Архив новостей

Июль2021

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
2829301234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Возможности и барьеры для композитной отрасли России

(25 января 2021 08:00 , ИА "Девон" )
На сегодняшний день стеклопластиковые изделия повсеместно представлены в России. Несмотря на интенсивную повышательную динамику спроса, рынок все еще далек от насыщения. Об этом говорится в исследовании РБК.

ОТ УПАДКА К РАЗВИТИЮ ОТРАСЛИ

Российский рынок композитных материалов, активно развивавшейся в советское время, к началу 1990-х годов пришел в полный упадок. Новый виток его роста можно проследить уже после 2000 года. Сегодня производство композитов и, в частности стеклопластика, в РФ — крупное направление национальной промышленности. Однако его объемы все еще в разы отстают от аналогичных в развитых странах.

Рынок стеклопластиковых изделий принято разделять на сегменты по типу связующего. При этом два наиболее крупных сегмента — эпоксидный и полиэфирный занимают около 98%. Первый представлен, прежде всего, композитной арматурой, а также трубами для нефтегазовой отрасли. Эпоксидное связующее, ввиду его особенностей, целесообразно применять в условиях высокого давления и высоких температур транспортируемого продукта (до 130 С), а также в агрессивная средах. Во всех прочих направлениях, где такие свойства не требуются, производители используют полиэфирные смолы.

Согласно оценке отраслевых экспертов рынка стеклопластиковых изделий, объем российского производства полиэфирного стеклопластика по итогам 2019 года составил около 38,5 тыс. тонн. В денежном выражении это 12,6 млрд руб.
Данный объем был сформирован следующими продуктами: конструкционные элементы для строительства - 34%; емкости и резервуары —25,9%; сантехнические изделия — 12,9%; элементы для машиностроения — 13%; трубы — 12,4%; прочие изделия - 1,8%.

Наиболее крупные сегменты российской стеклопластиковой промышленности — конструкционные элементы для строительства и емкости объединяет общая черта. На них фактически отсутствуют крупные игроки. Зато количество небольших участников очень велико и ежегодно значение возрастает.

Данная тенденция обусловлена рядом причин: во-первых, простота технологии производства конструкционных изделий и резервуаров. Во-вторых, относительно несложные для выполнения требования к качеству продукции со стороны потребителей на фоне стабильного развивающегося спроса.

В-третьих, развитие отечественного производства прочих, технологически более сложных композитных направлений. Нередко производители, специализирующиеся на композитной арматуре или трубах, загружают свободные мощности строительными профилями или резервуарами.

Согласно оценкам экспертов, на российском рынке композитных емкостей представлено более 30 компаний. При этом ТОП-4 лидеров занимали в совокупности в 2019 году не более 40% объема внутреннего производства в натуральном выражении.
Крупнейшими российскими производителями стеклопластиковых емкостей в 2019 году стали ООО «Биопласт»; АО «Флотенк»; ООО «Эколайн»; ООО «Самитек».

Согласно оценке «Смарт Консалт», стеклопластиковые конструкционные элементы для строительства в совокупности производит более 100 российских компаний. Крупнейшими среди них являются: ООО «Татнефть-Пресскомпозит»; «Нанотехнологический центр композитов»; «Этерус-Техно»; «Прессион Групп Менеджмент — Городское пространство»; АО «Стеклонит»; «Гален»; АО «Флотенк»; ООО «Лабара-Рус»; «НПО «Центротех»; «ЭРСТЕ»; «Армпласт»; «Пултра»; Знаменский композитный завод и Ступинский завод стеклопластиков.

КОНСОЛИДАЦИЯ СТЕКЛОПЛАСТИКА

Совершенно иная ситуация наблюдается на российском рынке стеклопластиковых труб.
Производство в стране ведут всего четыре компании. Согласно оценке генерального директора ООО «Новые трубные технологии» — Артема МАСЛОВА, доля предприятия в 2019 году составляла около 65% совокупного объема отечественного выпуска.

Он отметил, что «Новые Трубные технологии» видят свою задачу в постепенной консолидации участников рынка стеклокомпозитных труб. В перспективе такое предприятие будет выводить рынок на новый уровень и выстраивать системную работу с ключевыми заказчиками путем обучения подрядчиков. Данная проблема актуальна ввиду отсутствия у российских подрядчиков опыта работы с инновационным материалом.

Второе место по производствк полиэфирных стеклопластиковых труб занимает ООО «ПК «Стеклокомпозит». Доля компании в 2019 году составляла 25-30% внутреннего производства. Согласно оценке заместителя генерального директора предприятия — Виктории БАЙБОРОДИНОЙ, в 2020 году доля «Стеклокомпозита» может достичь 40%.

Оставшийся объем, по данным эксперта, приходится на компанию ООО «Технологии стеклопластиковых труб», занимающую до 10%. Байбородина отметила, что эпизодическое производство стеклопластиковых труб еще сохраняет компания «Биопласт» (торговая марка Helix). Так в 2019 году их доля составила около 4%.

В качестве ключевого барьера, сдерживающего развитие национального производства стеклопластиковых труб, она выделяла значительное лоббирование традиционных материалов (чугун, полиэтилен, сталь) со стороны должностных лиц.

Еще более монополизированными являются рынки стеклопластиковых элементов для машиностроения. Внутреннее производство стало развиваться в РФ не более семи-восьми лет назад. До этого момента все композитные комплектующие, используемые российскими машиностроительными (в т.ч. и автозаводами были) импортными.

