На автозаправках Казахстана складывается «дефицитная традиция»
Виноваты несвоевременные ремонты на НПЗ, растущая автомобилизация и блэкауты.
(
12 июля 2023 18:00 , ИА "Девон" )
В Казахстане наметился тренд на появление дефицита 95-го бензина. Это связано с ремонтами на Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе, а также аварийной остановкой Атырауского НПЗ из-за блэкаута в начале июля. Об этом заявил глава Минэнерго РК Алмасадам САТКАЛИЕВ, сообщает
NUR.KZ.
Сейчас необходимый объем топлива накоплен на нефтебазах и заводах. Отгрузка идет в соответствии с заявками акиматов (местных властей), сообщил министр. «На направлениях, где идет повышенный объем потребления, возможны сбои, - отметил Саткалиев. - Дефицит будет покрыт за счет внутренних поставок».
«95-й бензин - нерегулируемый вид топлива, - пояснил министр энергетики. - Сами заправщики имеют право повышать цены. Мы можем давать рекомендации в плане индикатора цен. Данную работу проводим с собственниками АЗС – для недопущения резкого роста цены на этот вид топлива".
В марте этого года стало известно, что в Казахстане планируют установить предельные оптовые цены на бензин и дизтопливо. Позже глава правительства Алихан СМАИЛОВ заявил, что НПЗ Казахстана работают на пределе своих мощностей. Однако страна постоянно сталкивается с рисками нехватки топлива. Премьер-министр РК подчеркнул, что основными фактором дефицита являются вывоз топлива за рубеж и низкие цены на моторное топливо в Казахстане.
12 апреля в силу вступил приказ Минэнерго о повышении цен на бензин и дизельное топливо. В правительстве страны подчеркнули, что спекуляции на рынке ГСМ недопустимы. В июне Саткалиев предупредил казахстанцев о предстоящих ремонтах на Павлодарском и Атырауском НПЗ.
Он подчеркнул, что на период ремонта Павлодарском НПЗ сформирован запас дизельного топлива и бензина АИ-95. Совместно с акиматами будут проводиться рейды по необходимости отпуска необходимого объема бензина и дизельного топлива. В связи с ожидающимся ремонтом на Атырауском НПЗ в сентябре этого года министр заявил, что нужно обеспечить необходимый объем импорта топлива.
Шымкентский НПЗ встал на ремонт из-за дефекта теплообменника, сообщает портал
otyrar.kz. Из-за этого выпуск бензина марки АИ-95 временно прекратили. Но в госкомпании «Казмунайгаз» заверили, что недопроизводство топлива на юге компенсируется увеличением производства на Атырауском предприятии.
«Во время ремонтных работ производство бензина АИ-92 сохранится на уровне 2,5 тыс. тонн в сутки, — рассказали в пресс-службе КМГ. - Отгрузка дизельного топлива и авиатоплива будет идти в штатном режиме. Остановка не окажет отрицательного влияния на рыночную ситуацию». По данным компании, бензина АИ-92 и дизтоплива стране должно хватить на месяц, АИ-95 — на две недели.
Сейчас проблемы с топливом испытывают водители Шымкента. На некоторых автозаправочных станциях отсутствует одна из самых ходовых марок бензина — АИ-95. На других заправках нет дизельного топлива.
«Проблема ощущается уже недели две, - говорит один из местных жителей. - Пару раз ездил на заправки за городом. Там тоже 95 бензина нет».
«Я пользуюсь 92-м бензином, но слышал, что 95 в некоторых заправках в городе отсутствует, - заявил другой житель Шымкента. - Кто на дизеле ездит, они не смогли заправиться из-за отсутствия дизельного топлива».
Эксперты уверены, что ожидается нехватка еще и 92-го бензина. Это сравнительно дешевое топливо и сейчас на него перейдут многие автолюбители. Дело в том, что переработка нефтепродуктов за последние годы в Казахстане выросла. Но и автопарк в стране стал больше.
Сейчас сложилась так называемая «дефицитная традиция», когда периодически то или иное топливо на заправках не найти. По мнению специалистов, нужно было увеличивать мощности действующих производств, но момент был упущен.
«Рассматривается вариант расширения Шымкентского НПЗ, - говорит экс-советник министра энергетики РК Олжас БАЙДИЛЬДИНОВ. - это решило бы проблемы по потреблению топлива. Но вопрос в том, что это ПКОП («ПетроКазахстан Ойл Продактс» - прим. ИА «Девон») расширится к 2030 году. До этого мы будем зависеть от России, от цен, которые складываются там».
Эксперты уверены, что все дело в несвоевременном ремонте. Зачастую работы на нефтеперерабатывающих заводах переносят из-за посевной или уборочной кампании, а иногда и из-за дефицита топлива. От этого и страдает производство.
Справка Информагентства «Девон»:
Вечером 3 июля авария на Мангистауском атомно-энергетическом комбинате привела к масштабному
сбою в энергосистеме Казахстана. Из-за резкого увеличения подпитки на котле МАЭК остановился энергоблок №1. Из-за этого без света остались некоторые западные районы страны.
Кроме того, приостанавливали работу объекты нефтегазового комплекса республики. Это привело к миллиардным убыткам. Об изношенности оборудования не теплоэлектростанции было известно и ранее. На ремонт были выделены средства, но отремонтировать станцию не успели. Это уже не первая подобная авария в РК.
Вечером 3 июля также оказался полностью обесточен Атырауский НПЗ. Производство нефтепродуктов удалось возобновить лишь 6 июля. На тот момент все установки завода начали работать в нормальном режиме, кроме установки замедленного коксования. Ее пришлось очищать от застывших нефтепродуктов.
Шымкентский НПЗ – один из трех НПЗ Казахстана. Он построен в 1985 году. Предприятием управляет ПКОП – совместное предприятие АО «КазМунайГаз – переработка и маркетинг», и Китайской национальной нефтяной корпорации (CNPC). Проектная мощность предприятия - 5,25 млн тонн.
Павлодарский нефтехимический завод находится на северо-востоке Казахстана. Единственным акципонером предприятия является “КазМунайГаз”».
Завод был введен в эксплуатацию в 1978 году и ориентирован на переработку нефтяного сырья западносибирских месторождений. Мощность - 6 млн тонн нефти в год.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Казахстан, Кризис, бензин автомобильный, дизтопливо