
Национализирован монополист рынка перевозок СУГ
Генпрокуратура раскрыла схематозы с участием бывших топ-менеджеров РЖД и оффшоров.
(29 апреля 2025 20:10 , ИА "Девон" ) Государству передадут акции транспортной компании «Вектор Рейл» и ее структур, включая железнодорожного оператора «СГ-Транс». Также в казну взыщут более 30 млрд руб., которые ее бенефициары вывели из структур «Российских железных дорог». Такое решение принял Октябрьский суд Екатеринбурга, удовлетворив иск Генпрокуратуры РФ. Об этом сообщает РБК.«Вектор Рейл» и «СГ-Транс» занимают доминирующее положение на рынке железнодорожных перевозок сжиженных углеводородных газов (СУГ). В их собственности находится более 44 тыс. вагонов и ряд объектов недвижимости.
В пользу РФ изъяты 12 компаний группы «Вектор Рейл» совокупной рыночной стоимостью свыше 242 млрд руб. Эти фирмы занимаются железнодорожными грузоперевозками, лизинговыми услугами и управляют активами холдинга.
Иск Генпрокуратура направила 24 февраля, а 4 марта суд арестовал активы «Вектор Рейл». В числе ответчиков указаны «Вектор Рейл», экс-бизнесмен Алексей ТАЙЧЕР, бывший вице-президент РЖД Салман БАБАЕВ, его сыновья Руслан и Тимур Бабаевы и АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК). РЖД указаны как третье лицо. Дело рассматривалось в закрытом режиме.
Согласно иску, в 2012–2013 годах ФГК заключила с ПАО «Трансфин-М» (принадлежало РЖД) договора лизинга на 12,6 тыс. грузовых вагонов. В 2017 году Тайчер, будучи гендиректором и членом совета директоров ФГК, заключил с «Трансфин-М» соглашение об увеличении платы за пользование вагонами.
При этом совет директоров компании такого решения не принимал. Генпрокуратура указывает, что экономической целесообразности для повышения цен не было. Это привело к росту затрат «Федеральной грузовой компании» на 1,1 млрд рублей в год.
После этого Алексей Тайчер обеспечил заключение фирмой «Трансфин-М» фиктивных договоров займа с принадлежащим ему ООО «РейлСтрим». В итоге на счета «РейлСтрим» поступило не менее 937,5 млн руб. Большая часть этих денег была выведена за рубеж, а заемщик обанкротился. По этому делу бизнесмена арестовали в июне 2024 года.
В 2018 году Тайчер был советником гендиректора РЖД. В этом же году он организовал сделку по продаже 3075 вагонов стоимостью более 6,5 млрд руб. Он перешли от «Трансфин-М» в пользу аффилированного с ним ООО «РРЛ». В 2020 году бизнесмен ликвидировал «РРЛ». Подвижной состав был перерегистрирован на кипрский «Брансвик Рейл Холдинг».
В 2021 году топ-менеджер передал эту иностранную компанию АО «Вектор Рейл», принадлежавший Салману, Руслану и Тимуру Бабаевым. В Генпрокуратуре заявили, что они осознавали, что это госимущество.
Кроме того, в 2019 году Тайчер узнал о готовящейся продаже «Трансфин-М». Он решил увеличить капитализацию компании за счет госсредств. Также он собирался сделать так, чтобы эту компанию без торгов вернули обратно ему же на нерыночных и неконкурентных условиях.
Для этого бизнесмен досрочно расторг лизинговые договора между ФГК и «Трансфин-М», заключенные в 2012-2013 гг. Они предусматривали возможность выкупа цистерн в 2020–2021 годах за 14 млрд руб. В этот же день эти вагоны продали «ВТБ Лизингу» за 22,6 млрд руб. Последний предоставил этот же состав в лизинг ФГК.
Ущерб для последней составил 8,6 млрд руб. Также на 15% увеличились платежи за использование «Федеральной грузовой компанией» цистерн, которые остались в ее пользовании. Затем Тайчер приобрел акции «Трансфин-М» присвоил 22,6 млрд руб., полученных фирмой от реализации вагонов.
На этом фоне эксперты ждут консолидации всех крупных жд-операторов на базе одной из крупных корпораций. Среди них – и «СГ-Транс», пишет издание Vgudok. Государству это необходимо, чтобы уменьшить монополизм РЖД, предполагает заместитель руководителя некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава Денис СЕМЁНКИН.
«Уже в следующем году мы увидим контуры этой структуры, - заявил он. — Это будет мощный железнодорожный гигант, который наверняка будет прорываться и на пространство других стран, в частности Казахстана и Белоруссии».
Комментарий Информагентства «Девон»:
Не так давно наметилась тенденция на «обратную приватизацию» в ряде стратегических для России отраслях. Государство через суды возвращает себе активы, незаконно выведенные из состава крупных предприятий. Среди последних примеров – дело о выводе средств из "Газпром нефтехим Салавата" бывшими топ-менеджерами Газпрома.
А в декабре 2024 года власти вернули контроль над АО «Метафракс Кемикалс». Генпрокуратура указывала, что в 1990-е годы пермские власти в нарушение закона разрешили приватизировать крупного производителя ядовитых веществ (в т.ч. метанола). И это далеко не полный перечень.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |
Поиск по теме: РЖД, криминал, суды, Акционеры, прокуратура, СУГ, Транспорт