«Зеленые» облигации из «голубого» водорода
Альтернативную энергетику и пиролиз газа предлагают машиностроители из Балашихи.
(
30 июня 2021 19:09 , ИА "Девон" )
В Татарстане можно запустить ряд водородных проектов в транспорте и топливно-энергетическом секторе. Об этом рассказал и.о. генерального директора ООО «Криомаш-БЗКМ» Кирилл ЛЯТС на
заседании совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг. Его сегодня провел в Казани президент РТ Рустам МИННИХАНОВ.
ВОДОРОД ДЛЯ ПОЕЗДОВ И КОРАБЛЕЙ
На данный момент водородный автотранспорт конкурирует не с традиционными автомобилями, а электрокарами, считают в «Криомаш-БЗКМ». Большинство мировых автогигантов уже объявили о прекращении с 2025-2030 годов выпуска автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и переходе на электромобили или гибриды. Об этом Информагентство «Девон» узнало в ходе заседания.
Реальные примеры уже есть, рассказал Кирилл Лятс. Например, японцами давно разработан Toyota Mirai на гибридных топливных элементах, вырабатывающих кислород и водород. Из плюсов - нулевые выбросы выхлопных газов и запас хода более 650 км.
Сегодня водородные автобусы ходят в Португалии, Великобритании, Японии, Германии, Франции и других странах. В Японии к Олимпийским играм в Токио этим летом будет работать уже более 100 водородных автобусов. Из материалов «Кримомаша» следует, что президент РФ Владимир ПУТИН поручил запустить водородные автобусы к 2023 году.
Более того, Германия, Нидерланды, Австрия, Великобритания и Италия тестируют поезда на «модном» газе. В Англии испытывается поезд HydroFLEX, который был разработан командой из Университета Бирмингема и компании Porterbrook. Французская компания Alstom уже выпускает единственный в мире серийный водородный поезд —Coradia iLint.
Подобные поезда работают за счет регазификации и подачи жидкого водорода в топливные элементы. В ТЭ происходит химическая реакция, приводящая к выработке электроэнергии. Она подается в электрические аппараты электровоза по кабелю и одновременно в батареи для сглаживания пиковой нагрузки. На электровозе устанавливают передвижную электрохимическую станцию (водородные тендеры).
«Мы ведем переговоры с компанией «Газпром транс». Хотим запустить на Ямале «голубые» вагоны, - заявил руководитель Криомаша. - Ведем переговоры с крупными металлургическими компаниями. Они хотят закупить такие вагоны, чтобы снижать углеродный след. Татарстанским предприятиям проект может быть интересен для использования на внутризаводских линиях, включая нефтегазохимические комплексы».
Прим. ИА «Девон»: Имеются в виду ж.д. локомотивы на голубом водороде. Его можно производить из метана. СО2 при этом закачивают обратно под землю и утилизируют.
Водородные технологии очень перспективны для всех видов транспорта, особенно водного и железнодорожного, отметил Кирилл ЛЯТС. Это объясняется и энергоэффективностью водорода, и большими масштабами грузопассажирского транспорта. Он даже сравнил СПГ-суда с… Blu-ray. Докладчик объяснил свое сравнение тем, что эта более дорогая технология представлялась всем более качественной и прогрессивной, когда на нее переходили с DVD. Сегодня про нее все забыли.
Он предложил наладить сотрудничество с Зеленодольским судостроительным заводом имени А.М. Горького, несмотря на то, что предприятие осваивает строительство кораблей на СПГ. «Криомаш» уже заключил контракт с «Объединенной судостроительной корпорацией» (ОСК) на строительство судов на топливных водородных элементах.
ВОДОРОД – ЭТО ЕЩЕ И СЫРЬЕ ДЛЯ ГАЗОХИМИИ
Кирилл Лятс также предложил властям Татарстана заключить с ООО «Криомаш-БЗКМ» соглашение по развитию водородных технологий. Подобный документ уже подписан с администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО).
«Водородная тема для нас будет перспективной, - прокомментировал предложение президент РТ. - Полеты на Луну (с помощью водорода – прим. ИА «Девон») не обещаем, но готовы выйти на подписание соглашения. Проекты очень интересные».
«Мы готовы в Татарстане производить топливные элементы с партнерами из Швейцарии, - добавил докладчик. - Сегодня в России есть два предприятия по выпуску ТЭ, но одно из них военное. Их мощности незначительны».
«Мы были на Балашихинском заводе, у них есть технологии и компетентная команда. Производителям (Татнефти, ТАИФу и другим) надо объединяться на данном направлении», - добавил гендиректор «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинат ЯРУЛЛИН.
Дл нефтяников и химиков интерес должны представлять пиролиз природного и попутного газа, а также утилизация углекислого газа с помощью водорода.
«Водород – это еще и сырье для газохимии, - заявил Лятс. - Отрасль сегодня выбрасывает много СО2 и изменить ситуацию сложно. Однако у нас есть проекты выделения углекислого газа, и его использования для выпуска моторного топлива по методу Фишера-Тропса. Через несколько десятков лет газохимия перейдет на раздельный синтез водорода и СО2. Применима технология и к утилизации дыма с ТЭЦ».
При пиролизе также получается товарный углерод, который может заинтересовать местных промышленников.
«Водород во всех ипостасях всех настигнет, - прогнозирует Кирилл ЛЯТС. - Надо параллельно создавать инфраструктуру и новых потребителей. Нужна госпрограмма». Новые проекты, по его словам, можно финансировать за счет «карбоновых кредитов». Для Татарстана это важно как для региона с большим объемом выбросов.
Этом «зеленые» облигации с низким процентом, которые покупают институты развития.
Для пиролиза нужно обязательно развивать альтернативную энергию, иначе метод не имеет смысла, объяснил он. Для этого потребуется построить ветропарки и солнечные электростанции мощностью 210 МВт. Крупное производство зеленого водорода (до 10 млн кубометров) можно разместить на Нижнекамской ГЭС. Остальное производство водорода должно быть сориентировано на пиролиз природного газа, в т.ч. попутного.
Водород в республике производится в основном для технических целях, отмечают в «Криомаше». Например, мощность трех установок на НПЗ «Татнефти» - ТАНЕКО - 222 тыс.тонн. Еще 182 тыс.тонн вырабатывает нефтеперерабатывающий комплекс «Таиф НК». А «Нэфис косметикс» и «Нижнекамскнефтехим» применяют 12 электролизеров.
«Криомаш» - производитель оборудования для сжижения и транспортировки водорода, в первую очередь, для космической отрасли. Компания выпускает танки для хранения и перевозки водорода, ожижители водорода, регазификаторы. Совместно с партнерами, компаниями «РусГазКрио» и «Метапроцесс», предприятие может производить установки парового риформинга и пиролиза, хранилища водорода, водородные АЗС и т д.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Водород, Татнефтехиминвест-холдинг, Транспорт, Пиролиз, Альтернативная энергия, Рустам Минниханов, Рафинат Яруллин, Татарстан, CO2