Архив новостей

Декабрь2025

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Ученые обещают удвоить срок службы масел для АКПП

Импортозамещающий компонент позволит заменить присадки-антагонисты в смазках «автоматов».

(22 августа 2025 10:52 , ИА "Девон" )
Ученые РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина разработали состав масла для автоматических коробок передач, которое служит вдвое дольше зарубежных аналогов. Об этом Информагентство «Девон» узнало из сообщения вуза.

«На рынке есть дефицит качественных отечественных масел для автоматических коробок передач, - рассказал научный руководитель проекта, доцент кафедры химии и технологии смазочных материалов и химмотологии Леонид БАГДАСАРОВ. - Большинство западных поставщиков ушло. Китайские производители присадок для масел пока не могут дать достойную замену».

При этом некачественное масло для автоматической коробки передачи может привести к поломке или полному выходу из строя трансмиссии.
Сократить затраты на ремонт и запчасти особенно важно пассажирским автопредприятиям или компаниям-перевозчикам, где простой автомобилей может привести к многомиллионным убыткам.

Жидкость в автоматических коробках передач выполняет несколько функций. Поэтому критериев качества масла много. Часть требований противоречит друг другу, поясняет автор проекта, сотрудник кафедры химии и технологии смазочных материалов и химмотологии Александра СПИРИДОНОВА.

С одной стороны, масло должно снижать трение, то есть обеспечивать противоизносные свойства. С другой – надежно схватывать диски в момент переключения передач, то есть проявлять высокие фрикционные свойства. Для быстрой работы гидросистемы нужна малая вязкость масла, но это же качество одновременно снижает противоизносные характеристики.

До сих пор задачу объединения разнородных свойств в масле решали за счет добавления противоизносных и антифрикционных присадок. При этом из-за особенностей своего химического состава они являются антагонистами. Улучшая один параметр масла, например, снижение износа, они ухудшали другие – фрикционные свойства.

«Получался замкнутый круг, - рассказала Спиридонова. - Из него мы нашли новый выход, полностью отказавшись от ввода присадок-антагонистов, Вместо них разработали уникальный компонент – сложный фосфатированный эфир. Его производство может быть полностью налажено в России. Он обеспечивает снижение потерь на трение и более эффективное снятие тепла с поверхностей контактирующих деталей».

В результате использования фосфатированного эфира повышается КПД коробки передач и снижается температура масла. Меньший нагрев жидкости замедляет ее окисление, что продлевает срок службы.

«Применение нового компонента позволило уменьшить количество необходимых для изготовления масла присадок, использующихся сегодня в импортных аналогичных продуктах, - отметил Багдасаров. - Это заметно удешевляет его производство».

Разработанное в Губкинском университете масло протестировали в автобусном парке «Мострансавто». Дело в том, что трансмиссии городских автобусов работают в наиболее жестком режиме. Испытания подтвердили, что созданный учеными продукт служит дольше аналогов, требуя замены только после 200 тысяч км пробега, и продлевает работу трансмиссии автомобиля.

Следующим этапом научного проекта станет разработка трансмиссионного масла для техники, работающей в северных регионах России.

Справка:

Рынок масел для автоматических коробок передач (ATF) развивался параллельно с совершенствованием автоматических трансмиссий. Рост популярности коробок-автоматов пришелся на 1940-е годы.

Первое в мире такое серийное масло было представлено компанией General Motors в 1949 году. В качестве единственной присадки использовался спермацетовый жир кашалота. Его добавляли, чтобы снизить трение деталей коробки.

В первой половине 20 века спермацет китообразных считался ценным смазочным материалом, который использовался в парфюмерии, медицине и промышленности. Впоследствии натуральные жиры были вытеснены синтетическими аналогами.

Изначально автомобили с автоматическими коробками передач стали выпускать в США. Именно поэтому американские компании первыми начали вводить требования к ATF.

В СССР первые коробки-автоматы были установлены в конце 1950-х на большегрузных городских автомобилях и машинах для правительства. В 1957 году на ГАЗе началось серийное производство автомобиля ГАЗ М-21 «Волга» с автоматической коробкой передач (АКПП). Это послужило поводом для создания первого отечественного масла со своей спецификацией – масло марки «А».

Ранее ИА «Девон» сообщало, что ученые Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина разработали первый отечественный пакет присадок для моторных масел. Он позволит заместить аналогичные ключевые присадки, ранее поставлявшиеся из-за рубежа.

Присадки успешно прошли ресурсные моторные испытания в дизельных двигателях MAN и Cummins для грузовиков. Результаты подтвердили, что образцы масел с его использованием сохраняют свои физико-химические характеристики в 2,5–3 раза дольше по сравнению с европейскими и китайскими аналогами.

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Масла, Транспорт, наука, Присадки для нефтепродуктов

 

к следующей новости раздела

1 сентября 2025

Свердловская дочка ЛУКОЙЛа отсудила налоговые льготы у региона

к предыдущей новости раздела

15 августа 2025

На Ямале объяснили нехватку АЗС

к следующей новости главной ленты

22 августа 2025

Автоэксперты назвали признаки повреждений автошин

к предыдущей новости главной ленты

21 августа 2025

Экологические проекты Татнефти представили в ООН