Архив новостей

Ноябрь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

От животных жиров до технологичных масел для промышленности

Как развивалась мировая смазочная промышленность и как различать масла.

(17 мая 2022 13:23 , ИА "Девон" )
2022 год ознаменовался уходом с российского рынка иностранных компаний. Среди них есть и производители автомасел. Эксперты предупреждают о грядущей нехватке высокотехнологичных смазок для современных моторов. Пока дефицит не ощущается, так как на складах еще есть запасы. К тому же российская смазочная промышленность в последние годы активно развивалась. Многие предприятия еще после введения первых санкций в 2014-2015 годах начали заниматься импортозамещением.

О том, чем отличаются разные виды смазок и масел, говорится в статье, опубликованной в издании «Реальное время». Информагентство «Девон» приводит этот материал с некоторыми сокращениями.

ЧЕМ СМАЗЫВАЛИ В ДРЕВНОСТИ

Базовое масло — основа любого смазочного материала, будь то моторное масло, гидравлическое или сложная промышленная смазка. Базовое масло смешивается с присадками или загустителем — и получается конечный продукт. Его качество, область применения, срок службы и другие характеристики зависят от того, на какой основе он сделан.

Прежде всего, базовые масла различаются по составу. Минеральное (нефтяное) получают из сырой нефти. Синтетическое масло производят в процессе химического синтеза, а растительное выжимают из растительного сырья.

В России вы уже не встретите в продаже готовый смазочный материал на базе растительного масла. Столетия и даже тысячелетия назад история смазок начиналась именно с животных и растительных жиров.

В древних Египте и Шумере отдельные части примитивных механизмов (например, обод колеса или рычажный механизм на строительстве дворцов) смазывались животным жиром и растительным маслом. С течением времени, усложнялись механизмы, но смазывали их по-прежнему самыми дешевыми растительными маслами и растопленным салом.

Во время промышленной революции история смазок начала развиваться семимильными шагами. Одна за другой появлялись новации: так, в начале XIX века в Англии один за другим появлялись патенты на смазочные материалы для разнообразных механизмов. Это были, например, смесь графита со свиным жиром или же смесь оливкового масла с известковым раствором.

В России до второй половины XIX века использовали для смазки паровых и других машин растительные и животные масла. Но это мешало совершенствовать технику, ведь требования к смазкам усложнялись. Первые импортные смазки (немецкие, голландские, бельгийские) на основе продуктов сухой перегонки каменного угля в смеси с растительным и животным жиром появились в России в 1861 году.

Покупать их было дорого, а в использовании они тоже были «не фонтан». И тогда русские промышленники начали создавать отечественные смазки с использованием минеральных базовых масел. В качестве колесной смазки применялись нефтяные остатки керосинового производства. Потом их начали смешивать с касторкой и маслом сурепки, свиным салом, графитом и воском. Использовать эти смазки по-прежнему можно было только на непродолжительное время, и до качественных смазок было еще далеко.

Этот качественный переход состоялся лишь к концу XIX века, когда нефтяные смазочные масла постепенно вытеснили животные и растительные. Сначала придумали добавлять немного нефти или нефтяных остатков к животному жиру. Потом пропорцию изменили в обратном порядке. И, наконец, нефтяные остатки стали применять как исходное сырье. С этого и началась эра широкого использования минеральных масел, которые до недавних пор составляли прочную основу всей смазочной промышленности.

ВЕРШИНА ЭВОЛЮЦИИ МАСЕЛ

Свойства высококачественных современных минеральных базовых масел зависят от того, каким образом идет процесс переработки нефти. Набор этих свойств варьируется, так что нефтяное базовое масло — популярная основа для многих конечных смазочных продуктов.

Наконец, вершине эволюции — синтетическому базовому маслу — можно придать самые разнообразные свойства, в зависимости от потребностей. Уникальные смазочные материалы с точно заданными свойствами под конкретные потребности чаще всего сделаны как раз на основе синтетических базовых масел. Варьирование свойств минерального масла может быть слишком узким.

О том, что природные масла — отличный смазочный материал, человек знал уже давно. Но в XX веке семимильными шагами развивалась нефтепереработка, и люди начали получать минеральные масла. Американский институт нефти (API) к началу 1990-х годов разделил базовые масла на пять групп. Три из них включают минеральные масла с повышенной степенью очистки, две — синтетические.

Группа I — базовые нефтяные масла, которые получают с помощью экстракции растворителем или очистки растворителем. Эта технология придумана одной из первых, и с ее помощью из масла удаляются нежелательные компоненты (например, ароматические или полициклические соединения). Это самый дешевый в производстве тип базовых масел, а потому он пока и самый многотоннажный.

Группа II — минеральные масла, для получения которых используется технология гидрирования (или гидроочистки). Для этого применяют газообразный водород. Путем химической реакции он связывается с «загрязняющими» ароматическими соединениями и превращает их в полезные углеводороды, присутствие которых желательно в составе масла.

