Архив новостей

Август2020

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Недропользователям нужен четкий порядок оценки ресурсов

Для этого нужно внести ряд изменений в закон «О недрах» и создавать научные полигоны – Роза Салиева.

(2 октября 2019 07:09 , ИА "Девон" )

 
В РФ нужно законодательно закрепить четкую процедуру оценки запасов нефти и газа. Об этом пишет зав. лабораторией правовых проблем недропользования, экологии и ТЭК Института проблем экологии и недропользования Академии наук Татарстана, профессор Роза САЛИЕВА. ИА Девон приводит основные моменты из её статьи, опубликованной в сборнике конференции «Углеводородный и минерально-сырьевой потенциал кристаллического фундамента» (прошла в рамках Татарстанского нефтегазохимического форума).

НЕПРОИЗВЕДЕННЫЙ АКТИВ КАЗНЫ
Сегодня актуальны вопросы оценки запасов полезных ископаемых и прогнозных ресурсов нефти и газа в недрах, включая кристаллический фундамент. Возрастает значение регламентации процедуры оценки с соблюдением баланса интересов государства-собственника недр и недропользователей.

Стратегия развития минерально-сырьевой базы РФ до 2035 года предусматривает ряд мер в этой сфере:

1)установление порядка проведения многоуровневой оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых распределенного и нераспределенного фонда недр;

2)упрощение порядка предоставления в пользование участков недр федерального значения;

3)закрепление гарантий иностранным инвесторам на разработку открытых ими месторождений федерального значения;

4)установление возможности предоставления права пользования недрами единственному участнику аукциона;

5)установление конкретных оснований для отказа в переходе права пользования участками недр федерального значения, а также определение особенностей перехода права пользования участками недр;

6)внедрение новых договорных механизмов ведения совместной деятельности и привлечения инвестиций при разработке месторождений углеводородов;

7)привлечение внебюджетных источников для финансирования региональных геологоразведочных работ;

8)развитие экономических механизмов для доступа к финансовым ресурсам, в том числе для малого и среднего бизнеса, а также для развития юниорного движения в геологоразведочной отрасли.

Нормативно-правовое регулирование оценки и учета прогнозных ресурсов полезных ископаемых (включая нефть и газ), а также регламентация порядка оценки ресурсов находятся в стадии формирования.

Оценить недра как непроизведенный актив казны в стоимостном выражении пока затруднительно, поскольку информация о запасах полезных ископаемых носит вероятностный характер. Механизм такой оценки не разработан и нормативно не закреплен.

УТОЧНИТЬ ПОРЯДОК ОЦЕНКИ
Для преодоления правового пробела Министерством природных ресурсов России был разработан проект федерального закона о внесении изменений в закон «О недрах». Предлагается закрепить порядок оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, апробации и учета ее результатов. Изменения находятся на стадии обсуждения.

Предлагается также установить виды участников в сфере геологического изучения недр. Они будут вправе оценивать прогнозные ресурсов полезных ископаемых при геологическом изучении недр, включая поиск, разведку и оценку месторождений.

К таким субъектам предлагается отнести пользователей недр; исполнителей по государственным контрактам на выполнение работ по геологическому изучению недр; государственные, находящиеся в ведении федерального органа правления государственным фондом недр или его территориального органа.

Предлагается также закрепить правило о том, что результаты оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых включаются в геологические отчеты, если указанные в законе участники провели оценку прогнозных ресурсов полезных ископаемых.

Однако остается неясным, что понимается под геологическим отчетом. Какова его форма? Что должен включать в себя такой отчет? Какое правовое значение имеет данный отчет в процедуре оценки прогнозных ресурсов.
 
В ст. 36.1 закона «О недрах» определены правила проведения государственного геологического изучения недр, включающего поиск и оценку месторождений полезных ископаемых. В задачи государственного геологического изучения недр входит: геологическое картирование территории РФ и ее континентального шельфа, поиск и оценка месторождений полезных ископаемых в соответствии с госпрограммами; мониторинг состояния недр и прогнозирование происходящих в них процессов; сбор и хранение информации о недрах, состоянии минерально-сырьевой базы и др.

Работы по геологическому изучению недр проводятся в соответствии с утвержденной проектной документацией. По ней проводится соответствующая экспертиза.

Общие положения о порядке оценки прогнозных ресурсов также определены в ст. 23.1 Закона «О недрах». Так, минерально-сырьевая база развивается с использованием геолого-экономической и стоимостной оценок месторождений полезных ископаемых и участков недр.

Методики геолого-экономической и стоимостной оценок месторождений полезных ископаемых и участков недр по видам полезных ископаемых утверждаются федеральным органом управления государственным зондом недр (Роснедра – прим. ИА Девон). Необходимо ускорить разработку и принятие таких методик по видам полезных ископаемых. Целесообразно предусмотреть в законопроекте составление отчетов о геологических результатах работ и оценке прогнозных ресурсов.

