Архив новостей

Декабрь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Шинники РФ снова ищут замену натуральному каучуку

Однако полный отказ от его импорта пока невозможен.

(18 ноября 2024 06:08 , ИА "Девон" )
Аскар МАЛИКОВ.

На российском рынке автошин продолжается перестройка. Санкции привели к уходу большинства иностранных компаний. В этих условиях лидерство среди производителей зимних шин захватили отечественные компании Ikon Tyres (входит в Группу «Татнефть») и Cordiant («Севергрупп» Алексей МОРДАШОВА).

Внешние ограничения привели к изменению ассортимента и подорожанию продукции. К тому же, многие импортные компоненты стали недоступны шинникам. В этих условиях одним из слабых мест отрасли стала зависимость от импорта натурального каучука. О том, чем важен этот вид сырья для резины, и можно ли его заменить – в обзоре Информагентства «Девон».

ЧЕМ ПОЛЕЗЕН СОК ГЕВЕИ?

Натуральный каучук добывают из латекса гевеи. Она растет в тропических странах. Основными поставщиками являются Бразилия, Вьетнам, Таиланд, Индонезия и Малайзия. Чаще всего данное сырье добавляют в резиносмеси, используя наряду с искусственным каучуком. Последний является продуктом переработки нефти.

Каучук из природного сырья придает резине эластичность и прочность, предотвращая износ и разрыв материала. Он также не дает растрескиваться боковине под давлением. А его армирующие свойства позволяют увеличить срок службы. Натуральный каучук также обеспечивает хорошее сцепление с дорогой.

Резиносмеси с использованием натурального каучука не дубеют на морозе, не пропускают воду и улучшают динамику автомобиля.
Однако у этого продукта есть и минусы. Так, он менее устойчив к нагреву, а также воздействию растворителей и масел, чем искусственный каучук.

Да и везти сырье в Россию дорого из-за сложной логистики. При этом свойства синтетического каучука можно регулировать в зависимости от рецептуры. Это открывает широкий простор для получения продуктов с новыми свойствами. Сегодня наиболее популярны СКС - синтетический стирольный каучук, СКИ - изопреновый, БК и СКД - бутадиеновые каучуки, ДССК - дивинил-стирольный синтетический каучук.

Однако натуральный каучук обладает большей молекулярной массой и содержит ценные примеси. Поэтому мировая шинная промышленность до сих пор не отказалась от сока гевеи.

Интересно, что в умеренных широтах также есть растение, в соке которого содержится натуральный каучук. Это обычный одуванчик. Но получение из него каучука экономически нецелесообразно. Чтобы продлить срок хранения натурального каучука, его приходится коптить.

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ ПО-СОВЕТСКИ.

В мире известны успешные примеры замены натурального каучука синтетическим. Первым в этой сфере стал СССР, страдавший от торговой блокады в первые десятилетия своего существования (об этом ИА «Девон» писало здесь).

В этих условиях власти СССР доверили проведение исследований ленинградскому химику Сергею ЛЕБЕДЕВУ. Работы начались в 1933 году. В итоге был получен синтетический каучук (СК). Это позволило частично заменить натуральное сырье, которое было дорого покупать и сложно доставлять.

Покрышки, изготовленные по новой технологии, успешно испытали во время автопробега Москва - Каракумы - Москва в 1933 году. Он проходил преимущественно по бездорожью.

Инновационная находка позволила Советскому Союзу частично избавиться от сырьевой зависимости для шинного производства. Тогда каучук, как и все импортные товары, покупали за золотые червонцы. А потребности зарождающейся промышленности росли. Если в 1929 году импортировалось 12,8 тыс. тонн каучука, то в 1932 году - уже более 30 тыс. тонн.

Ученый также предложил заменить нефть в качестве сырья для производства нового каучука этиловым спиртом, который получали из картофеля. Это, помимо прочего, помогло стране выжить во время Великой Отечественной войны.

РЕАЛЕН ЛИ ОТКАЗ ОТ НАТУРПРОДУКТА?

Сегодня в России на фоне масштабных санкций снова заговорили о необходимости замены импортных компонентов для шин. Например, в июне стало известно, что СИБУР и "Кордиант" договорились заместить натуральный каучук из стран Азиатско-Тихоокеанского региона на синтетический изопреновый.

«Мы рассчитываем, что около 80% импорта этого каучука в нашу страну сможем заместить", - заявил член правления СИБУРа Павел ЛЯХОВИЧ. Пока в СИБУРе смогли импортозаместить семь марок СК.
Однако о полном отказе от каучука из тропических стран речи не идет.

Так, Россия по-прежнему сильно зависит от импорта материалов и сырья для производства шин, отмечает руководитель шинного бизнес-направления ПАО «Татнефть», гендиректор компании «Айкон Тайерс» Андрей ПАНТЮХОВ. По его мнению, в РФ не получится полностью заместить натуральный каучук искусственным. Топ-менеджер пояснил, что каучуковые деревья не растут в таком климате.

Кроме того, есть взаимозаменяемые виды синтетического и натурального каучука. Хотя иногда зарубежное сырье выгоднее закупать, поясняет глава Ikon Tyres. Также натуральный каучук незаменим для грузовых и зимних шин.

«Наши глобальные конкуренты бьются над задачей полного перехода на искусственный каучук последние лет так 80, - рассказывает Пантюхов. - Пока им не удалось решить эту задачу до конца».

В Ikon Tyres же очень осторожно подходят к любым изменениям в рецептуре продукции, говорил он в интервью Интерфаксу.

«Используются материалы, которые были омологированы еще в бытность финского концерна, - заявлял он. - Любые изменения в рецептуре - очень длительный процесс, который требует тщательного тестирования не только в лабораторных условиях, но и на дороге. Эта работа ведется, и мы заинтересованы в локализации нашей сырьевой базы».

Шинный завод во Всеволожске сохранил финские технологии и разрабатывают новые модели шин.

Глава Ikon Tyres рассказал о трансформации российского рынка автошин.

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Каучук, автошины, импортозамещение, история, Ikon tyres, СИБУР, Кордиант

 

к следующей новости раздела

20 ноября 2024

Шинный завод в Казахстане возглавил выходец из Nokian

к предыдущей новости раздела

15 ноября 2024

Названы драйверы рынка полимерных труб

к следующей новости главной ленты

18 ноября 2024

Депутат Башкирии выступил против ценовой политики Башнефти

к предыдущей новости главной ленты

15 ноября 2024

Названы драйверы рынка полимерных труб