Противоречивый демпфер
ВИНКи просят скорректировать громоздкую систему демпфирующего механизма, Минфин - против.
(
21 марта 2019 09:02 , ИА "Девон" )
Действие соглашения представителей вертикально-интегрированных компаний (ВИНК) с Правительством РФ о сдерживании цен на бензин заканчивается 31 марта. В ноябре нефтяники согласились сдерживать цены на моторное топливо, напоминает Центр исследования проблем реальной экономики при РЭУ им Г.В.Плеханова в своей статье.
Этого удалось добиться после ряда встреч с вице-премьером Дмитрием Козаком, представителями Минэнерго и Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Нефтяные компании в качестве компенсации выпадающих доходов на внутреннем рынке теперь могут получать обратный акциз в рамках разработанного правительством механизма демпфера.
В то же время равномерный, в течение всего 2019 года, рост цен на бензин и дизельное топливо, был заложен правительством на уровне инфляции. Центробанк РФ прогнозирует, что она не должна превысить 4,5%. В январе стоимость топлива увеличилась на 1,7% из-за увеличения НДС с 18 до 20%.
В феврале 2019 года литр бензина АИ-92, по данным Росстата, стоил 41,79 руб.; АИ-95 – 45,07 руб. Стоимость 1 л зимнего дизельного топлива за составила 47,08 руб. К январю 2019 года снизилась стоимость всех видов данного моторного топлива на 0,19%, 0,16% и 0,15% соответственно.
В большинстве регионов цена на бензин и дизельное топливо за последние 3-4 недели либо не изменились, либо снизилась на несколько копеек. Колебания в таких интервалах говорят о том, что цены сдерживаются. Это отчетливо демонстрируют данные Росстата, региональных топливных союзов и ассоциаций. Цены на премиальные топлива различных марок в эту статистику не входят.
Этого удалось добиться благодаря работающему механизму обратного акциза и производного от него – демпфера, разработанного правительством РФ.
Согласно планам правительства, механизмы должны были заработать только в конце февраля 2019 года. С нефтяниками были заключены соглашения на 3 месяца, чтобы убедиться, что механизмы работают для балансировки внутреннего рынка топлива. Принцип действия демпфера – в специальной надбавке, которая зависит от разницы средней экспортной цены на нефть и стоимости бензина Аи-92 и дизтоплива на внутреннем рынке. Эта надбавка позволяет сгладить влияние колебаний цен на нефть на внутреннем рынке.
Однако не все представители нефтяных компаний остались довольны таким решением, утверждая, что все-таки несут убытки. При этом Министерство финансов выступает против пересмотра демпфирующего механизма. На конец месяца запланирована встреча Дмитрия Козака для обсуждения с нефтяниками спорных вопросов. Все озвучивают страшную цифру убытков нефтяных компаний – 55 млрд, но ни одна компания не озвучила свои потери публично. Звучит цифра по всей отрасли без подробностей. На фоне прибылей нефтяных компаний эта сумма выглядит неубедительно.
Под влиянием проведенного в нефтяном секторе первого этапа налогового маневра наметились тенденции сокращения производства и экспорта мазута, Об этом говорит доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Плеханова Олег Чередниченко. За счет реформы сократились объемы переработки нефти, а это отразилось на привлекательности экспорта.
В то же время, первый этап налогового маневра стимулировал углубление нефтепереработки и сокращение менее эффективного экспорта мазута. «Глубина переработки нефтяного сырья постоянно росла, начиная с 2010 года, притом, что маневр начался в 2015 году, - отметил он, - Тогда она составляла 71,1%, в 2014-м выросла до 72,4%, а в 2018-м была уже на уровне 82,1%, что является историческим максимумом. Возможно, эта тенденция сохранится и в 2019 году». По словам Чередниченко, в этой связи нефтяным компаниям будет выгоднее заниматься производством светлых нефтепродуктов для внутреннего рынка.
По мнению эксперта, схема обратного акциза и демпфера, через которые правительство компенсирует потерю экспортной выручки, являются очень непростыми. Не все представители нефтяной отрасли ими удовлетворены.
«Вероятно, что нефтяные компании будут снова поднимать вопросы своих потерь, а предложения будут сводиться к тому же, к чему и раньше, – получить разрешения повышать цены на светлые нефтепродукты для внутреннего рынка до уровня экспортных индикаторов», - заключил Олег Чередниченко.
К примеру, генеральный директор ПАО «Татнефть» Наиль Маганов на этой неделе скептически высказался о работе механизма демпфера.
«Мы живем в таком же мире, как и другие российские нефтяные компании. Нам кажется, эта система налогообложения нуждается в корректировке. Это крайне сложная, запутанная система, не всегда отвечающая условиям рынка. На какой-то момент она была необходима. Но нужно, чтобы нефтяные компании точно не несли убытков. Мы получили разнонаправленные показатели: по дизельному топливу - плюс, а по бензину – минус», приводит его слова Информ-Девон.
Справка ИА Девон:
Демпфирующий механизм введен правительством РФ с 2019 года для сдерживания цен на топливо и недопущения его дефицита. Это так называемая компенсация нефтяным компаниям за внутренние поставки топлива, являющимся менее выгодными, чем экспорт топлива на «премиальные рынки». Новая система призвана компенсировать не только повышение акцизов и НДС, но и снижать убытки нефтеперерабатывающих заводов при поставке топлива на внутренний рынок.
Механизм предусматривает введение отрицательного размера компенсации нефтяным компаниям в случае, если величина экспортного нетбэка на топливо опускается ниже условной регулируемой оптовой цены. Это должно стимулировать НПЗ повышать реальные цены реализации топлива для оплаты этой компенсации. В январе расчетные цены правительства оказались выше экспортных цен и реальных цен продажи топлива на бирже. Поэтому нефтяникам пришлось доплатить в бюджет 3,6 тыс. руб. за каждую тонну.
Платежи по демпферу способны вести себя скачкообразно при минимальных колебаниях параметров его расчета, что осложняет прогнозирование потоков НПЗ, отмечают эксперты.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: цена бензина, Налог, дизтопливо, Наиль Маганов, Налоговый маневр