В законопроекте предлагается также установить правило о том, что результаты оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых подлежат апробации по решению вышеуказанного госоргана. Органы власти субъектов РФ смогут апробировать результаты оценки прогнозных ресурсов общераспространенных полезных ископаемых, а также подземных вод на участках недр местного значения - по решению РФ.

Предлагается также закрепить норму о том, что заключение апробации является основанием для включения сведений о прогнозных ресурсах полезных ископаемых в государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых.

Предлагаемые положения также требуют уточнения по порядку апробации и оформления заключения; по порядку включения сведений о прогнозных ресурсах в кадастр.

АПРОБАЦИЯ И ГОСКАДАСТРЫ
Порядок оценки, апробации и учета прогнозных ресурсов установлен в отношении твердых полезных ископаемых. Так, принят Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 27 февраля 2002 г. № 90. Согласно ему, ежегодно начиная с 2004 года, необходимо проводить оценку изменения прогнозных ресурсов полезных ископаемых по состоянию на 1 января текущего года.

Оценка выполняется по результатам геологоразведочных работ за предшествующий год с апробацией результатов оценки на ученых советах институтов. Апробация в данном случае проводится на заседании ученого совета. Результаты необходимо направлять в Росгеолфонд для ежегодной корректировки и последующего издания балансов изменения состояния прогнозных ресурсов по видам полезных ископаемых. В отношении нефти и газа аналогичный приказ не принят.

Целесообразно прописать механизм проведения апробации и представления результатов оценки прогнозных ресурсов для включения сведений в госкадастр месторождений.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, как и государственный баланс запасов, составляются и ведутся федеральным органом управления государственным фондом недр.

Основой для составления является, во-первых, геологическая информация, представляемая пользователями недр, в федеральный и региональный фонд геологической информации и его территориальные фонды. Во, вторых, это государственная отчетность пользователей недр, занимающихся разведкой и добычей месторождений. Порядок установлен Приказом Минприроды РФ от 17.08.2016 № 434.

В государственный кадастр включается информация о:
-месторождениях с запасами полезных ископаемых, учтенных Государственным балансом запасов полезных ископаемых или территориальными балансами запасов общераспространенных полезных ископаемых;

- месторождениях с еще неучтенными запасами полезных ископаемых, на которых завершены оценочные работы (при положительной геолого-экономической оценке) или разведка и др.

Целесообразно было бы на уровне Минприроды РФ регламентировать процедуры геолого-экономической оценки прогнозных ресурсов и порядок представления информации для включения сведений о прогнозных ресурсах по видам полезных ископаемых в государственный кадастр.

ПОЛИГОНЫ
Необходимо вернуться к решению теоретических проблем поисков ресурсов. В частности, необходимо разрабатывать методики оценки ресурсов месторождений по материалам космических съемок, совершенствовать глубинные методы исследований недр на базе сверхглубокого бурения и системы глубинных исследований недр.

При разработке методической документации целесообразно учитывать особенности поиска и оценки месторождений нефти и газа в недрах, включая кристаллический фундамент. Глубина кристаллического фундамента может быть разной. Например, на месторождении Белый Тигр (Вьетнам) есть коллекторы до глубин в 5000 м.

Важно урегулировать порядок создания научных полигонов по ведению поисковых и геологоразведочных работ. Это нужно для получения геологической информации о ресурсах нефти и газа, находящихся в недрах, особенно в нетрадиционных объектах (кристаллическом фундаменте), и геолого-экономической оценки прогнозных ресурсов.

Стоит предусмотреть создание таких научных полигонов на основе государственно-частного партнерства. В предлагаемый проект Федерального закона о создании полигонов целесообразно дополнить положения о предоставлении участков недр для создания научно-технологических полигонов. На них предполагается отработка технологий, проведение поисковых работ и оценки прогнозных ресурсов нефти и газа в недрах, включая кристаллический фундамент.
 
 Напомним, ранее Роза Салиева предлагала законодательно обеспечить отношения в сфере ГРП и применения других технологий.

Поиск по теме: Салиева Роза Наильевна, закон, геология, технологии нефтедобычи, наука, Минприроды, Запасы классификация

 

к следующей новости раздела

7 октября 2019

Черная полоса «Востокнефтезаводмонтажа»

к предыдущей новости раздела

27 сентября 2019

В России будут стимулировать строительство отечественных флотов ГРП

к следующей новости главной ленты

2 октября 2019

Казаньоргсинтез будет получать электроэнергию из синтетического газа - побочного продукта

к предыдущей новости главной ленты

1 октября 2019

Транснефть указала Башнефти на хлорорганику