Удастся ли удержать цены на каучуки и автошины?
(
14 декабря 2020 10:46 , ИА "Девон" )
На рынке каучуков после первого шока, связанного пандемией, неожиданно быстро восстановились цены. Будут ли они устойчивыми? Таким вопросом задается вопросом аналитик агентства
RUPEC Александр СОБКО в своей статье. Информагентство «Девон» приводит материал с некоторыми сокращениями.
СДУВШИЙСЯ РЫНОК АВТОШИН
Рост спроса на упаковку, одноразовую посуду поддержал спрос на многие артикулы полиэтилена и полистирола. Кратно повысились продажи средств защиты из полимерной продукции. Конечно, в некоторых секторах вместе со смежными секторами случились просадки, например, в секторе полипропилена, используемого в строительстве.
Но наиболее пострадавшим сегментом оказались производители шин и, соответственно, каучуков. Притом, что и 2019 г. был не самым простым для сектора, когда глобальный спрос на автомобили снизился на 5%. Но даже во время экономических кризисов, когда продажи автотранспорта снижаются, весь действующий парк в любом случае эксплуатируется. В результате плановая замена шин сглаживает провалы спроса.
Но вызванные пандемией локдауны ударили по всему сегменту перевозок в целом, ведь меньше передвижения – меньше и износа. В результате весной картина для сектора выглядела достаточно апокалиптично. Цены на бутадиен в апреле-мае в Европе приближались практически к нулевым отметкам. Это один из мономеров для производства некоторых видов синтетического каучука.
Неудивительно, что, по данным Argus, в пик кризиса в апреле 2020 г. переизбыток бутадиена в Европе был столь сильным, что производители предпочитали не выделять фракцию С4, а отправляли ее обратно в пиролиз. Добавим сюда и крайне низкие цены на саму нефть. Цены на каучуки проседали не столь сильно. Отчасти потому, что их можно складировать, отчасти и потому, что говорить “все остановилось” тоже нельзя.
Максимальная просадка в апреле по спросу на нефть оценивается в районе 20-25%. Эти цифры хорошо коррелируют и с просадкой в продажах шинной продукции. Даже на европейском рынке в два самых сложных месяца, апрель-май, продажи шин для легковых автомобилей падали на 23-24%. За три кварталов снижение составило 14%.
Тем не менее, в пик кризиса крупнейшие шинные производства останавливались. Российские производители каучуков и шин также почувствовали непростую ситуацию. Как и в нефтянке, удар оказался двойной – и по ценам, и по объемам реализации продукции. За девять месяцев “Нижнекамскнефтехим” (НКНХ) – крупнейший в стране производитель каучуков – сократил объем реализации на 18%.
Любопытный индикатор: в июне вскоре после пика кризиса в то время вице-премьер по ТЭК Юрий БОРИСОВ предлагал для поддержки компаний рассмотреть возможность закупки синтетических каучуков в стратегический резерв. О развитии этой инициативы не сообщалось. Даже в первой половине осени были популярны рассуждения о длительном и затяжном кризиса в секторе, связанном с каучуками и шинами.
ВЫРАСТЕТ ЛИ УРОЖАЙ КАУЧУКА
Тем не менее, вскоре цены на рынке каучуков восстановились на удивление быстро. Уже во второй половине октября рост цен до годовых максимумов был зафиксирован в Китае как на бутадиен, так и на каучуки. Связывался он как с ростом спроса, так и с ограничением предложения из-за внеплановых остановок ряда производств. Цены, по информации агентства Platts, сейчас находятся на многомесячных максимумах.
Бутадиен уже стоит дороже, чем в “докоронавирусные” месяцы. Бутадиен-стирольный каучук (ESBR 1502), широко применяющийся в том числе и в производстве шин, стоит дороже, чем полтора года назад. Выросли до докризисных уровней цены и на натуральный каучук. Его искусственно получаемым аналогом является изопреновый каучук. Цены на природный каучук являются одним из маркеров для определения цен на синтетический продукт.
Это также приводит к колебаниям цен из-за фактора урожайности. В 2020 г., как ожидается, урожай природного каучука снизится почти на 7% (до 13,1 млн т), что также поддержит цены. Производство природного каучука за первые восемь месяцев упало на 8,7%, но и потребление снизилось на 11,7%. Снижение производства ожидается и в начале 2021 г. Свою роль в росте цен сыграло повышение нефтяных котировок.
Но улучшается и ситуация на рынке со стороны спроса. По данным Росстата, за январь-октябрь производство шин в РФ упало на 14% (год к году). В октябре был рост на 4-5%, и к предыдущему месяцу, и год к году. НКНХ в IV квартале ожидает восстановления объемов реализации и производства каучуков до уровня января-февраля 2020 г.
КТО ЕСТЬ КТО НА ШИННОМ РЫНКЕ РФ
В России ежегодно производится примерно 1,3 млн т каучуков, около 70% из них экспортируются. Среди производителей основной вклад вносит “Нижнекамскнефтехим” (входит в “ТАИФ”), на который приходится половина или больше половины рынка.
В свою очередь для самого НКНХ, несмотря на широкий спектр выпускаемой продукции, каучуки - самый крупный источник доходов. По итогам 2019 г. на синтетические каучуки пришлись 42% выручки. На глобальном рынке влияние НКНХ велико. На него приходятся 44% от всего производства изопренового каучука, а также 17,5% от глобального производства бутиловых каучуков и 5,3% бутадиенового каучука.