Группа III — масла, которые производятся так же, как во втором случае, но процесс гидрирования еще и проводят при высокой температуре и высоком давлении. Это позволяет превратить в нужные углеводороды почти все нежелательные компоненты из нефти. Сегодня наличие водородного сырья для гидроочистки считается индикативом качества нефтепереработки. Россия не испытывает недостатка в собственном сырье. Поэтому нефтепродукты, которые у нас производятся, превосходят по качеству европейские.

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ БАЗОВЫЕ МАСЛА

Разные группы минеральных базовых масел различаются между собой прежде всего степенью очистки от нежелательных компонентов, в том числе от ароматических и полициклических соединений. Преимуществ больше у тех базовых масел, чья степень очистки выше. По мере очищения, к примеру, растет устойчивость продукта к окислению, увеличиваются индекс вязкости, температура застывания. Улучшаются другие рабочие параметры.

Но есть и своеобразные побочные эффекты от очищения. Например, по мере увеличения степени очистки может ухудшиться растворимость присадок и способность к биоразложению. Однако смазочные материалы на основе базовых минеральных масел сегодня занимают ведущее место по объему производства. На промышленном и автомобильном рынке эти масла самые популярные. Во-первых, они недороги, а во-вторых, до недавнего времени им не было разумной альтернативы.

Минеральные базовые масла этих групп в России производят ЛУКОЙЛ, «Роснефть», «Газпромнефть», татарстанский комплекс ТАНЕКО (входит в Группу «Татнефть» - прим. ИА «Девон»). На основе таких масел изготавливают промышленные и машинные смазки.

К четвертой группе относят синтетические базовые масла на основе полиальфаолефинов. Во время полимеризации с участием газообразного этилена получаются углеводороды с олефиновым «хвостом». Результат — вещество, которое максимально напоминает идеальную структуру минеральных масел из третьей группы, но имеет перед ними дополнительные преимущества.

Это более высокий индекс вязкости; одинаково безотказные характеристики работы при экстремально низких и высоких температурах; устойчивость к окислению и низкая летучесть.

Благодаря своим техническим особенностям смазки на основе полиальфаолефинов могут быть самыми разнообразными, в том числе и очень специфическими. Их используют на стратегически важных объектах, для агрегатов, подверженных влиянию экстремальных температур, и работы в критических условиях. Например, в космическом машиностроении. Но и бытовые моторные масла на их основе безотказно себя показывают.

В составе полиальфаолефинов нет соединений серы и азота, отсутствуют ароматические вещества. А следовательно, эти масла разлагаются на 100%. Технически полиальфаолефины относятся скорее не к техническим маслам, а к универсальным. Они настолько чистые, что их используют как компонент для растворения ветеринарных вакцин, в косметической и даже пищевой промышленности.

До недавних пор полиальфаолефины были дефицитным продуктом в Европе и в России. В нашу страну их импортировали, но и Европа не могла обеспечить достаточного производства этих продуктов. Единственное предприятие в России, на котором сегодня производят ПАО — TAIF Lubricants (Нижнекамск). Здесь делают и базовые полиальфаолефиновые масла, и готовые смазочные материалы на их основе в промышленных объемах.

Группа V — все остальные базовые масла (в основном синтетические). Чаще всего это масла на основе диэфиров, полиалкиленгликолей, фосфатных эфиров и силиконов. Это не самая распространенная категория базовых масел. Они нужны для смазки точечных индустриальных узлов, производятся для узких нужд промышленности.

ЗАПАДНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ УХОДЯТ

В сложившейся ситуации конъюнктура рынка масел в РФ изменилась, и ряд зарубежных производителей смазочных материалов увели свои бренды из России. Большинство из них представляли моторные масла и премиальный сегмент моторных и индустриальных масел на основе базовых II и III групп.

Это открывает российским производителям новые возможности занять или расширить свою нишу на внутреннем рынке. Особенно это актуально для производителей базовых масел III и IV групп, которые вовлекают их в рецептуры моторных и индустриальных масел для различных областей применения.

Смазочные материалы на основе разных типов базовых масел не одинаковы: у них разные свойства и особенности применения. Масла III группы порой называют синтетическими. Но это не так: несмотря на то, что они очищаются путем глубокой химической переработки, эти базовые масла остаются минеральными по своей сути. Они производятся путем перегонки, а не прямого химического синтеза и этим отличаются от синтетических.

Смазочные материалы на основе разных групп базовых масел могут быть несовместимы друг с другом. Поэтому, меняя масло в машине, обязательно нужно учитывать, на какой базе оно сделано. На этикетке должен быть указан тип масла: минеральное, синтетическое или полусинтетическое, в зависимости от пропорции базовых масел в составе.

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: история, Масла, Смазки, Транспорт

 

к следующей новости раздела

20 мая 2022

«Татнефть» переводит часть автопарка на газ

к предыдущей новости раздела

13 мая 2022

Shell второй раз с 1917 года теряет Россию

к следующей новости главной ленты

17 мая 2022

Почему ЛУКОЙЛ ограничится выплаченными промежуточными дивидендами

к предыдущей новости главной ленты

16 мая 2022

В Югре банкротящейся нефтекомпании дали природоохранный штраф ниже минимального