные преференции по НДПИ для участков с выработанными недрами, а также с запасами вязкой нефти. Дело в том, что значительные капитальные затраты на их разработку уже были произведены. Текущий уровень цен на нефть не обеспечивает окупаемость вложений и фактически не покрывает операционные расходы, пояснил он.
Нефтяники предлагали Минфину ряд эффективных инициатив, отметил он. Среди них – введение механизма «аплифт», вычет затрат на геологоразведочные работы из НДПИ для расширения периметра геологоразведки в Восточной Сибири и Арктической зоне, а также исключение «двойного налогообложения» при разработке газовых активов в режиме НДД. «Отрасли необходимо создание комплексной системы мер, а не точечная донастройка», – говорит источник.
Геология новых участков (с выработанностью не более 1%), как правило, мало изучена. Это влечет за собой высокую неопределенность по значениям большинства параметров, влияющих на экономику проекта и на возможное решение о целесообразности перевода на НДД. Поэтому предлагалось не ограничивать права компаний по переводу новых участков на новый режим критерием по срокам запуска добычи.
Кроме того, на новых участках могут встречаться нерентабельные опции бурения, которые при переводе на налог на добавленный доход могли бы быть реализованы. Поэтому Минфину предлагалось предоставить недропользователям право добровольного перевода участков без фиксации конкретных координат в НК. Это позволило бы компаниям принимать решения о переводе новых участков с учетом макроэкономической ситуации и поступающих новых геологических данных, что максимизировало бы эффективность разработки новых проектов.
Под термином «разрабатываемые» предлагалось понимать участки с выработанностью более 20% (что соответствует общеотраслевой практике), а не 50% (по версии Минфина). Потому что в связи с высокой волатильностью мировых цен на нефть и значительным ростом стоимости производственного строительства компании вынуждены действовать в условиях высокой неопределенности.
Это оказывает существенное влияние на оценку целесообразности перевода таких участков на НДД. По новым участкам компании также предлагали предоставить им право добровольного перевода месторождений на новый налоговый режим, без фиксации перечня конкретных участков в Налоговом кодексе (НК).
В пресс-службе «Газпром нефти» уточнили, что сейчас порядка трети от общего объема добываемой нефти облагается НДД.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: НДД, НДПИ, Минфин, трудная нефть, малые компании