Далее по объему выпуска среди российских производителей следуют “СИБУР” (предприятия “Воронежсинтезкаучук” и “Красноярский завод синтетического каучука”), “Татнефть” (“Тольяттикаучук”), “ТАУ Нефтехим”, “Титан” (“Омский каучук”), “Роснефть” (“Уфаоргсинтез”) и некоторые другие производства.
На шинном рынке лидером является “Нижнекамскшина”. Как минимум, каждая пятая шина в стране произведена на этом предприятии, которое входит в группу компаний “Татнефть”. На втором и третьем месте с заметной долей рынка Nokian и “Кордиант” (Cordiant). Далее идут Mishelin («Мишлен»), Pirelli («Пирелли») и Yokohama. На остальных производителей с небольшой долей пришлись оставшиеся 38% продукции.
Логично предположить, что крупнейший производитель “Нижнекамскшина” (т. е. “Татнефть”) будет получать сырье у крупнейшего производителя каучуков, НКНХ. И находятся они рядом. До определенного времени так и было. Однако стороны
регулярно спорили по цене отпускаемого каучука. Не исключено, что именно из-за ограничений поставок сырья производство у шинников в первом квартале 2019 года заметно упало.
Ситуация с ценовыми спорами и угрозой прекращения поставок в случае отсутствия договоренностей перестала устраивать “Татнефть”. Она в результате решила пойти по пути вертикальной интеграции и найти собственный источник каучуков. Осенью того же года “Татнефть” приобрела почти за 13 млрд руб. у “СИБУРа” “Тольяттикаучук” (тогда – “СИБУР-Тольятти”) и связанный с предприятием индустриальный парк “Тольяттисинтез”.
И уже в первом квартале 2020 г. “Нижнекамскшина” на 45% увеличила производство, по сравнению с I кварталом 2020 г. С этими изменениями связывают и падение закупок бутан-бутадиеновой фракции со стороны НКНХ (на 47% в 1 квартале) на фоне наращивания закупок со стороны компании “Тольяттикаучук”. Дальше уже в полной мере вмешался фактор пандемии и цифры сравнивать не имеет смысла.
Произошедшие изменения лишь закрепили долгосрочное видение компаниями путей развития. “Татнефть” намерена укреплять свой шинный бизнес, получив независимый доступ к сырью. Осенью “Татнефть” подписала соглашение с ГК “Аллюр” по созданию СП для производства шин в Казахстане. Мощность будущего завода - 3 млн легковых и легкогрузовых шин, 0,5 млн грузовых. А в конце ноября “Татнефть” и “КазМунайГаз” обсудили планы сотрудничества. “Татнефть” проявила заинтересованность в проектах в Атырауской области, в том числе в производстве бутадиена и его деривативов.
СПРОС НА НЕФТЕХИМИЮ РАСТЕТ
В свою очередь “СИБУР” с продажей завода уменьшил свой сегмент каучуков более чем на треть. Компания в большей степени заинтересована сектором термопластов и не рассматривает каучуки как свое стратегическое направление. А еще в далеком 2012 г. “СИБУР” продал свой шинный бизнес, компанию “Кордиант” (тогда “СИБУР – русские шины”). На момент продажи на нее приходилось около 15% поставок российского рынка.
Сектор каучуков у “СИБУРа” остается внушительным, он по прежнему занимает второе место среди российских производителей. Кроме того, у компании есть совместное предприятие с Reliance по производству бутилкаучука в Индии. А в Китае “СИБУР” совместно с Sinopec готовит проект по производству бутадиен-нитрильного каучука, применяющегося за пределами шинного сегмента.
Для “СИБУРа” прошлогодняя сделка оказалась проведена весьма вовремя. Начавшийся спустя несколько месяцев кризис в секторе мог бы затянуть подписание договоренностей. И “Нижнекамскшине” договориться с “Нижнекамскнефтехимом” о поставках сырья в условиях снижения спроса было бы намного проще. Но сейчас цены на рынке на удивление быстро восстановились. Хотя отчетность компаний за год (возможно, и за четвертый квартал)
будут отражать проблемы, связанные с пандемией.
Текущий рост цен на продукцию сектора выше “доковидных” значений на фоне недавних серьезных проблем со спросом выглядит несколько неожиданным. Вопрос в том, окажется ли практически полное восстановление спроса на продукцию сектора устойчивым. Или же здесь мы видим, к примеру, временный фактор реализации отложенного спроса. Многое будет зависеть и от ситуации во всей мировой экономике. Растет спрос и в не связанных с шинами секторах, в частности, в секторе АБС-пластиков. На них приходится 12% спроса на бутадиен. Они используются не только в сегменте автомобилей, но и в секторе электроники и бытовой техники.
Сторону предложения прогнозировать проще и здесь можно ожидать ослабления дефицита на рынке. Заработают внепланово остановившиеся производства. С ростом цен на бутадиены пиролизные установки перенастраиваются на выпуск этой фракции. Кроме того, в Китае и других странах АТР в первом квартале 2021 г. ожидается пуск сразу нескольких новых производств бутадиена общей мощностью 405 тыс. т в год.
Подробнее о ситуации читайте
в материале ИА «Девон» - «Мировой рынок автошин сдувается из-за пандемии».
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Татнефть-Нефтехим, Нижнекамскшина, Нижнекамскнефтехим, автошины, Каучук, Кризис, СИБУР, Тольяттикаучук, Казахстан