Архив новостей

Март2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Реализация нефтепродуктов перестала быть бизнесом и превратилась социальную нагрузку

Возврат к прежней налоговой модели и выплата компенсаций для НПЗ помогут рынку восстановиться, считают эксперты.

(19 июня 2018 11:32 , ИА "Девон" )
Весной 2018 года ценообразование на российском рынке бензина и дизтоплива приняло необычный вид. Об этом говорится в обзоре российского рынка нефтепродуктов, подготовленном независимым агентством «Аналитика товарных рынков» (автор – Ринат Хантемиров).
 
КАК ВЫЖИТЬ НЕЗАВИСИМЫМ НЕФТЕПЕРЕРАБОТЧИКАМ?
21 мая экспортный паритет для бензина производства Московского НПЗ составлял 60693 рубля за тонну, или 45,22 ₽ за литр. При этом биржевая цена бензина Регуляр-92 производства Московского НПЗ составляла 55067 ₽/т, или 41,02 ₽/л. Цена автомобильных партий Регуляр-92 производства Московского НПЗ у компании «Газпромнефть-Региональные продажи» 21 мая находилась на уровне 54600 ₽/т, или 40,68 ₽/л.
 
Средняя цена 92го бензина на АЗС «Газпром нефти» в Москве на тот момент составляла 40,62 ₽/л, или 54524 ₽/т. Чем дальше продукт находился от места производства и чем ближе к потребителю, тем дешевле он становился, хотя должно быть наоборот. При этом продажа бензина на экспорт была намного выгоднее его отгрузок на внутренний рынок. Последние поставки бензина на экспорт с Московского НПЗ были в марте 2018 года.
 
Таким образом, реализация нефтепродуктов на российском рынке перестала быть бизнесом и превратилась в своего рода социальную нагрузку. Бизнес предполагает возникновение добавленной стоимости и прибыли, однако в рассмотренном случае цена закупки выше цены продажи во всех звеньях движения товара от производителя к потребителю. При этом участники рынка нефтепродуктов несут затраты на транспортировку и хранение товара, операционные расходы АЗС, платят проценты банкам и зарплату сотрудникам.
 
Вертикально-интегрированные нефтяные компании основную прибыль получают от добычи и экспорта нефти. Но возникает вопрос, как в такой ситуации выжить независимым нефтепереработчикам (Антипинский НПЗ, ТАИФ-НК, Орский НПЗ и другие компании) и независимой топливной рознице, представленной в основном малым и средним бизнесом?
К сожалению, большинство предложений по изменению ситуации сводились к попыткам уменьшить убытки в одном сегменте рынка за счет увеличения убытков соседнего звена. Например, запретить экспорт или в ручном режиме снизить оптовые цены означает, что увеличение маржи в рознице будет достигнуто за счет переноса убытков в переработку.
 
ЗА ВСЁ ЗАПЛАТИТ ПОТРЕБИТЕЛЬ
Реальным решением может стать лишь одно: реализация нефтепродуктов на внутреннем рынке должна снова стать прибыльным бизнесом. Есть два способа этого достичь. Рынок все отрегулирует, за все заплатит потребитель. Сложившаяся в мае 2018 года ситуация на российском топливном рынке отдаленно напоминает начало 1990-х годов. Тогда тоже был диспаритет внутренних и мировых цен, но совершенно в других масштабах.
Методы решения известны и отработаны еще Егором Гайдаром: отпустить внутренние цены. И они очень быстро приходят к паритету с мировыми.
При реализации этого сценария цены крупного опта превысят экспортный паритет, так как товар идет на тот рынок, где выше цена. При этом затраты мелкооптовых и розничных продавцов составляют около 5 ₽/л для АЗС с высокими объемами реализации топлив и более 6 ₽/л для станций «в глуши». И это лишь точка безубыточности для АЗС.
 
Позицию государства по вопросу динамики цен на АЗС в России в последнее время можно охарактеризовать следующим образом: какими бы не были цены на мировом рынке, у нас все должно быть плавно. Рост цен должен быть сравним с темпами инфляции. Государство вправе устанавливать правила игры на различных рынках исходя из своих приоритетов. Проблемы возникают в ситуациях, когда рост мировых цен в разы превышает темпы инфляции в России, как это случилось с нефтью и нефтепродуктами в 2017–2018 годах.
 
