Нефтеврезчики становятся всё изощренней и технологичней
Московская кольцевая труба и самарские тупики - свои методы хищения нефти из трубопроводов.
(
24 декабря 2019 12:42 , ИА "Девон" )
Транснефть все меньше сталкивается с нелегальными врезками в нефтепроводы, однако они становятся
все более изощренными. Об этом в интервью
"Интерфаксу" рассказал вице-президент Транснефти по безопасности
Вячеслав СКВОРЦОВ . ИА Девон приводит некоторые из его высказываний.
ДОГНАТЬ НЕФТЕВРЕЗЧИКОВ
«За прошедшее десятилетие проблема несанкционированных врезок усугубилась тем, что методы их совершения претерпели изменения. Они стали более изощренными и обеспеченными в технологическом и техническом отношении. Злоумышленниками применяется, например, спецоборудование для производства горизонтального направленного бурения, для ведения подкопов и строительства протяженных тоннелей. Отводы оснащаются измерительными приборами, системами сглаживания колебаний давления, электромагнитными клапанами систем удаленного дистанционного управления запорной арматурой».
«За последние три года были обнаружены 19 тоннелей к магистральным трубопроводам, изготовленные правонарушителями. В целях хищения все больше используется прокладка протяженных (часто более километра) отводов. И если до 2008 года доля врезок с отводами не превышала 20% от их общего числа, то в 2019 году этот показатель составил около 80%. Это в 144 случаях из 183 выявленных врезок. Из них 32 отвода имеют протяженность более одного километра».
«С каждым годом все меньше вскрываем незаконных врезок. Тут есть и наши заслуги. Создана достаточно четкая система контроля за трубопроводной трассой: патрулирования, подвижные группы, службы эксплуатации. Подготовлены документы, которые обобщают опыт совершения этих врезок и их обнаружения. Когда к нам приходят новые сотрудники, мы обучаем их этим признакам, как обнаружить врезки. Кроме того, в ряде регионов у нас хорошо отлажена работа с правоохранителями».
«Обследуем прилегающие подозрительные объекты, промышленные зоны, отдельно стоящие сооружения, где можно разместить накопительные цистерны, емкости. Есть ли там подъездная дорога, часто ли там движение автотранспорта, который мог бы быть использован для перевозки. Есть целый комплекс признаков, который позволит обнаруживать наличие криминальной активности, связанной с нефтепроводом».
РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА
«Например, в Ленинградской области развит этот "нефтебизнес". Там у Транснефти экспортный нефтепродуктопровод. И, несмотря на то, что мы в последние годы достаточно хорошо поработали, тем не менее, еще остаются проблемы. В регионе реализуется готовое дизельное топливо».
«По хищениям нефти наблюдается существенное снижение, хотя остаются некоторые регионы, например, Самарская область. При общем падении количества врезок процент, приходящийся на нефтепродуктопроводы, ненамного, но растет. Это Московский регион, Тула, Брянск, Челябинск. Там не надо искать, где переработать, не надо куда-то везти».
«За 11 месяцев этого года число врезок в сравнении с аналогичным периодом 2010 года уменьшилось на 64% (в 2010 году - 512, в 2019 - 183). В 2018 году в РФ было выявлено 289 несанкционированных врезок в магистральные трубопроводы компании, что на четверть меньше показателя 2017 года. Тенденция сокращения сохраняется и в текущем году. Количество противоправных посягательств на трубопроводы за 11 месяцев в сравнении с тем же периодом прошлого года сократилось на 4,8%».
«На первом месте Московская область, где в этом году была 41 врезка при общем количестве 159 в целом по компании. Затем идет
Нижегородская область (17 фактов), Челябинская (16), Тульская (9), Пензенская (8), Владимирская (7)».
«В Московской области в результате врезок похищаются нефтепродукты. В регионе находится Московский авиаузел, который снабжается, главным образом, по трубе. Здесь очень большой оборот нефтепродуктов. При этом в Подмосковье далеко не все коттеджные поселки подключены к системе газоснабжения. Продукты, в том числе разбавленное самолетное топливо, реализуется в качестве печного топлива».
«Благодаря усиленной охране линейной части магистральных трубопроводов, в текущем году потери самолетного топлива при транспортировке сократились более чем на 60% по сравнению с 2017 годом, когда была обнаружена пропажа на 300 млн рублей».
На втором месте - Ленинградская область. Идет стабильное снижение количества врезок, потому что мы в свое время сумели повернуть местных правоохранителей к этой проблематике. С помощью руководства главного управления МВД удалось создать специализированную оперативно-розыскную группу. Хотя именно здесь арестовали практически весь руководящий и личный состав целого подразделения УМВД. Количество врезок в регионе в 2018 году снизилось до 23 с 52 в 2017 году. По состоянию на 1 декабря текущего года в области выявлено 17 врезок».
«Самарская область, по-прежнему,
одна из передовых по врезкам, но здесь также есть серьезный позитив. Мы последние пару лет вместе с местным управлением ФСБ сумели взять с поличным несколько группировок вместе с оборудованием, используемым для врезки, и заводиками, на которых они перерабатывали похищенное. Если в 2017 году в регионе было 26 врезок, в 2018 году - 23, то на 1 декабря – 11».
«ЖУЛИКИ ЧУВСТВУЮТ БЕЗНАКАЗАННОСТЬ»
«В Самарской области, помимо подключения местного управления ФСБ, необходимо еще и серьезное участие местных властей и других правоохранителей. Самарская область насыщена различными нефтебазами, наливными эстакадами, ж/д. тупиками. Тут необходимо привлечение всей правоохранительной системы. Тут нужен и Ростехнадзор, и налоговая. Тут надо всем вместе, всем миром подходить к этим вещам».
«До суда доходит очень малое количество правонарушителей, жулики чувствуют безнаказанность. Отсюда и высокая рецидивная преступность в сфере криминального оборота нефти и нефтепродуктов».
«Затраты на ликвидацию врезки, возмещение вреда, причиненного окружающей среде, потери от простоя оборудования и прекращения прокачки в период проведения аварийно-восстановительных работ - все это мы стараемся учесть. Но суды не всегда это принимают во внимание. Более того, часто именно на Транснефть возлагают вину за негативные последствия криминальных врезок».
«В будущем году будет принята новая редакция методики расчета убытков для применения при расследовании уголовных дел, возбужденных по факту хищения нефти и нефтепродуктов или повреждения объекта магистрального нефтепровода из-за несанкционированной врезки».
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Транснефть, безопасность, криминал, трубопроводы, Самарская обл, Транспорт, Авиатопливо