На сегодняшний день данный сегмент все еще остается наиболее импортозависимым.
Согласно оценкам аналитиков "Смарт Консалт", внутренним производством занимаются ООО «Автопласт», «Этерус-Техно», «Фабрика Композитов» «Татнефть-Пресскомпозит» и его дочерняя компания «Каматек».

Объем производства Автопласта в 2019 составил около 3,5 тыс. тонн, «Татнефть-Пресскомпозит» — 1,3 тыс. тонн. Оба предприятия выпускают широкий ассортимент стеклопластиковых комплектующих для автомобилей, пассажирского и специального транспорта, в том числе предлагают комплексные решения.
Компания «Фабрика композитов» ежегодно выпускает не менее 1 тыс. тонн стеклопластиковых изделий для пассажирского транспорта.

Компания «Этерус-Техно», входящая в группу «Автопласт», согласно оценке заместителя генерального директора Юрия САЙГИНА, специализируется на производстве плоского листового стеклопластика для автомобилестроения. Кроме того, предприятие выпускает профилированные стеклопластиковые листы для строительства.

Сайгин отмечает, что рост рынка листового стеклопластика отмечался на протяжении нескольких предшествующих лет, за исключением 2019 года, когда было зафиксировано падение примерно на 10-15%. При этом в перспективе 2020-2022 гг. эксперт ожидает положительную динамику на уровне 20-25%.

ПРОЕКТЫ КАМАЗА И ТАТНЕФТИ

По оценке экспертов, одним из ключевых драйверов спроса со стороны автомобильной промышленности в 2020-2024 гг. станет «КАМАЗ». Завод совместно с ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» разрабатывает проект полностью композитной кабины весом до 300 кг для грузовых автомобилей.
Прим. ИА «Девон»: Подробнее об автомобильном и композитном кластерах Татарстана можно узнать здесь https://iadevon.ru/wiki/avtokomponenti-1800/?page=1

Сегмент стеклопластиковой сантехники является одним их немногих b2c направлений композитного рынка и характеризуется наиболее развитым спросом. Многие участники сходятся на том, что потребление в 2019 году уже прошло свой пик на уровне около 5 тыс. тонн и в последующие годы будет демонстрировать стагнацию. Количество игроков в сегменте также велико, однако производители ТОП-3 контролируют до 76% рынка.

Наибольший объем производства на протяжении последних трех лет демонстрирует компания «Тритон» (ООО «Мерион») — крупнейший в РФ и Европе производитель акриловых ванн. Компания производит стеклопластик для укрепляющего слоя акриловых ванн среднего и высокого ценового сегмента. Производство в 2019 году составило около 2,2 тыс. тонн. Также значительные объемы стеклопластика для аналогичного направления демонстрирует Калужское ООО «Аквасити»: немногим более 1 тыс. тонн.

В РФ присутствуют существенные драйверы для развития внутреннего производства: производства качественного стекловолокна и полиэфирных смол. Так, участниками отрасли отмечена деятельность завода АО «ОС «Стекловолокно» (входит в состав американской компании OWENS CORNING) в г. Гусь-Хрустальный;

Согласно оценке Зорана ПАВЛОВИЧА, учредителя компании «ДУГАЛАК» - лидера российского рынка полиэфирных смол, удельный вес отечественной продукции составил по итогам 2019 года 76,6% в натуральном выражении. Объем внутреннего производства в 2014- 2019 гг. демонстрировал уверенную положительную динамику. По итогам прошлого года национальный выпуск составил 37,5 тыс. тонн.

Зоран Павлович отметил также, что на сегодняшний день фактически не существует зарубежных аналогов ненасыщенных полиэфирных смол, которые не производятся в РФ.
Так, отечественные производители композитов имеют возможность импортозамещения.
Но цены на российские полиэфирные смолы все равно зависимы от курса иностранных валют ввиду высокой сырьевой импортозависимости этих направлений.

Ожидаемый в 2021 году запуск производства малеинового ангидрида компанией СИБУР на заводе в Тобольске в среднесрочной перспективе может стать значимым фактором для снижения сырьевой импортозависимости и развития внутреннего выпуска полиэфирных смол. Мощность нового предприятия составит 45 тыс. тонн.

Проект по открытию производства малеинового ангидрида мощностью 50 тыс. тонн представляла компания ПАО «Татнефть». Завод будет располагаться в Татарстане, в Альметьевском районе.
Прим. ИА «Девон»: Компания начнет производство в 2023 году на площадке особой экономической зоны «Алма»

В 2020-2022 гг, согласно оценкам экспертов, внутреннее производство стеклопластиковых изделий на основе полиэфирных смол будет демонстрировать уверенную положительную динамику. CAGR в период 2020-2024 гг. составит около 7,3%. По итогам 2024 года производство достигнет 54,1 тонн или 20,9 млрд руб.

Поиск по теме: Татнефть-Пресскомпозит, Малеиновый ангидрид, автокомпоненты, композиты, Стекловолокно, КАМАЗ

 

к следующей новости раздела

26 января 2021

Трагический пожар на Уфаоргсинтезе мог случиться из-за сбоя насосов

к предыдущей новости раздела

22 января 2021

В Нижнекамске увеличат выпуск ЦМК-шин и наладят производство крупногабаритных шин

к следующей новости главной ленты

25 января 2021

Недропользователям в РФ предложили по-новому делить риски и финансирование

к предыдущей новости главной ленты

25 января 2021

Ликвидацию опасных производств могут запретить до устранения накопленного вреда экологии