Так, 22 июня 2017 года цена нефти Brent на мировом рынке составляла 45,3$ за баррель, а курс доллара США — 60 ₽ за 1$. Это давало цену барреля Brent в рублях на уровне 2718 ₽ за барр. 21 мая 2018 года баррель Brent на мировом рынке стоил 79,45 $, курс доллара США — 61,94 ₽/$. Это давало цену барреля Brent в рублях на уровне 4921 ₽/бр. Таким образом, за 11 месяцев рублевая цена нефти Brent выросла с 2718 до 4921 рубля за «бочку», или почти на 81%.
 
Ранее рост мировых цен на нефть и нефтепродукты отчасти компенсировался укреплением рубля к доллару и увеличением экспортных пошлин, которые снижали привлекательность экспорта. Однако сейчас рубль от нефти почти не зависит. Налоговый маневр в нефтяной отрасли привел к тому, что экспортная пошлина на бензин снизилась с 249,7 $/т в декабре 2014 года (последний месяц перед стартом маневра) до 39,5 $/т в июне 2018 года, то есть более чем в 6 раз.
 
ОТМЕНА НАЛОГОВОГО МАНЕВРА И КОМПЕНСАЦИИ ДЛЯ НПЗ
Минфин РФ планирует отменить экспортную пошлину. Это означает, что внутренний рынок вообще не будет защищен от колебаний мировых цен. Здесь возникает вопрос: кто должен принять на себя этот удар? Как при росте мировых цен на 81% поднимать цены в АЗС в России не более чем на 4%? Если государство ставит своей целью оградить российских потребителей от колебаний мировых цен, ему придется участвовать в решении этой задачи. Первый шаг в этом направлении уже сделан — снижены акцизы. Правительство отказывается от части налоговых поступлений с целью остановки роста цен на АЗС.
 
Однако если ограничиться только этим, то для устойчивого снижения биржевых котировок потребуется падение мировых цен. Не факт, что цены снизятся на требуемую величину в ближайшие недели. Для того, чтобы ценообразование на российском рынке не зависело от мировых котировок, есть два варианта действий. Первый: отмена налогового маневра с возвратом высоких экспортных пошлин, защищающих внутренний рынок, с одновременным снижением акцизов. Второй: компенсировать производителям разницу между экспортной ценой и котировками внутреннего рынка.
 
Первый вариант маловероятен, так как власти полны решимости отменить экспортные пошлины и завершить налоговый маневр. В России около трех десятков НПЗ, которые производят автобензин и дизельное топливо, соответствующие техническому регламенту. Вычислить для каждого из них экспортный паритет на любой заданный день несложно.
Самый простой и рыночный способ — выплачивать производителям разницу между экспортным паритетом и ценой продажи продукта на СПбМТСБ на день реализации. При этом под компенсацию попадет только продукт, проданный производителем на бирже на базисе франко-НПЗ, чтобы обеспечить максимальное предложение ресурса на торгах и исключить задвоение объемов. Другие продажи под компенсацию не попадут.
 
В этом случае у нефтяных компаний пропадет стимул подтягивать биржевые котировки к экспортным ценам — с учетом выплаты компенсации поставки на экспорт и на внутренний рынок будут равнодоходными. Регуляторам не потребуется заставлять производителей увеличить предложение на бирже.
В итоге крупнооптовые цены будут формироваться на основе реального баланса спроса и предложения. Выплачивать эту компенсацию можно было бы за счет бюджетных средств. Если бюджет заработал на росте мировых цен на нефть, логично было бы часть этих доходов использовать для поддержки российских потребителей нефтепродуктов и опосредованно — экономики страны.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: цена бензина, Цена на нефть, Налог, Налоговый маневр, Газпром нефть, Кризис, Биржи

 

к следующей новости раздела

19 июня 2018

Розничная цена автомобильного топлива в РФ стала расти медленнее, а биржевая – продолжила снижение

к предыдущей новости раздела

19 июня 2018

Целенаправленное уничтожение независимых АЗС?

к следующей новости главной ленты

19 июня 2018

Розничная цена автомобильного топлива в РФ стала расти медленнее, а биржевая – продолжила снижение

к предыдущей новости главной ленты

19 июня 2018

Оренбургнефть призвали усилить поддержку территорий своей деятельности